Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Спортивные ИМСА-2025, «24 часа Дейтоны»: Трижды семь

Спортивные

ИМСА-2025, «24 часа Дейтоны»: Трижды семь

Заводская команда «Пенске-Порше» продолжила свою серию побед в суточном марафоне. Фелипе Наср, Жюльен Андлойе и Лорин Хайнрих удержали первое место несмотря на давление со стороны команды «Экшн-Экспресс Кадиллака» на заключительной части заезда. Новая заводская команда «БМВ» в ИМСА, бельгийская «ВРТ», начала свою карьеру в штатах с третьего места.

«Порше» теперь определенно является местной версией «Феррари»: в третий раз подряд производитель из Штутгарта выиграл самую важную гонку сезона ИМСА. А в «Феррари» трижды подряд выигрывали 24 часа Ле-Мана, что настолько разозлило «Порше», что компания с негодованием ушла из Чемпионата мира в конце 2025 года. В ИМСА все немного спокойнее: после третьей победы «Порше» в Дейтоне угроз выхода со стороны соперников не поступало. Но были и тонкие намеки, например, предположение, что «Порше» получила бонус в «балансе производительности» (BoP) за уход из МЧМ, оставаясь при этом в серии ИМСА.

Доминирование приносит счастье только тогда, когда ты доминируешь сам. С другой стороны, все победители доминируют лишь настолько, насколько позволяют им соперники. Кажется, ни один производитель не доминировал в Дейтоне так сильно, как «Порше» в последние годы: во время предсезонных тестов они показали лучшие результаты, что заставило конкурентов заподозрить неладное. На тренировках и квалификации «Порше» стабильно лидировали, но не очень выраженно.

В гонке команда из Штутгарта сразу же прибавила обороты: через 30 минут они, стартовав с 3-й и 5-й позиций, обеспечили себе двойное лидерство, оставив всех остальных далеко позади. После первого пит-стопа и 75 минут гонки заводские «Порше» создали 17-секундный отрыв – преимущество, которого не удаётся достичь даже «Феррари» в Ле-Мане.

Но Дейтона не Ле-Ман. В общей сложности девять периодов жёлтых флагов удерживали пелотон ГТП (местное название ЛМДг) вместе, причём самый длительный, из-за густого тумана, даже остановил гонку на 6 часов и 33 минуты. И, безусловно, внутри «Порше» велись дебаты о том, насколько быстрый темп в начале гонки был полезен с точки зрения «баланса» (BoP) на оставшуюся часть сезона IMSA.

«Хороший темп в начале был обусловлен тем, что наша машина показала себя исключительно хорошо при температуре трассы выше 30 градусов; конкурентам было тяжело, – пытался объяснить ситуацию Фелипе Наср после трёх часов гонки. - И кроме того, 24-часовая гонка невероятно длинная, может случиться что угодно».

Как, например, случилось с товарищами Насра по команде Лоренсом Вантором, Кевином Эстре и Мэттом Кэмпбеллом на «Порше» № 6: после второго пит-стопа Эстре столкнулся с автомобилем класса ЛМП2. Трио боролось с последствиями этого инцидента на протяжении всей гонки. Во время третьего периода желтых флагов они дважды заезжали на пит-стоп, чтобы отремонтировать правый боковой обтекатель и оценить повреждения днища. Именно так один из двух доминирующих «Порше» 963 оказался на последнем месте в высшем классе.

Даже во время шестичасового периода простоя из-за тумана ремонтные работы не прекращались, но «в конечном итоге повреждение днища привело к значительной потере прижимной силы», - поясняет Урс Куратле, руководитель команды ЛМДг.

Конечно, время, потерянное во время многочисленных периодов желтых флагов, легко наверстывается, и «Порше» №6, который в итоге финишировал четвертым, сумел это сделать: утром после двух пит-стопов во время периода желтых флагов. В обоих случаях автомобиль №6 пробился на второе место - безусловно, еще одно доказательство отличной базовой скорости «Порше».

Победная тройка Наср, Хайнрих и Андлауэр в значительной степени избежала подобных неприятностей: никаких штрафов, никаких поломок, никаких задержек. Но были и два исключения: во время девятого и последнего периода желтых флагов, который был объявлен за два с половиной часа до финиша из-за поломки двигателя на «Мустанге» Майка Рокенфайлера, ситуация немного накалилась и для будущих победителей. В боксе №6 отключилось электричество, и лидеры тоже чуть не пострадали: «На мгновение погас свет в боксе №7, но все обошлось, - рассказывает Куратле. – А вот второй машине пришлось снова заехать к механикам, и она откатилась на 11-е место».

Если бы инцидент затронул №7, то все сложилось бы иначе: после последнего пит-стопа, за 45 минут до финиша, Наср, вернулся на трассу чуть впереди «Кадиллака» Джека Эйткена. Британец держался наравне и дважды атаковал в первом повороте в середине финального отрезка, так как Наср ранее был задержан трафиком в змейке «Автобусная остановка». Первая атака была невероятно напряженной, и Насру пришлось отчаянно обороняться, чтобы удержать Эйткена позади себя.

«Я был удивлен, что «Кадиллак» оказался таким быстрым в конце и смог оказать давление. У них было хорошее сцепление с дорогой на выходе из шиканы, и мне пришлось выложиться на полную, чтобы удержать лидерство», - рассказал после финиша Наср.

Джек Эйткен, который разделил второе место с Эрлом Бамбером, Фредериком Вести и Коннором Зиличем, полагает, что у был реальный шанс на победу: «Дело в том, что с новым аэродинамическим пакетом у нас в целом хорошая машина, и это подтвердилось в гонке. Временами «Порше» были быстрее, но мы смогли держаться наравне и бороться. Настройки были правильными, у нас не было технических проблем, и новые шины «Мишлен» хорошо себя показали. Максимальная скорость была почти одинаковой, поэтому мне нужен был момент, когда Наср застрял в трафике, чтобы иметь возможность атаковать - к сожалению, это не совсем получилось».

В квалификации Эйткен завоевал поул-позицию, но команда «Экшн Экспресс» потеряла её во время послегоночной технической инспекции из-за чрезмерного износа деталей днища, вызванного ошибкой сборки. Как и «Порше», «Кадиллак» без труда быстро поднялся с последнего места. И, как и «Порше», «Кадиллак» повторил сценарий во второй раз: рано утром в воскресенье автомобилю №31 пришлось отбыть 60-секундный штрафной пит-стоп, потому что Коннор Зилич проехал на красный свет на выезде с пит-лейна.

Второе место - успех? Напарник по команде Эрл Бамбер объяснил после гонки: «У нас не было радиосвязи на пит-стопе большую часть гонки. Штраф для Зилича стал следствием отсутствия связи. Вообще, только два «Порше» и наш «Кадиллак» были серьезными претендентами на подиум в Дейтоне. Хотя «Порше» был на четыре десятых секунды быстрее нас на самом быстром круге, средний разрыв был меньше».

Бамбер не считал второе место поражением: «Наша цель - чемпионский титул. Большинство очков начисляется в Дейтоне, поэтому это отличный результат для нас. Особенно учитывая, что у нас была хорошая машина, стабильная и хорошо работающая с шинами - то, что все еще было под вопросом из-за новых аэродинамических характеристик».

Новые аэродинамические характеристики? Все Нурегсаги, включая автомобили из МЧМ (WEC), были повторно измерены зимой в аэродинамической трубе в Виндзоре. Все производители зарезервировали «замену» («джокер»), чтобы оптимально расположить свой автомобиль в пределах требуемого диапазона аэродинамических характеристик во время повторных измерений. Поскольку «баланс производительности» основан на данных омологации, а методология измерений изменилась, существовала некоторая неопределенность относительно того, как аэродинамические изменения повлияют на гоночный темп в первой гонке сезона в Дейтоне. Кроме того, Дейтона стала первой гонкой для полностью новых шин «Мишлен».

После гонки следует отметить, что в конечном итоге мало что изменилось: «Порше» лидировала в 2025 году и выиграла все титулы, «Кадиллак» выиграл две последние гонки 2025 года с командой «Экшн Экспресс» – и обе марки/команды снова доминировали в Дейтоне. Другими словами, иерархия на вершине практически не изменилась.

Даже третье место «БМВ» вписывается в общую картину. В конечном итоге, Дрис Вантор, управляя прототипом на финальном отрезке гонки, смог обогнать «Порше» Кевина Эстре только потому, что французу пришлось экономить топливо из-за несколько ошибочной стратегии, одновременно слишком сильно нагружая шины. Оба фактора привели к тому, что он уступил третье место Вантору за 25 минут до финиша. Задние шины износились настолько сильно, что Эстре потерял десять секунд на финишной черте.

Немногие готовы были бы поставить на квартет «БМВ» в составе Дриса Вантора, Шелдона ван дер Линде, Робина Фряйнса и Рене Раста перед гонкой. Экипажи «БМВ» испытывали проблемы с управляемостью и балансом, а также с неправильным давлением в шинах во время квалификации, что привело к разочаровывающим 9 и 10 стартовым позициям.

Новая команда «БМВ» в ИМСА, «ВРТ», не добилась какого-то чудесного исцеления в гонке, но тем не менее успешно реабилитировалась. Временами обе машины держались в первой пятерке, хотя и значительно отставали от лидеров по базовой скорости. На самом быстром круге обе «БМВ» отставали от «Порше» на целых восемь десятых секунды! Второй неудачей стали штрафы и ошибки: №25 (Энг/Виттманн/Магнуссен/Марчелло) получил два штрафных проезда за нарушения правил остановок. №24 также получила штрафной проезд, а также совершила длительный ранний пит-стоп для сброса системы, что стоило им почти двух кругов. Однако благодаря девяти периодам желтых, когда все классы группируются заново, «БМВ» неоднократно удавалось пробиться обратно в лидеры.

В итоге заводская команда разделила стратегию. Машина №25 появилась на пит-лейне за 58 минут до финиша, что, учитывая разницу в 45-50 минут, говорило о том, что они рисковали, рассчитывая на поздний желтый флаг. Риск не оправдался, и второй «БМВ» финишировал на восьмом месте.

Тем не менее, руководитель команды Винсан Воссе остался доволен: «Мы создали команду в Америке очень быстро, плюс у нас было множество изменений в машине и новые шины. Квалификация прошла настолько плохо, насколько это было возможно, но нам удалось прорваться вперед и добиться наилучшего результата. Мы даже смогли сократить отставание в максимальной скорости, выявленное перед гонкой. Подиум - отличная награда для всей команды, но нам еще предстоит много работы».

Шелдон ван дер Линде (третий на финише): «Честно говоря, я ожидал, что мы будем в конце пелотона, но это оказалось совсем не так – приятный сюрприз! Мы попробовали новую концепцию настроек, и она оправдала себя. Я заметил, что мы могли держаться наравне с «Кадиллаком» первые десять кругов отрезка, но затем задние шины начинали изнашиваться».

Гораздо хуже было у «Акуры». В прошлом году заводская команда «Майер Шенк» смогла разбить дуэт «Порше» и побороться за победу. То второе место принесло некоторый сдержанный оптимизм. В этом году старт сезона стал для них серьёзным ударом: пятое место для машины номер 93 (Йеллоли/Ван дер Занде/Ота/Палоу) и лишь девятое для машины номер 60 (Бломквист/Браун/Диксон/Аллмендингер).

«Наше падение на 9-е место легко объяснимо: мы предполагали, что жёлтый флаг появится в конце гонки, и заправились раньше, но поскольку жёлтого флага не было, нам пришлось сделать срочный пит-стоп, поэтому мы так сильно отстали, - объяснил Том Бломквист. - В данный момент мы просто не можем понять, как работает машина. Похоже, у нас есть лишь очень узкий диапазон, когда машина хорошо работает с новыми шинами «Мишлен». Иногда машина вела себя блестяще, а иногда - ужасно. Нам предстоит много работы, чтобы машина лучше работала с новыми шинами, которые, по-видимому, не подходят характеру нашего прототипа».

По сравнению со своими конкурентами, в «Акуре» подошли к аэродинамическим улучшениям довольно сдержанно: незначительные изменения задней части, а также новые аэродинамические элементы спереди и слегка приподнятый передний рассекатель (сплиттер). «В целом, нашей главной целью было повышение общей эффективности с точки зрения сопротивления и прижимной силы», - объяснил Дэвид Салтерс, президент североамериканского отдела «Хонды Рейсинг» (HRC North America) перед гонкой.

В отличие от них, в «Кадиллаке», например, полностью изменили концепцию: вместо регулировки аэродинамического баланса с помощью переднего антикрыла, как раньше, теперь это делается с помощью заднего антикрыла. В «Порше» также пошли ва-банк: комплект для модернизации аэродинамики, как сообщается, стоит более 600 000 евро - соответственно, было модифицировано большое количество деталей и узлов.

Высокая цена нового аэродинамического обвеса стала главной причиной того, почему клиентская команда «Порше» «ДжейДиСи Миллер» (JDC Miller Motorsports), благодаря специальному разрешению от организатора, выступает на прошлогоднем автомобиле. Заводские команды, участвующие в гонках, недовольны, поскольку новые правила баланса производительности (BoP) со значительно меньшим классификационным коридором для веса (10 кг) и мощности (10 кВт) распространяются и на «старый» «Порше» 963. Для сравнения: заводская команда «Порше» обычно должна была выступать с весом более 1060 кг в 2025 году с этой же модификацией, а «ДжейДиСи» едут с 1035 кг.

Это также объясняет, почему небольшая частная команда смогла впечатлить такой высокой скоростью во время предсезонных тестов. В гонке частный «Порше», за рулем которого находились Пино, Ван дер Хельм и Фредерик, временами входил в пятерку лучших – а то и превосходил их. К сожалению, штраф заставил их опуститься на седьмое место.

Единственный представитель ЛМГ (LMH) в чемпионате ИМСА провел неудачные выходные: в начале гонки команде «Тор» пришлось вызывать на внеплановый пит-стоп свой «Астон» из-за проблем с электроникой, в результате чего они сразу же отстали на 15 кругов от соперников. В итоге, подняться выше 31-го места было уже невозможно несмотря ни на какие «желтые» и нейтрализации.