Спортивные
Взгляд со стороны
- Подробности
- Категория: Спортивные машины
- 26.05.2025 12:06 Просмотров: 11
Интересный взгляд редакторов «Актуэля» и «Шпорт Ауто» на то, что происходит с регламентом Ле-Мана сейчас. Мы-то привыкли читать у них четкий и суховатый разбор событий, а тут какая-то итальянская экспрессия порой. Но тем интереснее.
Маркус Шуриг требует от автоспорта адекватного уровня технической значимости.
Американцы говорят: автоспорт — это еще и развлечение. Правда, в той мере, в какой ведущий вмешивается, чтобы сделать происходящее интересным. Европейцы определяют автоспорт через технологии. Напомню, что именно в Ле-Мане были опробованы дисковые тормоза на машине.
Это разные подходы с разной степенью значимости, которые, на мой взгляд, взаимосвязаны. Какая мне польза от технологий, если за гонкой никто не наблюдает? Или почему все смотрят, хотя технологии остались в каменном веке? Оба фактора имеют значение. Процентное соотношение технологий и шоу адаптируется в зависимости от времени и обстоятельств. Но если техническая значимость или мост к серийной продукции будет полностью разрушен, то от глобального влияния автоспорта в долгосрочной перспективе мало что останется.
Автомобиль, двигатель, спорт.
Кто сейчас говорит о лошадях? Когда кареты исчезли с дорог, конный спорт выжил. Но как он влияет на нашу жизнь? Да никак. Факт в том, что наше отношение к автоспорту во многих случаях является производным от нашего отношения к автомобилям. Автолюбители интересуются автоспортом. Если бы автоспорт технически не имел ничего общего с автомобилями, многие автолюбители отвернулись бы от него. Эта связь, как и релевантность, масштабируема и зависит от времени, моды или состояния умов. Лично я нахожу гонки ИМСА более захватывающими, чем гонки МЧМ (WEC), что связано с некоторыми развлекательными элементами. В техническом плане для меня разделительной линией является Индикар, потому что машины там настолько старые, что я больше не могу на них смотреть. Или «Формула Э», потому что я никогда не и хотел ее видеть.
Ключевую роль играют не только технологии, но и марки. Для меня актуальность автоспорта определяется сочетанием четырех факторов: технологии, развлечения, марки и гонщики. Если технологии будут доминировать, как в эпоху гибридов ЛМП1, этот шаг может иметь обратный эффект из-за затрат. Когда гонки превращаются в пустые шествия, когда на старте нет звезд, мало кто будет смотреть.
Если включить фантазию и выйти за рамки нашего времени и измерения, если электромобили победят на дороге (во что я не верю), то у автоспорта (а также у спортивных автомобилей) возникнут проблемы, поскольку звук является центральной основой энтузиазма. Если развить свою теорию дальше, то в день X все гоночные автомобили должны стать электрическими, чтобы электромобили могли окончательно победить. Кто тогда будет смотреть гонки, даже если хороших спортсменов будет много?
Идея о том, что марки и звездные гонщики могут сделать что-то непопулярное популярным в автоспорте, уже была блестяще опровергнута той самой Формулой-Э.
В любом случае, ради сохранности автоспорта я могу только надеяться, что электромобили не победят, потому что в противном случае мой прогноз на будущее будет весьма мрачным.
***
Филипп Кёрнер считает, что не только Ле-Ман, но и весь автоспорт находится на перепутье. Если хотите конкурировать с видеоиграми и тому подобным, просто приходится полагаться на зрелищность.
Мое прежнее «я» прокляло бы меня за следующие строки – возможно, даже возненавидело бы. Потому что в моем детстве не было ничего прекраснее, чем наблюдать за этими разноцветными космическими кораблями на четырех колесах, разъезжающими по трассам. Гонщики? Очень круто! Но что с них толку? Пока большинство моих сверстников жарко обсуждали поединки на трассе, я впитывал каждую крошечную крупицу информации о технике. О чем думали специалисты по аэродинамике, создавая антикрыло? Как работает обновление движка? И какие уловки скрываются под кузовом? Неудивительно, что эпоха гибридов ЛМП1 стала для меня личным Эльдорадо. Это также дало моему поколению возможность каждый год поражаться качественному прогрессу в технологиях.
Так почему же я сейчас порвал с таким отношением? В последние годы мне пришлось признать, что технологии — это еще не все, зачастую они даже могут быть помехой. Давайте вспомним, например, бесславный конец ЛМП1. Действительно, политические и жадные до прибыли ошибки в отрасли внесли значительный вклад в ее крах. Однако в конечном итоге это был, прежде всего, неизбежный бич прогресса: издержки. В то время как, например, чтобы извлечь какую-либо выгоду из трехсторонней битвы между «Тойотой», «Альпин» и «Гликенхаузом» приходилось прилагать усилия, в то время как вид на Атлантику открывал перспективы, полные молочных рек и кисельных берегов. Конечно, правила ИМСА ДПи в то время были крайне просты. По сравнению с этим даже современный ЛМДг кажется чем-то выдающимся.
Такие «ботаны», как я, всегда с энтузиазмом посещают трассы. Даже если они в основном расположены в унылой сельской местности. Однако любой, кто находится всего в одном клике от всего, что предлагает Интернет, требует чего-то большего, чем пыльный статус-кво.
Что-то должно происходить и на трассе, и за ее пределами. А когда этот вид спорта в последнее время был на пике популярности? Когда технология становится вторичной или она является сбалансированным фактором. Достаточно взглянуть на «Формулу-1», где последние сезоны регламентного цикла традиционно являются самыми захватывающими.
Так что же, это конец роли автоспорта как технологической лаборатории? По крайней мере, в настоящее время. Но в такие стремительные и запутанные времена автоспорт просто обязан быть в центре внимания. И если для этого требуется единообразие и головная боль с «балансом», то я терплю.
Такие чудеса, как гибридный ЛМП1, все еще вселяют в меня уверенность в том, что лучшие времена настанут. И тогда я возвращаюсь к себе прежнему. Непременно.