Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Ралли ЧМ по ралли: за кулисами споров о будущем

Ралли

ЧМ по ралли: за кулисами споров о будущем

0TPJCGrvvMEВо время Хорватского этапа ЧМ по ралли продолжились разговоры на тему ближайшего будущего чемпионата мира.

Немцы из журнала “Спорт Ауто” предлагают свой взгляд на действия ФИА в отношении “спасательной операции”, которую проводит созданная в декабре прошлого года рабочая группа во главе с Дэвидом Ричардсом и вице-президентом ФИА Робертом Ридом. Она направлена на привлечение в чемпионат мира по ралли новых производителей, сокращение затрат и повышение популярности ралли у массового зрителя.

Так, в феврале уже была предложена на рассмотрение “дорожная книга” с основными положениями технического регламента на следующий год, которыми нынешние команды-участницы остались не совсем довольны. Позже все три производителя направили в ФИА письмо, основной посыл которого изложил директор команды “Хëндэ” Сирил Абитебуль: «Мы все согласны с тем, что в главном классе чемпионата мира должно быть больше участников, но мы не верим в краткосрочное решение этой проблемы».

Сейчас план рабочей группы основывается на том, чтобы сохранить машины текущего класса “Ралли1”, но при этом лишить их гибридной части силовой установки, что позволит командам сэкономить около 200 000 евро. Также предлагается уменьшить мощность нынешних турбомоторов с почти 400 до 330 л.с, путем установки воздушного ограничителя (рестриктора) диаметром 34мм вместо 36мм. При этом, по заверению руководителей команд, нынешние автомобили с большими антикрыльями и суммарной мощностью более 500 л.с, вызывают у болельщиков ассоциации с “Группой Б” и сами по себе являются хорошим зрелищем. А столь резкое снижение мощности приведëт к новым расходам, так как придется оптимизировать работу двигателя.

Кроме того, дополнительное давление на производителей оказывает желание рабочей группы предоставить возможность гонщикам на машинах класса “Ралли2” оснащать свои автомобили дополнительным комплектом деталей, состоящим из ограничителя большего диаметра и более массивного антикрыла. В “Тойоте”, где деньги сейчас не являются проблемой, уже протестировали предлагаемые изменения и констатировали факт, что они не видят возможности перенести производительность автомобилей двух разных классов на один уровень путём этих модификаций.

Редакторы журнала спешат прервать дискуссии болельщиков на эту тему, объясняя, что в ФИА никогда не ставили цели “уравнять” два класса. Они просто хотели дать возможность как можно большему числу платежеспособных гонщиков приблизится к главным звëздам ЧМ, приложив при этом минимум усилий. Как бы там ни было, но не один из производителей не планирует выпускать такой комплект.

Далее речь пойдет о директоре ФИА по ралли Эндрю Уитли, который вопреки расхожему мнению, никогда не входил в рабочую группу. В то время как его босс Роберт Рид, кроме как на церемонии старта Ралли Монте-Карло, больше не присутствовал ни на одном этапе второго по значимости чемпионата по версии ФИА, а Дэвид Ричардс занимался тем, что втюхивал новаторские идеи наивным болельщикам, англичанин вëл переговоры с тремя действующими производителями. И он клянется, что хоть со стороны и создаëтся впечатление будто ФИА и команды-участницы ЧМ постоянно “воюют” между собой, на самом деле они ведут очень тесный диалог.

 

 

ЧМ по ралли: за кулисами споров о будущем, изображение №2
 

 

 

В вопросе самого ближайшего будущего, мнения команд разделились, но все они сходятся на том, что сначала целесообразнее было бы удержать в чемпионате действующих производителей. И в этом плане “Тойота” выглядит увереннее всего: председатель совета директоров марки Акио Тойода большой поклонник ралли, а прошлым летом компания построила в Ювяскюля новый исследовательский центр, и на данный момент японцы прочно занимают свое место в чемпионате. К тому же, Яри-Матти Латвала утверждает, что они готовы к любым условиям, вплоть от полного отказа от машин “Ралли1”.

Однако в “Хëндэ” и “Форде”, несмотря на все жалобы на дорогой и довольно посредственный гибридный комплект от “Компакт Динамикс”, хотели бы продолжить использовать дополнительный электрический привод.

По словам представителя “М-Спорт”, которые представляют интересы “Форда” в Европе, Майка Нортона, они сейчас отвечают за подготовку нового “Мустанга ГТ3”, и, следовательно, о каких-либо серьезных намерениях в ЧМ по ралли на данный момент речи не идет. Тем не менее американцы по-прежнему хотят быть представлены в ралли, а их совместный план с англичанами выглядит следующим образом: в этом году на Ралли Польши на «безгибридной» “Пуме” Мартин Сескс выступит в роли “подопытного кролика” и сделает шаг от чемпионата Европы к мировой арене. В 2025 в ЧМ будет создан отдельный класс для машин “Ралли1” без гибридной части, а в остальном регламент должен остаться неизменным до конца пятилетнего срока омологации, чтобы у ФИА и производителей было достаточно времени на создание тщательно проработанного свода правил на 2027 год. В целом же, все согласны с идеей Ричарда Милленера о внедрении стандартизированной стальной рамы, которая сможет обеспечить достаточную гибкость при выборе источника энергии, от водорода до полностью электрического привода. При таких условиях даже совершенно отдельная инфраструктура для быстрой зарядки аккумуляторов в дополнение к заправочным пунктам ФИА выглядит возможной.

И на этом фоне “баланс производительности”, который на самом деле никому не нужен, снова выходит на передний план. Поскольку БоП, зародившийся в гонках спортивных автомобилей и в автоспортивной среде считающийся грязным инструментом “уравнивания” разных концепций со всеми их предполагаемыми или фактическими плюсами и минусами, в раллийном контексте теперь гордо именуется эквивалентностью технологий.

И если для инженеров и членов совета директоров автомобильных компаний 2027 год - это практически послезавтрашний день с учетом внедрения технологий и планирования бюджетов; то альтернативные источники энергии остаются всего лишь мечтами о будущем, которые если и появятся в чемпионате мира по ралли, будут сопровождаться диссонансным темпом и странными звуками.

 

 

ЧМ по ралли: за кулисами споров о будущем, изображение №3
 

 

 

Тем не менее возможность использовать какой-либо другой тип привода должна быть закреплена в регламенте наравне с ДВС, чтобы дать понять потенциальным участникам, что дверь открыта. И именно этой модели будет придерживаться руководитель “Хëндэ” Сирил Абитебуль, когда вместе со своими коллегами из двух других команд будет обсуждать с ФИА так называемую “дорожную книгу ралли” на ближайшие пару лет.

По мнению француза, который не понаслышке знаком с политикой и эгоизмом ещë со временем работы в Формуле 1 (ТМ), все идеи касающиеся следующих двух сезонов необходимо немедленно отбросить и сосредоточиться на тщательной разработки регламентов (прим.перев: технического и спортивного) на следующий цикл омологации. В крайнем случае, Абитебуль согласен принять только 20% предложенных рабочей группой идей, так как, например, пересмотр структуры сервисного парка намного более важная и сложная задача, нежели введение новых технических ограничений, которая требует значительно больше времени на разработку и реализацию.

И теперь все заинтересованные стороны ждут июня, когда должны быть утверждены все детали регламента на следующий сезон. А поскольку после года серьëзных дебатов не было достигнуто никаких соглашений между производителями, ФИА и продвигатором (промоутером) ЧМ, то последний теперь выступает в роли “мальчика для битья”.

После финиша Ралли Хорватии Себастьен Ожье, выходя из машины демонстративно показывает на себя, как будто говоря: «Я? Я действительно победил?». Этим жестом француз подчеркивает своë недовольство новой системой начисления очков, которая слишком многое ставит на воскресенье и которая, по его мнению, значительно изменила подход к каждому соревнованию.

Тем не менее спортивные директора, чиновники и маркетологи соглашаются с тем, что в целом ЧМ стал более зрелищным. И спустя год, после того как в Хорватии начались разговоры о “спасении” чемпионата мира по ралли, некоторые заинтересованные лица стали понимать, что ЧМ сам загнал себя в такое положение, говоря о себе свысока.

Что же касается ситуации с “Хëндэ” и их работой над масштабным обновлением машины на 2025 год, которое пришлось экстренно замораживать и “пускать деньги на ветер” в связи с неопределенностью регламента на следующий сезон, то Абитебуль подтвердил, что изначально они планировали получить разрешение от ФИА и двух других команд на постройку практически совершенно новой машины с последующей сменой “I20” на какую-то другую актуальную модель. Но т.к теперь этого сделать невозможно, а текущая машина по-прежнему уступает доминирующей “Тойоте”, план состоит в том чтобы получить разрешение на использование большего количества “замен” (джокеров), чем предусмотрено правилами. И тут, хитрый француз, помимо всего прочего являющийся спортивным директором гоночного подразделения корейского производителя и с декабря прошлого года время от времени заявляющий о возможном уходе марки из чемпионата, вдруг красноречиво заявляет, что угрозами вряд ли можно многого добиться и “Хëндэ” точно останется в ЧМ в следующем году.