Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная История Летопись автоспорта 6 августа

Летопись автоспорта

6 августа

ligierjs2Соавтор «желтого чайника» и неудачный эксперимент с топливными баками.

1941. День рождения французского конструктора Мишеля Тетю, родившегося в Шаторо. После успешного завершения обучения в Высшей технической школе аэронавтики и автомобилестроения (Ecole Superieure des Techniques Aeronautiques et de Construction Automobile, ESTACA) в 1965 году молодой специалист поступил на работу в конструкторское бюро СиДи (CD) Шарля Дойча. Оттуда в 1969 Тетю перешел в команду Ги Лижье.

Первое же задание стало весьма ответственным – нужно было спроектировать спортивный автомобиль ЖС1 (JS1 – в честь друга Лижье Жо Шлессера). Машина получилась успешной и выглядела весьма боевито с двигателями «Косворт» и «Мазерати».

ligierjs2

Успех оценили итальянцы и пригласили Мишеля в «Альфа-Ромео» поработать над новым проектом Т33. И здесь француз не подвел начальство – красивая Баркетта принесла марке из Милана титул в чемпионате мира 1975 года.

Долго на одном месте конструктор усидеть не смог и в 1978 году вернулся на родину, на сей раз в лагерь «Рено», где тут же приступил к проектированию гоночной машины РС10, которая вскоре получила прозвище «желтый чайник» из-за невероятно ненадежного турбодвигателя. Впрочем, проблемы с мотором вскоре были решены, и в 1983 году Ален Прост чуть было не принес французской марке чемпионский титул. Однако досадная поломка лишила «Рено» этой чести, а Тетю вскоре вернулся туда, откуда все началось, в «Лижье».

После нескольких лет регресса с маломощными двигателями Мишель решился на авантюру, погнавшись за снижением коэффициента сопротивления воздуху. На модели ЖС31 топливные баки были буквально раскиданы по всей площади шасси: по бокам от гонщика, между гонщиком и мотором, даже между мотором и коробкой нашлось место для небольшой емкости. Автомобиль получился приземистым, но крайне нервным в управлении. Ему попросту не хватало прижимной силы, спортсменам приходилось постоянно сражаться с рулем, будто на мокрой трассе. В итоге Стефан Йоханссен и Рене Арну несколько раз даже не прошли квалификацию. Ги Лижье пришлось уволить Тетю.

Конструктор не растерялся и тут же поступил на работу к Жерару Ляруссу. Его команда выставляла в гонках автомобили «Лола-Ламборгини» и добивалась определенных успехов. Именно на этой машине в 1990 Агури Сузуки принес Японии первый подиум в Формуле-1. Произошло это на домашней для спортсмена трассе.

К сожалению, развить успех не удалось. Несмотря на солидные достижения, привлечь спонсоров так и не удалось. Команда погрязла в долгах и к 1995 году обанкротилась. Тетю остался работать у Лярусса, который переключился на гонки спортивных машин.

renaultrs10

Фото: f1fanatic.co.uk