Спортивные
МЧМ: Разбор "баланса" начала сезона-2024
- Подробности
- Категория: Спортивные машины
- 31.05.2024 12:54 Просмотров: 102
Разбор первого этапа МЧМ 2024 в свете действия БоПа, составленного «за закрытыми дверьми».
Разбирает главред «Рейскара» Эндрю Коттон.
В первой гонке сезона в Катаре доминировала фирма «Порше» со своим прототипом 963. Немецкий производитель завоевал первую в истории ЧМ поул-позицию и победу на автомобиле ЛМДг, записал самый быстрый круг и оставил остальных буквально в пыли.
Австралийский гонщик Мэтт Кэмпбелл показал лучшее время круга в 10-часовой гонке — 1.39,748. Его автомобиль стал единственным, преодолевшим барьер в 1 минуту 40 секунд. При этом он проехал почти на секунду быстрее, чем такой же прототип «Пенске», который выиграл гонку (1.40,592). 963 занял первые три позиции, и взгляды сразу же обратились на новую систему «баланса производительности», которая рассчитывает некоторые детали процесса за закрытыми дверями.
Трасса особенно хорошо подходила для 963 и его аэродинамических характеристик. Гладкая поверхность и асфальт с низкой степенью абразивности сыграли на руку «Порше». Минимальный гоночный вес автомобиля, составлявший 1048 кг согласно таблице «баланса», был выше, чем у «Пежо» (1030 кг) и «Кадиллака» (1032 кг), но все же 963 был легче «Феррари» (1075 кг) и «Тойоты» (1089 кг). На трассе, которая особенно чувствительна к весу автомобиля, в «Порше» имели преимущество над ближайшими конкурентами.
Помимо заводских «Пенске», «Порше» представляли клиентские команды «Протон» и «Джота», поэтому не было возможности скрывать производительность в попытке перехитрить «баланс». Теперь и «Феррари» поставляет «клиентский автомобиль», но он находится под полным контролем команды «АФ Корсе», которая также управляет и двумя заводскими прототипами, что делает ситуацию менее четкой.
Помимо «Порше» в «Пежо» провели сильную гонку. В Катаре французская марка лидировала в первый час и должна была финишировать второй, прежде чем на предпоследнем круге у ее машины под номером 93 закончилось топливо.
Международная трасса Лосайл также подошла машине «Пежо». Плоская и гладкая поверхность автодрома благоволила тому, что аэродинамическая система со ставкой на днище работала эффективно. Традиционно 9х8 страдает от перегрева задних шин, но благодаря незначительному износу на новом покрытии он показал лучшие результаты в МЧМ на сегодняшний день.
Производительность шин стала настоящей головной болью для команд в выходные. Многие автомобили пострадали от зернения, особенно когда ветер выбрасывал на поверхность песок во время тренировок. По мере того как ветер утихал, характеристики шин менялись, в результате чего большая часть тренировок стала нерепрезентативной для гонки.
В день гонки ветер был слабым, что облегчило жизнь командам. Прогрев шин был особенно важен: перестаравшись слишком рано, можно повредить протектор, как обнаружил в квалификации Брендон Хартли из «Тойоты». Что смутило многие команды в паддоке, так это то, как быстро автомобили «Пенске» смогли нагревать свои шины, не повреждая их.
Итак, у «Порше» была общая скорость на круге, на длинном отрезке, а также отличный прогрев и износ шин, поэтому вопрос заключался в следующем: что произойдет с их «балансом» на следующей гонке в Имоле? После гонки у «Порше» наверняка были обеспокоенные лица, учитывая скорость Кэмпбелла. Но организаторы пообещали вести с БоПом иную игру, чем когда-либо прежде.
Ключом к новым правилам является непредсказуемость. Технические деятели ФИА и Западного автоклуба Франции (АСО) пояснили СМИ, что им предстоит вычислить средние лучшие круги у самой быстрой машины каждого производителя. Было ли это 20 процентов самых быстрых кругов, 40 процентов или 60 процентов, они не уточнили.
В паддоке говорили, что будут изучать 20 процентов самых быстрых кругов, что и определит реальный скоростной потенциал каждой из машин. Чем больше кругов принимать во внимание, тем большую деградацию шин следует учитывать. Спортивные чиновники оставили дверь открытой для перемен, но на самом деле они возьмут любые данные, которые захотят использовать. Затем они наложат данные на свою собственную симуляцию времени круга и наложат их на исторические данные за прошлый год.
После этого у ФИА будет цифра максимального потенциала каждого из автомобилей производителя. Затем они проверят, находится ли машина за пределами ожидаемого окна. Насколько велико было это окно?Опять же, никто не смог подтвердить, но считается, что это около полсекунды. ФИА и АСО планируют решать этот вопрос, держа команды в неведении.
Далее были критерии, по которым «модераторы» «баланса» будут корректировать показатели. На автомобиль, который явно слишком быстр, будут воздействовать гораздо активнее, чем на автомобиль, который слишком медленный. По словам инженеров, «баланс» не предназначен для того, чтобы компенсировать плохую работу команды или гонщика. Целью проекта является предоставление равных шансов командам, и от них зависит реализация этого потенциала. Если ясно, что команда демонстрирует свой максимальный потенциал и все еще находится за окном, то действовать будут ФИА и АСО. Но насколько, когда и как, - такая информация также закрыта.
Это, как и ожидалось, разочаровало команды. Обратная сторона –что произойдет, если у нас будет еще одна такая гонка, как в Катаре, где один производитель явно был быстрее? Это зависело от трассы или от «баланса»?
К несчастью для инженеров по «балансировке» производительности, обе первые гонки сезона в Катаре и Имоле являются новыми для чемпионата, как и недавно отремонтированный Сан-Паулу. Визит в Остин в сентябре также станет первым для Нурегсагов.
Для каждого конкретного автодрома нужно полагаться на информацию, а ее не хватает на четыре этапа в этом году. В ФИА будут изучать данные моделирования этих трасс, и чиновникам нужно все сделать правильно, иначе их подход «за закрытыми дверьми» будет подвергнут еще большему сомнению.
Вопрос в следующем: насколько остальные играли в собственную игру «баланса»? Мало кто в Катаре поверил, что увиденный расклад сил — абсолютно точен.