Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Архив ДТМ Борьба с дельтой

Борьба с дельтой

Времена длительных тестов, безвылазной жизни на полигоне минуют - в частности, зимой вступает в дело надежная имитационная техника. Ауди и корреспондент adrivo.com Вольфганг-Андрэ Шмиц помогут вам войти в курс дела.

Здесь все спрятано от постороннего взгляда - борьба за десятые доли секунды на треке происходит за письменным столом. За много месяцев до официального представления, проекты и эскизы нового болида DTM мерцают уже на экранах компьютеров отдела развития. Виртуальная реальность предшествует реальным испытаниям на асфальте. При этом, данные, полученные от компьютерных расчетов должны отличаться как можно меньше от действительных результатов. Нужно добиться минимизации так называемой дельты - отклонения результатов имитации от реальных значений. Это борьба, о которой вам расскажет доктор Лусия Конкони, инженер отдела имитации в Ауди.

Портативный компьютер вместо чертежной доски

Времена чертежной доски и карандаша давно ушли в прошлое. "Задолго до того как контуры машины появляются на бумаге, мы определяем, какие именно технические характеристики должны быть у машины", доктор Лусия Конкони поясняет первую фазу проектно-конструкторских работ. С помощью различных программ имитации, на основе опытных данных предшествующих моделей, Конкони и ее коллеги переходят к основному этапу своей работы: "Затем мы определяем конкретные характеристики для всех узлов и агрегатов. Только слаженная работа всех без исключения деталей автомобиля может гарантировать превосходные результаты на трассе."

На этом этапе чрезвычайно важно следить за тем, чтобы все узлы функционировали гармонично. Чтобы исключить такого варианта, что преимущества различных новых компонентов мешают друг другу или взаимно ликвидируются совсем, мы добиваемся сотрудничества инженеров на всех уровнях: "Во время проектирования мы анализируем снова и снова вместе с нашими коллегами из различных отделов, например, из отдела двигателестроения и шасси, влияние различных решений на общую концепцию." Прежде чем проект покидает письменный стол, материализуется для первых испытаний на стендах, мы должны заново проверить всю конструкцию, вплоть до последнего винтика.

В начале зимней паузы первые экземпляры модифицированных компонентов находятся в распоряжении специалистов по аэродинамике и другим натурным испытаниям. "При этом мы исследуем сначала, была ли наша предыдущая цель достигнута. При этом мы используем аэродинамическую трубу в Ингольштадте, испытательные стенды двигателей, шасси, в том числе специальные испытательные стенды для проверки узлов подвески", разъясняет доктор Лусия Конкони, основной вопрос которой лежит в имитации динамики движения. После того, как все конструкторские и испытательные работы завершены все инженеры с волнением ждут первых тестовых километров новорожденной машины…

Момент истины

"Тестовые заезды - это важный процесс для получения процента расхождения между нашими расчетами и фактическими результатами машины на трассе", подтверждает итальянка. Во время тестовой работы доктор Конкони следит не только за характеристиками новой техники: "При этом для нас важно, в какой мере наши имитационные испытания на компьютере и стендах соответствуют действительности. Исходя из этого, мы можем далее оптимизировать качество имитации в будущем." Субъективное ощущение пилотов остаются решающим фактором: "Тесты на трассе становятся последним шансом внести коррективы в характеристики узлов - именно поэтому так важна информация от пилотов."

Не в последнюю очередь сильно ограниченное в DTM число тестовых дней способствует тому, чтобы на инженеров имитации в Ауди была возложена важная функция при совершенствовании техники в течение сезона. Соответствующее регламенту ограничение тестов приводит в Ауди не только к мыслям о бережном обращении со средствами из бюджета. Все это существенно поменяло характер проводимых реальных тестовых заездов. "Со временем имитация смогла заменить тестовые заезды в известной мере, но при этом существенно изменились сами тесты", разъясняет доктор Лусия Конкони. Теперь они должны проходить по возможности на большем числе автодромов, чтобы собрать как можно больше информации с самых различных участков пути и всевозможных комбинаций внешних условий. Это позволяет частично сократить затраты на компьтерные имитации: "Можно загружать при имитации и на испытательных стендах различные варианты и находить таким образом основные настройки для различных трасс."

Многие пилоты блуждают по лабиринтам настроек в ходе пятничных тестов. Специально для них инженеры имитационщики предлагают универсальные базовые настройки, своего рода проводника. "Мы оптимизируем специфические настройки и предлагаем обзор параметров, которые нужно принять в расчет, чтобы улучшить характеристики машины на каждой отдельно взятой трассе", сообщает доктор Конкони. Чем меньше она задействована в ходе тренировок на каждом из этапов, тем лучшую работу она и ее коллеги выполнили заранее. И, все же, заданный объем работы может расти непредвиденно: неожиданные условия на трассе и резкие изменения погоды сводят на нет все плоды работы тестовой программы.

Обнадеживающие выводы

"Преимущество имитации в том, что можно взять все свои виртуальные стенды с собой на каждый этап." Вместе с портативным компьютером и самыми различными программами имитации - от программ по базовым настройкам и теории движения до методов численной имитации течения жидких сред (CFD) - доктор Лусия Конкони берется в кризисном случае в работу: "Во время гоночных уик-эндов мы можем быстро реагировать, если непредвиденные преграды появляются на пути пилотов, и путем компьютерных расчетов добиться самого эффективного решения в измененных условиях. Имитация помогает также в переменных погодных условиях, так как она учитывает огромное количество входных параметров."

Это " огромное количество входных параметров" не делает развитие транспортного средства DTM даже в оцифрованные времена только лишь сложной компьютерной игрой. "Нужно добиваться баланса между двигателем, шасси и всеми другими компонентами при помощи имитации и только после этого собирать лучшую комбинацию на трассе", подводит итог инженер Ауди. Человек остается главным оружием борьбе с дельтой.
Кто, как не пилот укажет на нервозность в поведение автомобиля. Кто, как не умудренный опытом гоночный инженер безо всяких компьютеров выдаст единственно правильное решение? Так что, Die Roboter могут пока не беспокоиться!...