Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Спортивные ЕЛМС: Сильверстоун-2016

Спортивные

ЕЛМС: Сильверстоун-2016

Участники ЕЛМС изрядно потрудились на разогреве перед стартом чемпионата мира.

Настоящим приключением в духе старых-добрых 60-х стал первый в этом году уик-энд Европейской серии Ле-Ман (ELMS). Гонки проходили на разогреве у чемпионата мира FIA WEC на трассе Сильверстоун. Это означало, что внушительный пелотон, разросшийся за зиму до 44 машин, ютился в гаражах вдоль старой стартовой прямой. Впрочем, спортсменам «марафонцам» к таким походным условиям не привыкать – в крайнем случае у них есть хотя бы теплый моторхоум, в котором можно укрыться от непогоды. А вот некоторым отважным болельщикам, которые решили провести весь уик-энд на трассе, ночуя в палатках, совсем не позавидуешь – утром в субботу дождь сменился самым настоящим снегопадом! «В такую погоду с благодарностью воспринимаешь возможность ездить с крышей над головой», - подметил новобранец SMP Racing Стефано Колетти.

Капризы погоды добавили остроты и без того насыщенному действу. Сверх нормы перипетиями гонок зарядились продрогшие зрители, для которых 4-часовой марафон ELMS в субботу стал лишь аперитивом перед заездом FIA WEC; на два фронта работали некоторые команды, а кое-кто из гонщиков за один день даже умудрился поучаствовать не только в заездах на Сильверстоуне, но и в сессиях на Брендс-Хэтч, где параллельно проходил этап местного чемпионата GT. В один такой гоночный уик-энд, когда паддок похож на Ноев ковчег (и ливень со снегом как будто бы подчеркивал это сравнение), по хронометражу мог бы уместиться весь сезон иного новомодного чемпионата.

Чрезмерная загрузка календаря была вызвана тем, что, например, организаторы британского GT в выборе дат полностью зависят от Стефана Рателя, который недавно включился в управление и американским чемпионатом GT3, после чего по праву получил прозвище «всемирного босса» в этом классе. В добавление ко всему на эти же выходные Британская ассоциация моторных видов спорта (MSA) умудрилась поставить и второй этап популярнейшего чемпионата BTCC, что проходил в Донингтоне. Местным болельщикам, которые разбираются в гонках этого уровня едва ли не лучше всех в Европе, явно не позавидуешь с таким расписанием. Но это не главное, так как загружаться пришлось не только любителям посмотреть гонки, но и тем, от кого напрямую зависит безопасность соревнований. Знаменитые своим энтузиазмом британские работники трассы (те самые «маршалы», которые заведуют предупредительными флагами и помогают эвакуировать машины из гравийных ловушек) часто перемещаются с одного автодрома на другой, чтобы усилить местные спасательные команды. На сей раз им пришлось работать аж на три фронта (Сильверстоун, Брендс-Хэтч и Донингтон) одновременно.

Впрочем, такая шоковая терапия, возможно, пришлась как раз кстати для того, чтобы привести в чувство болельщиков после долгой зимней спячки. Что уж говорить о гонщиках, которые просто рвались на трассу.

О классе LMP3 в этом свете нужно сказать особо. Если в прошлом году он в ELMS выглядел бедным родственником, то теперь составляет большую часть заявочного листа. В чем же популярность этого зачета? Здесь, как ни странно, снова не обошлось без Рателя. Француз, организовывая свой класс GT3, в первую очередь полагался на широкий круг гонщиков-любителей, которым тогда было слишком накладно тратиться на «серьезную» технику. Отсюда, кстати, и «баланс сил», чтобы все джентльмен-драйверы были примерно в равных условиях без оглядки на предпочтения в выборе любимых марок машин. Со временем же производители, чтобы как следует прорекламировать перед возможными покупателями свою продукцию, стали приглашать ведущих пилотов, а некоторые команды порой уже невозможно отличить от полностью заводских, какими бы вывесками они ни прикрывались. В итоге началась неизбежная гонка вооружений – и гонщики-любители в один прекрасный день с удивлением обнаружили, что цены на технику подобрались к отметке в 500000 евро. Отчаяться они не успели, так как в Западном автомобильном клубе (АСО) быстро предложили альтернативу: прототипы LMP3 стоимостью не выше 134000 евро. Конечно, есть такие энтузиасты GT, которые вряд ли променяют свои привычные машины, но многим просто хочется как следует оторваться на выходных. Учитывая тот факт, что по темпу новинка почти ничем не уступает, а по уровню прижимной силы (что особенно подчеркнул выступавший в зачете в 201 5 году бывший велосипедист сэр Крис Хой) и тормозам существенно превосходит GT3, предложение оказалось невероятно заманчивым. Если пионеры зачета из английской фирмы Ginetta толком не смогли извлечь выгоду из ситуации, так как их прототипы в прошлом году были больше похожи на плохо собранные модели из конструктора, то французы из Ligier в полной мере оценили организационные усилия соотечественников из АСО: на начало года в разные чемпионаты продано около 30 машин Ligier JS P3. Накал борьбы за кошельки джентльмен-драйверов так велик, что под ударом оказываются целые чемпионаты. Так, например, французская серия FFSA GT, допустившая на старт гонок машины LMP3, тут же потеряла большую часть представителей GT3, которые выразили намерения выступать в более профессиональных чемпионатах, и на старте сезона не набрался и десяток участников.

Для ELMS наличие разросшегося зачета LMP3 выгодно, а вот гонщикам LMP2 не позавидуешь, так как далеко не все соперники из младшего класса быстро освоились и привыкли большую часть времени смотреть в зеркала заднего вида. К счастью, на Сильверстоуне обошлось без существенных происшествий, но лидерам общего зачета пришлось изрядно потрудиться, 4 часа объезжая неторопливых любителей активного отдыха. Из всего богатейшего списка участников LMP3 даже болельщик со стажем узнает пару-тройку фамилий. Так, за команду United Autosports, активно пробующую силы в разных первенствах, едет Алекс Брандл. А в квалификации до последних секунд первое место удерживал специалист GT3 Дино Лунарди. Победителями же заезда стали возобновивший прерванную в 2003 году карьеру англичанин Кристиан Ингланд, Алекс Брандл и американец Майк Гуаш, выступавший в мотокроссе еще в самом начале 80-х и начавший карьеру в автоспорте на таком высоком уровне лишь в 2010 году.

В ведущем классе LMP2 знакомых лиц куда больше. В этом году под российским флагом тут выступает две команды: заручившийся технической поддержкой лидеров класса из Jota Sport коллектив G-Drive Racing и SMP Racing. Причем, последний должен был стать базой для возвращения в Ле-Ман легендарной команды Courage, но пока что прибытие Ива Куража задерживается. Зато в составе SMP в ELMS едут именно те гонщики, кто под присмотром француза испытывал российский прототип зимой: монегаск Стефано Колетти, немец Андреас Вирт и примкнувший к ним колумбиец Хулиан Леаль. Неожиданно в заявке на гонку появился и второй экипаж, составленный из итальянца Антонио Джовинацци, индонезиец Шон Гелаель (в честь спонсоров которого прототип BR01 впервые примерил новую ливрею) и новозеландец Митч Эванс. Будет ли заявка второй машины разовой акцией или же на следующих этапах красно-желтое купе появится вновь, во многом зависит как раз от планов Гелаеля. Ехали эти два экипажа на прошлогодних прототипах, в то время как для основной команды в FIA WEC были построены два новеньких автомобиля и еще один запасной.

И ехали оба трио SMP Racing весьма неплохо, учитывая тот факт, что лишь второй, внеплановый, экипаж имеет хотя бы какой-то опыт выступления в марафонских заездах. Колетти, например, честно признался, что ему еще только предстоит освоиться в новых условиях, когда машина уже не только «его», а «общая». Благодаря усилиям монегаска и компании на самом финише заезда, изобиловавшего разнообразными аварийными ситуациями (в основном, в исполнении представителей LMP3), мелькнула надежда увидеть полностью российский командный подиум в абсолюте, но на финальной остановке у Эванса возникала заминка, а затем он сбавил темп, и вместо того, чтобы на свежем комплекте догнать соперников в борьбе за третье место, сам пропустил конкурентов и завершил заезд пятым. Справедливости ради, нужно сказать, что в середине заезда все шло к тому, что за второе место будет бороться команда знаменитых французов Оливье Паниса и Фабьена Бартеза и английский коллектив Greaves, в составе которого оставил сильное впечатление поляк Якуб Гирмазяк, ранее выступавший в Суперкубке Porsche. Однако оба этих экипажа потеряли время из-за технических проблем.

«Бронзу» у наших в итоге отобрал экипаж команды SO24 by Lombard в составе: победитель 24 часов Ле-Мана Оливье Ломбар, бывший «заводчанин» фирмы команды Alpine Винсан Капиллэр и Джонатан Коулман. Коллектив этот примечателен тем, что соучредителем является Жан Ломбар, бывший тренером известных французских пилотов Эрика Элари и Кристофа Бушю, а за вывеской SO24 скрывается спортивная организация, готовящая спортсменов на базе гоночной школы в Ле-Мане. В дополнение ко всему, французы постарались с визуальными эффектами, и ливрея их прототипа Ligier JS P2 живо напоминает легендарную раскраску чемпионских машин команды Silk Cut Jaguar.

Победу в заезде одержал экипаж G-Drive Racing. В основе трио все те же лица, что и в прошлом году ковали достижения «могучей 38»: один из быстрейших в классе Гарри Тинкнелл (которому в воскресенье предстояло выступать в составе заводской команды Ford в FIA WEC), а также босс Jota Sport Саймон Дулэн. В этом году к ним присоединился Гидов ан дер Гарде. На счет последней кандидатуры были небольшие сомнения, но финальный отрезок, выданный голландцем, развеял скептицизм – новичок достойно дополняет коллектив. А уж что творит Тинкнелл за рулем открытого и, надо сказать, древнего прототипа Gibson 015S! Один только обгон двух соперников в притирку со внутренним краем дороги чего стоит. Конкуренцию этому экипажу могли бы составить завсегдатаи зачета из команды Thiriet, однако их машина без видимых причин вылетела с трассы и серьезно приложилась о барьер.

В GTE гонка прошла относительно спокойно, но, к сожалению, последние круги омрачились аварией: уже доказавший свою скорость Ричи Стенвей переоценил силы и буквально выбил на торможении конкурента, которым оказалось купе команды белорусов Александров Талканиц. После финиша судьи наказали обидчика, и команда AT Racing вернулась на третью позицию, которая через пару часов превратилась во вторую, так как на технической инспекции выяснилось, что на Ferrari 458 победителей из весьма опытной команды JMW вдруг оказался установлен неомологированный сплиттер. Так победа перешла к коллективу, выросшему в британском GT, Beachdean Aston Martin, в составе которого ехали заводчане Даррен Тернер, Алекс МакДауэлл и Эндрю Говард.

В итоге заезд ELMS получился весьма насыщенным так, что событий хватило надолго после финиша. С учетом того, что продемонстрировали на трассе некоторые представители LMP3 все с небольшой опаской готовятся к следующему этапу, который пройдет в Имоле. Там бетонные стены местами куда ближе к узкой ленте асфальта, чем на Сильверстоуне.

1 Пару лет назад о таком количестве гонщиков в ELMS можно было только мечтать. В первом ряду второй справа – Фредерик Соссе, гонщик-любитель, в результате инфекции потерявший конечности. Он выступает на прототипе Morgan с управлением полностью выведенным на рулевое колесо.

2 Участники LMP3 создают более чем живую массовку, частенько невольно вмешиваясь в борьбу лидеров общего зачета.

3 Старт заезда. В LMP3 не все прогрели шины, что привело к разворотам, а Лео Руссел (синий прототип слева), уворачиваясь от внезапно сбросившего скорость соперника, направил машину прямо в стену.

4 Впервые прототип BR01 выступал в цветах, отличных от «заводских» бело-красно-синих. Дальнейшие его выезды в такой раскраске зависят от планов Шона Гелаеэля и его спонсоров.

5 Представители двух команд, выступающих под российским флагом, поздравляют друг друга с успехом.

6 Команда JMW, далеко не первый год выступающая в марафонах, провела блестящую гонку, но из-за ошибки с омологацией была лишена заслуженной победы.

7 Тщательная проверка всех систем. Частники из Beachdean снова заручились поддержкой заводских гонщиков и не прогадали. На фоне других независимых команд, как и в GTE-Am в прошлом году, купе Aston Martin выглядит весьма сильно.