Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Силуэты Супер ГТ: Днище рекламного щита

Силуэты

Супер ГТ: Днище рекламного щита

В 2023 году организаторы Супер ГТ несколько подкорректировали правила ГТ300, класса, в котором частники могут сами разрабатывать и дорабатывать технику. В основе новых правил лежит «сохранение того же внешнего вида, что и у базового автомобиля».

В текущем рейтинге после трех этапов лидирует экипаж на автомобиле класса ГТ3, «Кондо-Ниссан» (Жуан Паулу де Оливейра / Теппей Натори). На почтенном расстояние от них – «Ингинг-Мункрфт» 86 (Юи Цуцуми / Хибики Тайра). Сразу за ними – «Сайтама Тойопет Супра» (Хироки Йосида / Кота Каваи).

Повлияют ли новые правила на характеристики автомобилей ГТ300? Мы рассмотрим изменения для каждого автомобиля.

***

Машины ГТ300, ЯАФ-ГТ, всегда отличались скоростью при прохождении поворотов благодаря легкости и аэродинамике. Однако в нынешнем классе ГТ300, в котором преобладают автомобили ГТ3, вес «регулируемых» ГТ300 (ЯАФ-ГТ) постепенно увеличивается из-за корректировки производительности с помощью «баланса». Аэродинамические пакеты немного меняются, чтобы компенсировать это.

Лучшим примером этого является «Субару» БиАрЗед 2021 года, который отличался заметно выступающим вперед передним крылом. Эта идея помогла уменьшить сопротивление. Носовая часть не только первой встречает воздушный поток, но и определяет, как он следует затем вдоль кузова. Конечно, это не единственная мера, но одна из тех, что помогли «Субару» выиграть титул в 2021 году.

В сезоне-2022 «ЛМКорса-Супра» также получила носовую часть с выступающим вперед крылом. Оба автомобиля используют ВГД (вычислительную гидродинамику, CFD) для разработки в этой области. А вот команда «Цутия», которая строит свою версию «Супры», не имеет средств на ВГД и потому честно признала, что их нос является «имитацией» того, что мы все видим на «БиАрЗед».

Вот, что пишет японский «Автоспорт» сейчас: Вид автомобиля спереди уподобляется человеческому лицу с фарами в качестве глаз и производит сильное впечатление на зрителя. Если передняя часть переднего крыла, являющаяся частью морды, сильно выпирает, то впечатление от внешнего вида сильно меняется. Гоночный автомобиль — это рекламный щит, движущийся по трассе. Если внешний вид базового автомобиля станет слишком странным, он не будет иметь смысла в качестве рекламного щита. «Сохранение того же внешнего вида, что и у базового автомобиля», введенного с 2023 года, — очень разумное условие.

Ну, такое себе объяснение.

От выступающих вперед передних крыльев, прекрасной аэродинамической идеи, пришлось отказаться. Более того, «апр-Тойота», дебютировавшая в сезоне-2022, отличалась выпуклостью на капоте. Она требовалась для установки большого 5,4-литрового V-образного 8-цилиндрового атмосферного двигателя, в то время как базовая машина оснащается горизонтально-оппозитным двигателем. Поэтому и выпуклость пришлось каким-то образом убирать.

Другие важные изменения включают в себя закрытие отверстия за задним крылом специальной тонкой проволочной сеткой, жалюзи или иными элементами, которые предотвращают разбрасывание мусора от шин.

Исходя из того, что говорит каждая команда, внешняя аэродинамика, которую можно увидеть своими глазами, сильно зависит от формы базового автомобиля. Кажется, что влияние пересмотренных правил на «напольную» сторону велико.

Площадь плоского днища была уменьшена новыми правилами. До 2022 года область днища между передней и задней осями должна была оставаться плоской. Теперь же ограничения касаются только области между задним концом переднего колеса и передним концом заднего колеса

Кроме того, расширена площадь переднего рассекателя, что позволило экспериментировать с неким подобием киля, а точка подъема (точка старта) заднего диффузора сместилась вперед, а обтекатель КПП можно установить не только в виде прямоугольного параллелепипеда, но и в еще одной килевидной форме. Еще «доска скольжения» была разделен спереди и сзади. Правда, задняя ее кромка была причиной зацепа за бордюр, что приводило к авариям, поэтому деталь видоизменили, чтобы предотвратить это.

Глядя на новые правила, можно подумать, что степень свободы в аэродинамическом развитии увеличилась, и, в частности, расширился эффективный диапазон заднего диффузора.

Однако, кажется, что это может быть и «отрицательным ростом» в зависимости от команды.

Это связано с тем, что максимальная ширина установки наклонной пластины диффузора по старым правилам составляла 950 мм, а по новым правилам она была увеличена до 1300 мм. Для нижней части отверстий под колеса нет правил, и многие команды использовали это пространство для создания небольшого подъема вогнутой формы. Это широко известно как «хитрый диффузор», и говорят, что он помогал прилипать к поверхности дороги, как присоска.

Однако из-за расширения левого и правого концов наклонной пластины использование этого приема стало невозможным. Несмотря на то, что диффузор был растянут, высота задней части осталась прежней и составила 150 мм, что привело к ухудшению показателей для команд, использовавших хитроумный диффузор.

Тем не менее, хитрый диффузор обладал пиковой характеристикой, потому что эффект внезапно исчезал. «Движение» диффузора вперед переместило точку создания прижимной силы ближе к центру, что сделало эту область настроек простой в обращении. Хотя абсолютная величина прижимной силы уменьшилась, по сравнению с хитрым диффузором, ощущение стабильности в гонке улучшилось.

К сожалению, днище - более эффективная часть кузова, чем наружная сторона, но это почти невозможно увидеть по ходу гонки. Тем не менее, нужно заметить, что важно сбалансировать аэродинамику, как кузова, так и днища, что явно будет в центре внимания гонки разработчиков в 2023 году.