Спортивные
ЛМС, Спа: Триллер в Арденнах
- Подробности
- Категория: Спортивные машины
- 09.05.2010 12:55 Просмотров: 1
Второй этап LMS навсегда войдет в историю шоссейно-кольцевых марафонов благодаря тому набору событий, что уместился в отведенные для гонки шесть часов. Заезд, разделенный отключением электричества на две разные по характеру части, подарил колоссальное количество эмоций и участникам, и зрителям.

Стоит кратко напомнить расклад сил на момент появления красных флагов. Коллектив Audi понес потери еще до старта – Андре Лоттерер приложил машину о барьер в Ле-Комб на формировочном круге! Как сообщил технический директор команды Ральф Юттнер, оказалась повреждена топливная магистраль, и моторный отсек был буквально залит дизельным топливом. После продолжительного ремонта Лоттерер смог уйти в гонку, но проигрывал он уже более пяти кругов.
Неприятности разного масштаба случились и в стане Peugeot. В первом же повороте развернуло прототип Педро Лами. Однако гонщик смог благополучно продолжить гонку, уступив несколько позиций. А Оливье Панису повезло гораздо меньше. На подъеме из О’Руж его машину отправил на свидание с отбойником Жан-Кристоф Буйон.
К этому моменту на третье место выбрался Аллан МакНиш, на старте устроивший настоящую дуэль с напарником Тимо Бернхардом. Вскоре вылетел один из младших прототипов, из-за чего дирекция гонки выпустила автомобиль безопасности. МакНиш успел метнуться к механикам на дозаправку и выехал обратно на трассу до закрытия пит-лейн. Этот маневр в обычной гонке помог бы значительно сэкономить время – экипажи Peugeot останавливаться не стали.
Однако вскоре заезду предстояла своеобразная перезагрузка. Чуть позже двух часов неожиданно исчезла телевизионная картинка. В этот самый момент от маршалов просочилась информация о серьезной аварии в Бланшимон. Тут же электричество пропало и в гаражах команд. Обесточенным оказался весь автодром и близлежащие окрестности в радиусе 10 км. Над трассой висели серые тучи, из которых накрапывал дождик, а темные помещения гаражей выглядели жутковато. Инженеры пытались связаться с гонщиками, застрявшими на трассе, а механики собирали оборудование для ремонта. Естественно, сбой произошел и в системе хронометража. Гонку в таких условиях проводить было невозможно, и судьи вывесили красные флаги.
В этой ситуации машины попадают под действие правил закрытого парка, однако на этот раз никто на это внимания не обратил. Это помогло многим экипажам избавиться от небольших механических проблем, а кое-кому даже спасло гонку.
Маршалы оказались правы. В Бланшимон действительно произошла серьезная авария. Франк Монтаньи попытался пройти на круг прототип Lola LMP2, но маневр оказался неудачным, и купе Peugeot отправилось в барьер из отработанных покрышек. Удар оказался очень сильным. Поначалу, когда изуродованная машина отскочила на зону безопасности, показалось, что гонка для нее закончилась. Однако «лев» огрызнулся пламенем из выхлопных труб и медленно покатился в гараж зализывать раны. Гонку возобновили спустя сорок минут и в Peugeot успели восстановить разбитую машину.

Если до появления красных флагов на трассе лучше выглядел прототип Audi Аллана МакНиша, то после возобновления гонки проявил себя экипаж, стартовавший с первого места. Так получилось, что именно Бурдэ и Капелло, сменивший МакНиша, успели совершить свои остановки до коллапса с электричеством, что отделило их от преследователей лишним кругом.
Последующая борьба двух прототипов была похожа на памятное сражение Жиля Вильнева и Рене Арну. Две спортивные машины, настроенные на разную прижимную силу, опережали друг друга почти на каждом круге: дуэлянты пользовались преимуществом своей техники на разных участках. В ход шли и разные траектории при опережении круговых. Порой это напоминало гонки Super GT, где отчаянные японские гонщики часто демонстрируют подобный пилотаж на гране фола.
К сожалению, вскоре Капелло на своем пит-стопе решил сменить шины, а Бурдэ ограничился дозаправкой, что разбило этот дуэт и предоставило экипажу Себастьена задел, который помог выиграть гонку.
Развязка триллера наступила в последней фазе гонки. За час до финиша в Бланшимон не удержал свой автомобиль Кристофер Нигаард. Авария была серьезной, и на устранение ее последствий ушло около получаса. В этот же момент начинает снова накрапывать дождик. Симон Пажено, принявший смену у Бурдэ, решается остаться на сликах, а Том Кристенсен, заменивший Капелло, совершает две остановки, чтобы рискнуть и установить «промежуточные» шины. К сожалению, овчинка не стоила выделки, так как дождь продолжался недолго, и преимущества такой протектор не предоставил.
Блеснул мастерством Стефан Сарразан из экипажа, чью машину пришлось чинить в перерыве. Он не только опередил допустившего ошибку коллегу Марка Жене, но и догнал Кристенсена, печатая круги на пять секунд быстрее. Схватки не получилось, и Сарразан прошел вперед без борьбы, обеспечив Peugeot дубль.
К сожалению, сравнить технические возможности прототипов в Спа не получилось бы ни при каких условиях, так как в Audi выбрали ле-мановский вариант с регулировками для низкой прижимной силы, а прототипы Peugeot были настроены именно под Спа. Зато невероятные испытания, которые подкинула природа и местная электростанция, «львы» выдержали отменно. Коллектив Оливье Кенеля продемонстрировал тактическую гибкость и умение подстраиваться под быстро меняющиеся условия гонки. А вот в Audi излишний риск не оправдался. Этот факт, как, разумеется, и дубль в гонке, позволяют назвать именно Peugeot победителем в бельгийской дуэли дизельных гигантов.
А в «бензиновом» зачете все было не так напряженно. Лишь Буйон доставил массу эмоций своими жесткими маневрами на старте гонки. По ходу заезда прототипы Lola-Rebellion и Lola-Aston Martin не блистали и потеряли много времени из-за проблем с коробками передач и электрооборудованием.
В категории LMP2 всю гонку кипела борьба между экипажами чемпионской команды Quifell и экс-чемпионами из RML. В ответ на рывок Томми Эрдоса в начале гонки блестящую двойную смену провел Мигель Амарал, что позволило действующим чемпионам захватить первое место. Сверхбыстрый прототип HPD ARX-01c коллектива Strakka на этот раз пострадал из-за аварии и не смог завершить гонку.
Следующие два зачета есть смысл объединить в один, ведь победители GT2 опередили триумфатора GT1, так как более мощная машина, как и ожидалось, провела в компании механиков гораздо больше времени, чем проверенные временем младшие купе.
В расположении мест также сыграли свою роль красный флаг и удача некоторых экипажей, успевших вовремя заехать на дозаправку. Начавшийся под финиш гонки дождь еще больше разогрел ситуацию в GT2. Лидеров из Felbermayr Proton это не касалось, так как Марк Либ успел накопить порядочный отрыв. Зато за второе место битва разыгралась нешуточная. Отбывший штрафной проезд Жаме Мелу всерьез сражался с коллегой Джанкарло Физикеллой – командных приказов в AF Corse, видимо, не существует.
Пара дуэлянтов прошла BMW M3 Энди Приола, однако так увлеклась борьбой, что чуть было не выпустила трехкратного чемпиона мира обратно на второе место. Однако экипажам на баварских купе BMW M3 опять не хватило везения. В середине гонки за счет экономичности они занимали второе и третье места. Но на финальном отрезке чистая скорость была важнее, а с этим у белых машин пока наблюдаются явные проблемы. Впрочем, не слишком прожорливый двигатель может оказаться одним из главных козырей в Ле-Мане, и команда Чарли Лама провела прекрасную подготовку к главному старту сезона для этой модификации специализированного автомобиля М3.
Для многих участников воскресная гонка стала генеральной репетицией, зрители сделали выводы о примерном раскладе сил. Однако и отдельно взятый бельгийский этап LMS сам по себе выдался превосходным. Если подытожить все, что происходило в эти выходные в Спа, то можно вспомнить недавнее интервью Ванины Икс. Гонщица оказалась права, так как марафон в Арденнах стал самой невероятной гонкой спортивных машин за последнее время.
Олег Стожков, фото endurance-info.com
LMS, 2 этап, 1000 км Спа
| Класс | Экипаж | Автомобиль | Время (круги) | |
| 1 | LMP1 | С.Пажено/С.Бурдэ/П.Лами | Peugeot 908 HDI | 139 кругов |
| 2 | LMP1 | С.Сарразан/Ф.Монтаньи | Peugeot 908 HDI | +1.08,308 |
| 3 | LMP1 | Т.Кристенсен/А.МакНиш/Р.Капелло | Audi R15 TDI plus | +1.26,215 |
| 4 | LMP1 | М.Жене/А.Вурц/Э.Дэвидсон | Peugeot 908 HDI | - 1 круг |
| 5 | LMP1 | М.Роккенфеллер/Т.Бернхард/Р.Дюма | Audi R15 TDI plus | - 2 круга |
| 6(1) | LMP2 | М.Амарал/О.Пля | Ginetta-Zytek 09S | - 9 кругов |
| 7(2) | LMP2 | Э.Уоллас/Т.Эрдос/М.Ньютон | Lola B09/60-HPD | - 9 кругов |
| 8(3) | LMP2 | Г.Моро/Р.Хейн | Pescarolo 01-Judd | - 10 кругов |
| 9(4) | LMP2 | М.Лайе/Ж.Николе | Pescarolo 01-Judd | - 11 кругов |
| 10(5) | LMP2 | А.Пиччини/Дж.Пиччини/Ф.Джери | Lola B09/60-Judd | - 11 кругов |
| ... | ||||
| 15(1) | GT2 | М.Либ/Р.Литц | Porsche 911 GT3 RSR | - 15 кругов |
| 16(7) | LMP2 | Ж.Шелл/Ж.-К.Метц/Ф.да Роха | Courage LC75-AER | - 16 кругов |
| 17(1) | GT1 | М.Палттала/Б.Лейндерс/Э.де Донкер | Ford GT | - 16 кругов |
| 18(8) | LMP2 | Д.Крайхамер/Н.де Крем/Б.Делес | FLM Oreca 09 | - 16 кругов |
| 19(2) | GT2 | Ж.Мелу/Дж.Бруни | Ferrari F430 GTC | - 16 кругов |
| 20(3) | GT2 | Дж.Физикелла/Ж.Алези/Т.Виландер | Ferrari F430 GTC | - 16 кругов |
| ... | ||||
| 23(2) | GT1 | М.Беке/Т.Мютч/Дж.Хирши | Ford GT | - 16 кругов |
| ... | ||||
| 28(3) | GT1 | С.Аллеманн/Р.Фрай/Я.Циммер | Ford GT | - 18 кругов |
Личный зачет в категории LMP1 после гонки в Спа
| Гонщик | Очки | |
| 1 | Ринальдо Капелло | 44 |
| Аллан МакНиш | 44 | |
| 2 | Стефан Сарразан | 36 |
| 3 | Андреа Беллики | 31 |
| Жан-Кристоф Буйон | 31 |
Личный зачет в категории LMP2
| Гонщик | Очки | |
| 1 | Томми Эрдос | 39 |
| Майк Ньютон | 39 | |
| Энди Уоллас | 39 | |
| 2 | Ричард Хейн | 38 |
| Гийом Моро | 38 | |
| 3 | Джонни Кейн | 34 |
| Ник Левентис | 34 | |
| Дэнни Уоттс | 34 |
Личный зачет в категории GT1
| Гонщик | Очки | |
| 1 | Габриэль Гардель | 44 |
| Патрис Гуслар | 44 | |
| 2 | Жюльен Каналь | 33 |
| 3 | Бас Дейндерс | 18 |
| Маркус Палттала | 18 |
Личный зачет в категории GT2
| Гонщик | Очки | |
| 1 | Марк Либ | 49 |
| Ричард Литц | 49 | |
| 2 | Жан Алези | 37 |
| Джанкарло Физикелла | 37 | |
| Тони Виландер | 37 | |
| 3 | Патрик Лонг | 35 |
| Мартин Раггингер | 35 | |
| Кристиан Рид | 35 |
Зачет производителей
| LMP1 | |||
| Производитель | Очки | ||
| 1 | Peugeot | 54 | |
| Audi | 54 | ||
| 2 | Lola Aston Martin | 51 | |
| 3 | Lola Rebellion | 45 | |
| 4 | Oreca AIM | 17 | |
| 5 | Ginetta Zytek | 12 | |
| LMP2 | |||
| 1 | Pescarolo Judd | 67 | |
| 2 | Lola HPD | 39 | |
| 3 | Lola Judd | 38 | |
| 4 | Ginetta Zytek | 35 | |
| 5 | HPD | 34 | |
| 6 | Courage Oreca AER | 22 | |
| 7 | Radical Judd | 8 | |
| GT1 | |||
| 1 | Saleen | 53 | |
| 2 | Ford-Matech | 33 | |
| 3 | Corvette | 10 | |
| GT2 | |||
| 1 | Porsche | 87 | |
| 2 | Ferrari | 73 | |
| 3 | BMW | 30 | |
| 4 | Spyker | 20 | |
Командный зачет
| LMP1 | |||
| Команда | Очки | ||
| 1 | Audi Sport Team Joest №7 | 44 | |
| 2 | Rebellion Racing №13 | 31 | |
| 3 | Aston Martin Racing №009 | 28 | |
| LMP2 | |||
| 1 | RML №25 | 39 | |
| 2 | Oak Racing №35 | 38 | |
| 3 | Strakka Racing №42 | 34 | |
| GT1 | |||
| 1 | Larbre Competition №50 | 44 | |
| 2 | Mark VDS Racing №70 | 18 | |
| 3 | Matech Competition №60 | 15 | |
| GT2 | |||
| 1 | Team Felbermayr Proton №77 | 49 | |
| 2 | AF Corse №95 | 37 | |
| 3 | Team Felbermayr Proton №88 | 35 | |

