Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Спортивные Ле-Ман: Путеводитель по ЛМП1

Спортивные

Ле-Ман: Путеводитель по ЛМП1

lmp1etron«Ауди» против «Ауди»

В этом году за победу в Ле-Мане сразятся сразу три команды. В расчет нужно брать не только противостояние гибридов «Ауди» и «Тойота», но и внутрикомандное сражение перспективной и обычной техники в Ингольштадте. На новые технологии делается ставка, но в обычных условиях именно самый обычный, пусть и легковесный прототип просто обязан добиться успеха. Другой вопрос, позволят ли новичкам и вообще посторонним людям из «Порше» опередить самые передовые разработки и оставить значок «е-трон кваттро» на втором месте.

«Ауди Тим Йост» (Audi Sport Team Joest)

lmp1etron

Автомобиль

«Ауди Р18 е-трон кваттро» Audi R18 e-tron quattro

Двигатель

V6, 3,7 л, турбодизель

Привод

задний, электромоторы на переднем мосту

№1 Андре Лоттерер/ Бенуа Трелуйе/ Марсель Фасслер
№2 Том Кристенсен/ Аллан МакНиш/ Ринальдо Капелло

lmp1ultra

Автомобиль

«Ауди Р18 ультра» Audi R18 ultra

Двигатель

V6, 3,7 л, турбодизель

№3 Ромен Дюма/ Лоик Дюваль/ Марк Жене
№4 Оливер Джарвис/ Майк Роккенфеллер/ Марко Бонаноми

С 2000 года автомобили, построенные на базе «Ауди», проиграли всего один Ле-Ман – в 2009 году сильнее оказались «Пежо». Вряд ли традиция будет нарушена в этом сезоне. Соперники только-только готовятся к своей первой гонке. Поэтому основная борьба должна развернуться внутри команды. И борьба развернется.

С момента дебюта гибрида коллектив разделился и даже проводит совещания в разных помещениях. В «Ауди» не собираются делиться со случайными людьми или представителями «Порше» секретами. По этой же причине вероятнее всего Тимо Бернхард пропустит остаток сезона – вовсе не из-за травмы шеи.

А что на трассе? На мокром асфальте у полного привода нет конкурентов. А вот на сухом все может оказаться не так здорово. Мало того, что передние шины слишком сильно страдают от повышенных нагрузок и не могут выдержать три-четыре отрезка, так еще и двигатель оказался чуть прожорливее. Пара лишних километров там, пара - сям, – и этого может оказаться достаточным, ведь в прошлом году победителей разделило всего 13 секунд.

Гонщиков представлять нет особого смысла. Действующие победители доказали свой класс еще в Супер ГТ и ФИА ГТ (Фасслер), они умеют не только быстро ездить, но и беречь шины, а также расправляться с круговыми весьма ловко, что ценно в Ле-Мане. Самое интересное в этом экипаже – их гоночный инженер британка индийского происхождения Лина Гейдс. Она стажировалась у ведущего инженера ветеранского экипажа Хаудена Хейнса. А ветераны в этом году не удивляли – возможно, Кристенсен и компания готовят силы для решающего удара. Сборная солянка третьего экипажа на удивление сильна и победа в Спа делает состав фаворитом на сухой трассе. Условно молодежный экипаж «четверки», составленный из тест-пилота и выходцев из ДТМ, все еще набирается опыта. С другой стороны, и он может блеснуть.

«Тойота» (Toyota Racing)

lmp1toyota

Автомобиль

«Тойота ТС030» Toyota Hybrid TS030

Двигатель

V8, 3,4 л, бензиновый, атмосферный

Привод

задний, электромоторы на заднем мосту

№7 Александр Вурц/ Николя Лапьер /Казуки Накадзима
№8 Энтони Дэвидсон/ Себастьен Буэми/ Стефан Сарразан

«Тойота» возвращается в Ле-Ман. И сразу с гибридом. Из-за правил, заточенных под «Пежо» японцы не могут задействовать свой суперконденсатор на полную мощность, что несколько снижает шансы на успех. Впрочем, и без гибрида надеяться на победу в ервой же гонке было бы наивно. А тут еще и небольшие проблемы со сложной техникой, которые обязательно вылезут по ходу заезда. Ну уж, надо надеяться, проводка после апрельского инцидента промокать более не должна.

Если бы не гибрид, можно было бы наконец узнать, так ли хорош турбодизель, ведь в игру вступает первый за долгое время заводской боец с бензиновым двигателем. Но в «Тойоте» лишили нас такой радости. Да еще и привод системы рекуперации у них интегрирован в трансмиссию. То есть просто отключить узел никак не удастся. Малейшая неисправность выведет машину из строя. Темп новинки близок к тому, что показывает турбодизельный старожил. Выдержит ли синее купе всю гонку – большой вопрос.

С составом все просто. Двукратный победитель Ле-Мана Вурц покинул «Пежо» еще до коллапса, приняв предложение японцев. Лапьер – приданное от фирмы «Орека», которая помогает с техническим обеспечением. Причем, приданное весьма скоростное. Накадзима – привет от «Тойоты». Вряд ли он сможет побороть стереотипы, сложившиеся о яонских гонщиках. Энтони «Муравей» Дэвидсон – быстрый, но агрессивный гонщик. Себастьен Буэми – изгнанник из мира Ф1, пробующий силы в новой для себя сфере. Сильное дополнение – Стефан Сарразан, бывший тест-пилот «Пежо». Очень быстрый и опытный гонщик, прибывший в команду в самый последний момент, когда у второго японца «разболелась спина от чрезмерных нагрузок на водительском месте». Скорее всего, «Тойоте» просто нужен был еще один профессионал с большими познаниями в области доводки техники. Если надежность окажется японской, то эти машины способны удивить многих. По крайней мере, на сухом асфальте.

«Ребеллион Рейсинг» (Rebellion Racing)

Автомобиль

«Лола Б12/60» Lola B12/60

Двигатель

«Тойота» V8, 3,4 л, бензиновый, атмосферный

№12 Нил Яни/ Николя Прост/ Ник Хайдфельд
№13 Андреа Беликки/ Харольд Прима/ Йерун Блекемолен

Команда Барта Хейдена продолжает борьбу за звание лучшей среди частников. В прошлом году наметился прогресс – обновления от «Лолы», поддержка «Тойоты». В этом сезоне все сложнее. Английский конструктор оказался в тяжелых финансовых условиях, а японцы больше заняты собственным проектом. Само собой, двигатель у них иной, с низким центром тяжести и мощнее. В целом, крепкий представитель частной инициативы.

Состав гонщиков изменился мало. Сын многократного чемпиона мира Николя Прост, кажется, с удовольствием работает за рулем спортивной машины. Нил Яни о Ф1 разве что мечтает. Интересно, вспоминает ли Андреа Беллики о своих итальянских приключениях в Русской Ф3? Вряд ли. В ЛМС и Ле-Мане не до этого. Представитель фамилии Блекемоленов Йерун уже имеет опыт побед в Ле-Мане. Правда, в 2008 году в его распоряжении был прототип «Порше 9Р6», на котором опытному гонщику выиграть проще, чем проиграть. Постараются усилить состав Ник Хайдфельд, который уже принимал относительное участие в Ле-Мане – тогда его экипаж сняли из-за несанкционированного полета Питера Дамбрека. Интересно, что и на недавнем марафоне на Нюрбургринге Ник не успел стартовать, так как машину разбил легендарный Клаус Людвиг. Хайдфельд, конечно, быстр, но весь вопрос заключается в трезвости оценок гоночных ситуаций. Интереснее добавление в коллектив Харольда Прима. Он почти всю карьеру провел за рулем спортивных машин, и от того его приход все-таки ценнее, чем сотрудничество с бывшим гонщиком Ф1 чисто с точки зрения конкретного опыта. Харольд выходил на старт Ле-Мана уже семь раз, последнее время выступал за заводскую команду «Астон Мартин». Покинул ее просто из-за того, что программа англичан в прототипах закрылась. Один из претендентов на успех среди частников.

«Оак Рейсинг» (OAK Racing)

Автомобиль

«Оак-Пескароло 01» Oak Pescarolo

Двигатель

«Джадд» V8, 3,4 л, бензиновый, атмосферный

№15 Франк Монтаньи/ Бертран Багетт/ Доминик Крайхамер

Фирма Жака Николе является единственной, поставляющей шасси для ЛМП1 и ЛМ2. Конечно, «поставляющей» - громко сказано. Никто кроме самого Николе прототип старшего класса на трассу не выводит. Возможно, грядущие изменения в регламенте вовсе вынудят энтузиаста, чья команда несколько раз удивила соперников интересными техническими новинками, уйти из категории, так что нынешняя гонка – одна из последних возможностей напомнить о себе. К сожалению, двигатель «Джадд» вряд ли позволит сделать это громко. Да еще и очередная авария перед Ле-Маном. На сей раз все было гораздо опаснее – Гийом Моро повредил позвоночник и был риск частичной парализации. К счастью, операция прошла успешно, и гонщик может не опасаться за свои ноги. Вернется ли он на прежний уровень – другой вопрос.

А заменять его будет Франк Монтаньи. И после испытаний прототипа уже появляются смутные подозрения в том, что лучше бы ему и его чувствительной честолюбивой натуре было оставаться в ЛМП2, так как шансов на успех даже среди частников очень мало. Расстроен и многообещающий новичок Доминик Крайхамер. Он чуть ли не единственным в свое время сполна воспользовался площадкой «Формулы Ле-Ман» и продолжил блистать в ЛМП2. Бертран Багетт, в упорной борьбе завоевавший титул в Мировой серии Рено, не нашел средств для Ф1 и отправился покорять Америку, с чем пока не преуспел. Но его помощь в экипаже должна быть весомой.

«Пескароло» (Pescarolo Team)

lmp1pescarolo

Автомобиль

«Пескароло 03» Pescarolo 03

Двигатель

«Джадд» V8, 3,4 л, бензиновый, атмосферный

№16 Эммануэль Коллар/ Стюарт Холл

Автомобиль

«Доум С102,5» Dome S102,5

Двигатель

«Джадд» V8, 3,4 л, бензиновый, атмосферный

№17 Себастьен Бурдэ/ Николя Минасян/ Сейдзи Ара

Насыщенная история команды «Пескароло» за последние несколько лет собрана в отдельном разделе. Нет сомнений, что когда-нибудь о злоключениях французов напишут книгу и издадут фильм. Что касается года нынешнего, то команда поражает техническим разнообразием и полным отсутствием каких-либо сильных результатов. Что лишний раз убеждает в некоторой неготовности двигателей «Джадд». Для прототипа «Пескароло 03» предстоящий Ле-Ман будет первой гонкой в истории. Но нужно полагать, что он пройдет больше семи кругов, на которые хватило двух его «отчимов» - «Астон Мартинов АМР-Один», от которых новичок получил монокок и трансмиссию. Японский «Доум» тоже не блещет скоростью. А ведь в 2008 году он был одним из самых шустрых. По неофициальным данным местами он разгонялся до 350 км/ч. И теперь он самый быстрый, преодолевая планку в 330 км/ч. Но в остальном шасси пока уступает более свежим «Хондам» и «Лолам».

В купе поедут коллеги по «Пежо» Бурдэ и Минасян (что-то подсказывает, что Себ снова останется в проигрыше на домашней трассе) и посланник «Доума» Сейдзи Ара, имеющий большой опыт участия в марафонах.

А вот с экипажем «Пескароло 03» случились самые серьезные метаморфозы. Из начального списка остался только ветеран Эммануэль Коллар, за плечами у которого многочисленные старты и несколько побед в Ле-Мане. Вторым должен был стать постоянный участник команды Жюльен Жюсс, но Роальд Гете, серьезно вложившийся в постройку прототипа и перекрывший недостаток средств, получившийся после заминки с «Лакшери-Феррари», решил усадить английского гонщика. Выбор пал на Стюарта Холла, в прошлом обычного управляющего из магазина, чудесным образом пробившегося в состав заводского «Астон Мартина». Жюсс попробовал судиться, но затем, похоже, увидел результаты, на которые тянет машина, и бросил эту затею. А результаты оказались такими печальными, что с катушек слетел еще один ветеран Жан-Кристоф Буйон. Ранее он периодически бушевал только на трассе, но теперь устроил истерику в мирное время и ретировался из гаража, скрывшись в неизвестном направлении. Получается, Коллару и Холлу придется провести 24-часовой заезд вдвоем. Если, конечно, ничего не сломается. А вероятность этого мала.

«Стракка Рейсинг» (Strakka Racing)

lmp1strakka

Автомобиль

«Хонда Эй-Ар-Икс-03а» HPD ARX 03a

Двигатель

«Хонда» V8, 3,4 л, бензиновый, атмосферный

№21 Дэнни Уоттс/ Джонни Кейн/ Ник Левентис

Команда Ника Левентиса в спортивных машинах всего с 2009 года, но здесь она быстро завоевала себе репутацию одной из сильнейших. Во многом благодаря творениям Ника Уирта, которые коллектив единственным до последнего времени использовал в Европе. Конечно, не обходится без определенной помощи со стороны американского отделения «Хонды», так как со сложной техникой новичкам разобраться было бы трудно. И совсем скоро сотрудничество может стать совсем плотным, так как марка собирается попробовать силы с полузаводской командой (заводские усилия будут, судя по всему, приложены к купе «Эн-Эс-Икс»).

Если старт сезона не задался, то его продолжение явно указывает на то, что машина Уирта снова готова показать класс и разбить, как минимум, частников. Англичане нашли какие-то скрытые резервы (или просто до этого шифровались, чтобы удивить парней из «Ребеллиона»), и на тестах показали очень сильный результат.

Коллектив является одним из немногих, что сохраняет свой состав неизменным. Дэнни Уоттс – профессиональный гонщик, чемпион Формулы-Рено, являлся «заводчанином» при «Зайтеке» пока не перешел внынешнюю дружину, где быстро адаптировался к «Хонде» и постоянно поражает болельщиков и соперников своей скоростью. Джонни Кейн – более опытный спортсмен, чемпион Британской Ф3, до 2008 года отдавал предпочтение классу ГТ, но затем вполне успешно освоился за рулем прототипов. А вот Ник Левентис не может похвастать ни скоростью, ни опытом. Конечно, он быстрее и стабильнее обычных «джентльмен-драйверов», но слишком уж часто попадает во всякие переделки на трассе. Но если все складывается удачно, это трио – одно из сильнейших в частном зачете, да еще и обладающее быстрейшей машиной. Достаточно вспомнить 2010 год, когда оно из класса ЛМП2 чуть было не приехало на подиум в общем зачете, установив тем самым рекорд для категории. Явно, за этой дружиной нужно следить пристальною

«Джей-Ар-Эм» (JRM Racing)

Автомобиль

«Хонда Эй-Ар-Икс-03а» HPD ARX 03a

Двигатель

«Хонда» V8, 3,4 л, бензиновый, атмосферный

№22 Дэвид Брэбэм/ Карун Чандок/ Питер Дамбрек

А вот за командой Джеймса Рамси и Найджела Степни следить могут только самые преданные болельщики. Чемпионы ФИА ГТ1 2011 года попали в более напряженную среду, где их не так уж сильно тянут за уши, и сразу скисли. Даже чудодейственные припарки от Уирта пока не возымели действие. Темп временами есть, но большую часть времени команда находится в тени ведущих игроков частного сектора.

Опытнейший Дэвид Брэбэм давно выступает на шасси «Хонда», но и он пока не может раскрыть все секреты конструкции. Карун Чандок и в Ф1 не особо блистал, а уж в Ле-Мане и подавно ничем не отметился. Питер Дамбрек перешел в Ле-Ман вместе с командой из ФИА ГТ. Он быстрый и опытный гонщик, но нынешняя гонка вряд ли станет для него более запоминающейся, чем марафон 1999 года, когда он вместе со своим «Мерседесом» исполнил эффектный пируэт.