Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Спортивные Шесть минут сокрушений

Спортивные

Шесть минут сокрушений

Знаменитый фанат статистики и техники Пол Трасвелл делится интересным наблюдением о тонкостях спортивного регламента Ле-Мана.

На своей страничке в сети Трасвелл рассуждает так:

На анализ данных после гонки ушло 2 недели, и некоторые эмоции улеглись. Возможно, оно и к лучшему, потому что на несколько часов после финиша слишком многие были охвачены непонятным чувством.

Не согрешим против правды, если скажем, что такого финала не было еще никогда. Не только в процентном отношении дистанции, которую не успела пройти машина до того, как чихнуть, сложить ноги и испустить дух. Преследователи в лице «Порше» были бы куда ближе к месту драмы, если бы не тот пит-стоп для смены пробитой шины.

Признаться, весьма спорным представляется решение исключить машину Себастьена Буэми, Энтони Дэвидсона и Кадзуки Накадзимы из результатов. Понимая неоднозначность ситуации, даже экипаж «Ауди», объявленный занявшим третье место, с такой неохотой поднимался на этот подиум.

Впрочем, правила есть правила. В пункте 10.15(е) прямо записано, что финальный круг гонки должен быть завершен не более чем за 6 минут, за исключением форс-мажора. Этот самый «форс-мажор» и стал основным поводом для дебатов.

Впервые правило, ограничивающее продолжительность финального круга, было представлено в 1949 году. Тогда лимит равнялся получасу. Все это делалось для того, чтобы работники трассы могли спокойно проконтролировать, что на дистанции больше никого не осталось, и открыть дороги для движения обычного транспорта без боязни встретить несущегося на всех парах участника 24,5 часов Ле-Мана.

Лишь в новом тысячелетии лимит сократили до 8 минут. И вряд ли забота была исключительно о работниках трассы.

В 2008 году Западному автомобильному клубу Франции даже пришлось выпускать специальные объяснения по поводу некоторых жалоб. Интересно, что пара из них тогда касалась использования элементов кузова для блокирования свободного доступа в гараж и просмотра того, что механики делают с машиной; а также вопроса плохой видимости стартовых номеров ночью. Удивительно, что эти проблемы до сих пор на повестке дня.

Еще одно объяснение касалось инцидента с «Пежо» 908. Купе не завершило финальный круг за требуемые 6 минут, так как машина остановилась перед финишной чертой и дожидалась, пока победители из «Ауди» проедут еще один круг, который должен был стать последним, и только потом перекатилась через створ, чтобы стать второй. Тогда было объяснено, что «правило 6 минут» введено для предотвращения инцидентов, когда финальный круг, когда победители уже могут отмечать успех, становится слишком длинным, машина едет слишком медленно, что создает угрозу для тех, кто еще борется за позицию.

После финиша эту историю вспомнили, но тут же пояснили, что «сейчас другое время, и Клуб тесно сотрудничает с ФИА».

Может быть, но всего лишь 2 года назад, когда чемпионат мира был уже под этим контролем, «Порше» нынешних победителей прошло финальный круг за 1 час 26 минут. И все равно было классифицировано. Ах, да. Тогда это был форс-мажор и 24 очка за 4 место.

Если, вдруг, вы запамятовали, в «Порше» очень долго чинили машину и выпустили ее только для того, чтобы совершить финальный круг. Линия старта располагается еще до гаража, поэтому время нахождения на ремонте приплюсовалось к времени круга. Но в Клубе пояснили, что в этом случае лимит считается со времени выезда из зоны обслуживания и до пересечения финишного створа.

Но почему же в «Тойоте» не зазвали Накадзиму, который уже сообщил о проблеме? Выезд с зоны обслуживания открыт даже в тот момент, когда лидер ушел на последний круг.

Судя по всему, гонщик запаниковал. Рафал Покора, гоночный инженер, запаниковал. Думается, все, кто находился в гаражах «Тойоты», паниковали.

Это, конечно, не спасло бы первое место, но Дэвидсон, Буэми и Накадзима стали бы вторыми. Да и удалось бы избежать неоднозначной ситуации, когда машина стоит под финишной чертой на виду у сотен тысяч болельщиков. Многим эта картина напомнила кадры из среднестатистической японской мелодрамы.

А теперь представьте, что «Тойота» лидировала бы не с минутным отрывом, а с преимуществом в несколько кругов. Тогда в «Порше», обогнав остановившуюся машину, всего лишь отыграли один круг. И в этот момент «Тойота» снова начинает движение и завершает круг. Выиграет ли она гонку? Нет, если финальный круг занял больше 6 минут. Это правило выглядит абсурдным в наше время, когда трасса хорошо охраняется и проблем с проникновением фанатов за ограждения не возникает.

И в спортивном регламенте при желании можно найти много таких подводных камней, наличие которых может заявить о себе самым неожиданным образом.