Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Силуэты Сказав «а», говори «ка»

Силуэты

Сказав «а», говори «ка»

2024-04-13 22-45-55Кое что про обновленный двигатель "Супры" в ГТ500.

Среди трех моделей ГТ500 теперь у «Тойоты» самый старый базовый автомобиль. Однако обновления в межсезонье были настолько значительными, что команда разработчиков заявляет: «По сути, это новая машина». Из всех изменений наиболее примечательным является обновленный двигатель.

Действующие правила ГТ500 налагают строгие ограничения на разработку как кузова автомобиля, так и двигателя, что, впрочем, не останавливает инженеров от поиска оптимальных решений.

В «Тойоте» обновили крупные отливки, такие как блоки цилиндров и головки двигателя, разработка которых обычно замораживается на 3 года (производители могут «выбирать» миллиметры, обеспечивающие коэффициенты запаса по надежности, каждый год). У «Тойоты» с момента дебюта мотора в 2014 году, когда были введены правила, не только название, но и базовая конструкция оставались неизменными. Сейчас представлен новый индекс RI4BG, который пришел на место RI4AG.

Нужно напомнить, что в ГТ500 приняли регламент ДТМ в сезоне-2014, за 4 года до (!) того, как этот самый регламент появился в том самом ДТМ.

Правила НРЕ (NRE, Nippon Race Engine, Японский гоночный мотор) предписывают использование 2-литровых рядных 4-цилиндровых турбонаддувных двигателей с непосредственным впрыском, в которых используются ограничители расхода топлива. С самого начала конструкторам оставили лазейки для поощрения конкуренции в области термического КПД, чтобы повысить топливную эффективность.

Тот же регламент был введен в 2014 году и в Супер Формуле. Агрегаты от «Тойоты» отличаются от изделий конкурентов тем, что обычно раскручиваются до 10000 об/мин, тогда как у соперников максимальные показатели снимают на 9000.

Несмотря на повышенную частоту вращения, «Тойоте» удается добиваться неплохих показателей топливной экономичности. Правда, головной боли всем добавляет использование «углеродно-нейтрального топлива» (CNF, УНТ), которое имеет характеристики испарения, отличные от высокооктанового бензина. Недостаток старого мотора «Тойоты» был в том, что двигатель продолжает использовать многодроссельную систему вместо одинарной. В результате в этом плане они отстали по весу, что сделало фундаментальный пересмотр неизбежным.

Таким образом, три темы, поставленные на 2024 год, — это один дроссель, изучение УНТ и улучшение характеров течения топливной смеси на впуске. Все это должно было привести к улучшению характеристик на среднем диапазоне оборотов двигателя.
Регламент NRE предусматривает, что диаметр камеры сгорания должен находиться в пределах 88 ± 2 мм. Впервые базовые характеристики блока были пересмотрены в направлении уменьшения диаметра, что привело к увеличению хода поршня.

Кроме того, принимая во внимание особенность УНТ, заключающуюся в том, что его трудно испарять по сравнению с обычным высокооктановым бензином, поддержали рост летучести за счет увеличения рабочей температуры масла и воды, над чем работали в прошлом сезоне. В результате обширных модификаций с прицелом на работу с одним дросселем в коанде наконец смогли добиться «оптимизации для ГТ».

Кроме того, блок укрепили с помощью анализа термических напряжений с прицелом на будущее улучшение производительности (читай, съема миллиметров то там, то тут) и преуспели в уменьшении веса самого двигателя, включая головку, хотя более длинный ход обычно делает агрегат тяжелее. За счет оптимизации и применения единого дросселя, воздуховодов и кожухов вспомогательного оборудования также добились уменьшения размеров теплообменников, включая радиаторы (учитывать надо соотношение вертикального и горизонтального размера промежуточного охладителя, имеющего фиксированный максимальный объем и толщину).

В современных спортивных автомобилях, где результаты развития каждый год измеряются в единицах граммов, при узких регламентах области разработки, в «Тойоте» неожиданно добились «прыжка вверх» на невероятный уровень. «Улучшение ходовых качеств за счет тщательного снижения веса позволило минимизировать негативные последствия увеличения дорожного просвета автомобиля на 5 мм», - говорят в команде.

Кроме того, переход на один дроссель позволил добиться значительного развития с точки зрения управляемости (отзывчивости), что было одной из тем для улучшения.

Не исключено, что улучшены характеристик крутящего момента в среднем диапазоне, что приводит к изменению «ощущения мощности» на максимальных оборотах. Говорят, новой версии мотора «антилаг» почти не требуется.

Смогут ли такой новинке что-то противопоставить конкуренты, которые тоже сели на диету в межсезонье, покажут первые гонки очередного чемпионата.