Спортивные
"М Гибрид" усиливается
- Подробности
- Категория: Спортивные машины
- 31.05.2025 09:19 Просмотров: 5
Краткая история Нуресгага от "БМВ".
Спортивную политику в «БМВ» не всегда легко предсказать. Например, баварская марка вернулась в Марафонский чемпионат мира в 2018–2019 годах с M8 ГТЕ, но тут же покинула сцену после всего лишь одного сезона. Бывали и более убедительные последовательности выступлений, что сказать. Нынче, после ухода из Формулы Э, в «БМВ» решили направиться в марафонские гонки со «среднесрочным» проектом.
Решение было принято 10 июня 2021 года, после чего и немецкий «бренд» обратился к фирме «Даллара» (одному из четырех омологированных производителей) для создания шасси ЛМДг. У Джампаоло Даллары уже была возможность сотрудничать с «БМВ»: в 1977 году с ним консультировались по поводу конструкции купе M1. Сотрудничество между двумя организациями с самого начала было ладным, учитывая, что Маурицио Лескьютта, изначальный руководитель проекта, - итальянец (он покинул «БМВ»в ноябре прошлого года, перейдя на роль управляющего по автоспорту в «Ламборгини»).
Разумеется, в нынешние времена главным было сделать этот Нурегсаг легко узнаваемым: «Самой деликатной миссией, самой сложной задачей для команды дизайнеров было сделать этот прототип четко узнаваемым», — объясняет Францискус ван Мэл, президент отделения «БМВ М». В этом отношении Майкл Скалли, «глобальный директор» по дизайну «БМВ», и его команда потрудились на славу. Как и у «Пежо» 9х8, гены «М Гибрид V8» видны с первого взгляда, а его ноздри решетки радиатора, подчеркнутые светодиодной подсветкой, - явная отсылка к форме трассы в Ле-Мане.
Что касается двигателя, то по причинам отсутствия времени и средств было принято решение не проектировать все с нуля, а разработать гибридную силовую установку на основе существующей базы, как объясняет Ульрих Шульц, главный конструктор двигателей «БМВ М»: «Мы рассматривали 4-цилиндровый турбодвигатель П48 от М4 ДТМ и 8-цилиндровый турбодвигатель П63 от М8 ГТЕ, но риск проблем с выносливостью у первого и вес второго исключили эти варианты».
В конечном итоге был выбран двигатель П66 от М4 ДТМ 2017 и 2018 годов. Этот 4-литровый атмосферный V8 использует стальные и алюминиевые заготовки со эпохи «БМВ» в «Формуле-1» начала 2000-х годов. Он предлагает, среди прочего, преимущество в том, что может быть несущим элементом конструкции.
«Преобразование этого атмосферного V8 в двигатель с двойным турбонаддувом, а затем его установка в гибридную силовую установку стали довольно сложным процессом», — уверяют немецкие двгателисты.
Как и во всех моделях ЛМДг, этот двигатель сопряжен со включенной в конструкцию стандартной КПП стандартной же гибридной системой, состоящей из электродвигателя, разработанного «Бош», и аккумулятора от «Вильямс Адвансд Инжиниринг».
Трудное начало
Первые испытания состоялись 25 июля 2022 года. Чтобы прогрессировать поэтапно, в «БМВ» предпочли изначально ограничиться одним чемпионатом. Поэтому их ЛМДг дебютировала в американском чемпионате ИМСА на гонке «24 часа Дейтоны» 2023 года. Сезон, проведенный в сотрудничестве с командой «Рейхал Леттерман Рейсинг», оказался довольно сложным. В то же время Андреас Рос (бывший сотрудник «Ауди Спорт», сменивший Майка Крака на посту главы «БМВ Моторшпорт») решил доверить глобальную программу — с 2024 года — бельгийской команде «ВРТ», которую только что исключили из «Ауди», когда «бренд» жертвовал своим будущим (уже почти оформленным) возвращением в марафонские гонки ради проекта в «Формуле-1».
Несмотря на то, что технические регламенты МЧМ и ИМСА схожи, гоночные контексты совершенно разные, и «способ эксплуатации» автомобиля в каждом чемпионате также весьма различен. В результате в «ВРТ» смогли лишь отчасти положиться на опыт «РЛЛ», чтобы спланировать свой дебют в 2024 году. Эта подготовка также была довольно сильно нарушена непогодой, как вспоминает Робин Фряйнс: «Во время нашей тестовой программы нам часто мешал дождь. Поэтому мы приехали в Катар на нашу первую гонку, очень хорошо подготовленные к дождю, что, конечно, нам не сильно помогло! Учитывая «мокрые испытания», мы не смогли по-настоящему изучить работу автомобиля и то, что ему требуется, так, как нам хотелось бы. Поэтому в течение всего прошлого года нам приходилось учиться методом проб и ошибок во время гоночных уик-эндов. Одна машина тестировала один тип настроек, а вторая — другие. Прошлый год определенно стал для нас учебным. Мы все еще учимся».
Голландский гонщик рассказал о своем Нурегсаге: «Он очень хорош на скоростных участках, но у нас есть небольшая проблема. Это недостаток сцепления на участках с низкой скоростью или требуемым высоким уровнем сцепления. Но мы добились прогресса в этом вопросе. В конце прошлого сезона в Бахрейне мы были довольно хороши в этом отношении. А еще в прошлом году у нас были проблемы с тормозами. Они хорошо замедляли машину, но они сильно влияли на давление в шинах, причем, непоследовательно: иногда увеличивая его, иногда уменьшая.
В результате мы никогда не могли позволить себе быть «агрессивными» с давлением в шинах, рискуя упасть ниже минимально допустимого и получить штраф. Это особенно проблематично в контексте гонок МЧМ, где предварительный прогрев шин запрещен».
Чтобы устранить этот недостаток, в «БМВ» пришлось сменить поставщика («Карбон Индустри» заменили на «Брембо»).
«Инженеры использовали замену («джокер») для модификации тормозной системы, — продолжает Вантор, - И это значительно улучшило ситуацию. Это совершенно другой коленкор по сравнению с прошлым годом».
Робин Фряйнс подтверждает: «В прошлом сезоне мы страдали на холодных шинах в начале отрезков, а в этом году мы сделали огромный шаг вперед. В целом, я чувствую, что мы среди лучших, когда дело касается обращения с шинами, в том числе и в плане деградации».
Нацеленность на подиум с улучшенной машиной
Гонка «6 часов Спа», состоявшаяся в мае, стала интересной иллюстрацией новых возможностей «М Гибрида V8».
№15 — чуть ли не единственный Нурегсаг, который стартовал на мягких шинах и смог сохранить их в хорошем состоянии, чтобы идти в приличном темпе. С этими шинами Кевин Магнуссен продемонстрировал впечатляющее выступление в начале гонки, особенно когда он обгонял во время движения по траве на прямой Кеммель. Прямой переход из Формулы-1 вынуждает датчанина все еще находится в фазе обучения: «Это машина, которой не так-то просто управлять. По сравнению с тем, на чем я привык ездить, она тяжелее, у него немного меньше аэродинамики... Я бы сказал, что это машина где-то между ГТ и ЛМП1. На самом деле, манера вождения довольно специфична. Например, для меня в новинку отсутствие возможности предварительно прогреть шины. Нужно много чего выучить наизусть, запомнить процедуры и то, как они влияют на баланс автомобиля. Это автомобиль, который очень продвинут в области электроники».
Немецкие инженеры не сидят сложа руки в этой области.
«Я думаю, что это область, в которой мы добились наибольшего прогресса с начала программы, — признается Дрис Вантор. – Контроль тяги и управление дифференциалом стали намного лучше, чем раньше. С каждой гонкой мы улучшаем этот момент».
Вся работа, в совокупности, привела к ощутимому прогрессу с прошлого года. А в 2024 году в «БМВ» уже обеспечили себе первый подиум МЧМ на «Фудзи» (хоть гонка и была на финише сумбурной).
С начала сезона-2025 в «БМВ» неизменно занимали хорошие позиции, как на стартовой решетке (первый ряд в Катаре), так и в гонке. И в Катаре, и в Имоле немцы были первыми, кто финишировал позади «Феррари», что принесло весьма впечатляющее второе место в Италии.
В Ле-Мане у BMW не должно возникнуть проблем с улучшением результатов прошлого года, учитывая его катастрофическое возвращение в высший класс в 2024 году. Как вспоминает Кевин Магнуссен, который с детства часто бывал в Ле-Мане (его отец стартовал там 23 раза): «В Ле-Мане нужно знать, как не попасть в неприятности...» Именно этого не смогли сделать оба экипажа. Допустив разворот всего через восемнадцать минут гонки, № 15 был торпедирован «Феррари» № 83, вернувшимся в Топ-10 после шести часов усилий. № 20 потерял все шансы на хороший финиш после разворота, приведшего к длительному пит-стопу. В итоге ни одна из машин не смогла участвовать в борьбе за высокие позиции на протяжении всей гонки. В этом году такие вольности обойдутся слишком дорого: «М Гибрид V8» явно входят в число машин, имеющих шанс на подиум на «Ля-Сарт».