Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Разное Наш ответ Айхлеру

Разное: автоспортивные новости

Наш ответ Айхлеру

В феврале этого года поползли слухи о невероятной трассе, которую собираются строить под Обнинском.

11-километровое кольцо тут же назвали русским Нордшляйфе. Сейчас можно с уверенностью сказать, что проект действительно начинает осуществляться.

Сооружение данного объекта, в отличие от широко разрекламированного автодрома в Сочи, не требует государственных вложений. Идейным вдохновителем проекта является Владимир Анатольевич Павлов, инвесторами выступили предприниматели из Калужской области и Москвы. Идею постройки активно поддерживает администрация Калужской области.

Мысль о создании подобного комплекса зародилась после посещения Владимиром Анатольевичем Нюрбургринга. Авторами проекта трассы стали специалисты известного бюро Race Tracks Михаила Горбачева и Андрея Китова.

Грандиозный комплекс будет включать в себя сразу две трассы и всевозможные их модификации. Для крупных международных соревнований предусмотрено кольцо Гран-при, а для марафонских гонок построят дополнительную «горную» часть. Размеры полного кольца таковы, что две его отдельные петли позволяют проводить одновременно два полноценных заезда. С подробной схемой и рассказом о прохождении трассы можно ознакомиться на официальном сайте автодрома – swellring.com.



Основная задача, стоящая перед строителями, – выполнить большой объем земляных работ. Именно на это уйдет значительная часть времени. На укладку асфальта потребуется меньше месяца. Строительство организует Корпорация развития Калужской области, которая участвует в развитии нескольких индустриальных парков.

Вдохновитель проекта поделился с читателями «Автоспорта» некоторыми подробностями, касающимися будущего комплекса.

– Владимир Анатольевич, каков примерный график строительства автодрома?

– В первую очередь строители займутся трассой Гран-при. После завершения земляных работ, на которые уйдет основная часть времени, соответствующий подрядчик переместится на «горное» кольцо. Другие подрядчики начнут работать на трассе Гран-при по дорожным одеждам, отсыпке гравийных зон безопасности, устройству дренажа, а затем уйдут на кольцо № 4 («горная» часть по срезке 1). На трассе Гран-при начнется асфальтирование, затем будут оборудованы отбойники зон безопасности и установлена специальная электроника. Первый этап – строительство трассы Гран-при, возможно, удастся завершить в этом году. В начале этого года мы с нашими подрядчиками предполагали, что к осени успеем выполнить основной объем строительных работ по трассе, в том числе асфальтирование всех 11 км, и начнем строительство зданий. Однако из-за того, что документация, относящаяся к проекту, довольно медленно продвигается по кабинетам, мы уже пропустили часть строительного сезона. Например, изменение целевого назначения земельного участка, необходимое для возможности строительства на нем автодрома, по согласованному с администрацией области графику работ должно было произойти еще в феврале. По факту эти работы не завершены до сих пор. Понятно, что, прежде чем мы сможем приступить к реализации проекта стоимостью в многие сотни миллионов рублей, все предусмотренные законодательством процедуры в плане оформления земельных отношений должны быть завершены. Выйти на стройплощадку для производства работ нулевого цикла после всех отсрочек мы можем в июле, а окончательное решение по графику работ будет приниматься в сентябре, и в значительной степени оно будет зависеть от характера погоды этой осенью. Возможно, мы откажемся от укладки всех трех слоев асфальта на трассе Гран-при в этом сезоне, а предпочтем накрыть хотя бы одним слоем асфальта всю трассу, с тем, чтобы снеготаяние не повредило дорожные одежды на «горном» кольце. В этом случае работы по асфальтированию и оборудованию обеих трасс мы завершим в мае-июне 2012 года. Если из-за осенних дождей придется останавливать работы на стадии дорожных одежд, то окончание работ по трассе может произойти примерно в середине лета-2012.

Общая протяженность кольца Гран-при и трассы № 4 составит 7061 метр, что уже превышает длину круга Спа-Франкоршам. Такой вариант вполне пригоден для проведения марафонских гонок (если закольцевать трассу по срезке № 2, то длина круга составит 7660 м). Так как основная часть инфраструктуры автодрома находится на трассе Гран-при, «горное» кольцо может вводиться в эксплуатацию двумя этапами по мере готовности – сначала общая длина трека составит 7,6 км, а затем будут введены в строй все 11 км.



К началу функционирования трека будет построено временное быстровозводимое здание 600 кв. м для размещения пункта управления и помещений для обслуживания клиентов. В планах на 2012 год – введение в строй пит-билдинга и сервисного центра, а также оборудование всего автодрома для омологации РАФ. На 2012 год также планируется строительство Центра контраварийной подготовки, на прилегающем к автодрому участке площадью около 200 га будут спланированы внедорожные трассы для автомобилей и мотоциклов и начнутся работы по их строительству. Готовится также концепция строительства рядом с автодромом инфраструктуры активного отдыха: гостиницы, парка аттракционов, объектов водного отдыха – эксплуатация всего комплекса планируется круглогодичной.

На данный момент известно, что трасса № 1 у нас получается профицитной по земельному балансу. Однако трасса № 2 имеет дефицит и общая его величина с учетом профицита трассы Гран-при – 330000 куб. метров. Это приблизительно 16500 КамАЗов. Плюс 200000 кубометров песка, что в сумме дает 26500 самосвалов. Если с близлежащего карьера выпускать по 200 грузовиков в день, то 133 дня надо завозить только материалы на нулевой цикл работ. Еще нужно 4 железнодорожных состава щебня.

– Как отнеслись представители РАФ к подобному масштабному проекту?

– В РАФ поддержали нашу идею, так как им тоже хотелось бы видеть больше трасс, хороших и разных. «Горная» трасса получит национальную омологацию, а трасса Гран-при – международную.

Мы изначально планировали заложить в проект возможность омологации части длинного кольца по 2–3 категории FIA. Когда проектировщики стали вписывать трассу в рельеф участка, получилась очень удачное кольцо длиной 4446 м. И в данном случае категория определяется его длиной, это главное отличие трасс категории 1Т от категории 2. Понятно, что «тестовый» статус для российского автодрома не актуален – официальные испытания F1 проходят зимой, когда у нас лежит снег. Но процедура омологации трассы по 2-й категории та же самая, что и по категории 1Т, требования к ним практически не отличаются. Так почему бы нет? На гонки Формулы-1 мы при этом не претендуем, так как двух проектов (Сочи, Волоколамск) вполне достаточно. Однако опция все же остается – подготовить автодром для приема гонок Формулы-1 возможно в течение одного строительного сезона. Для этого нужно будет построить несколько объектов инфраструктуры и, возможно, переместить основной паддок внутрь трассы Гран-при. Планировка автодрома вполне позволяет это сделать. Если у проектов в Сочи или Волоколамске возникнут какие-либо проблемы в реализации, автодром в Обнинске можно достаточно быстро подготовить для приема этапа гонок Формулы-1.

– Каких зарубежных «гостей» Вы планируете пригласить на трассу?

– Из международных серий нам интересны прежде всего FIA GT и марафонские «длинные» гонки LMS (WEC). Расчет скорости по автомобилям DTM сделан по всей 11-километровой трассе для того, чтобы понять скоростной потенциал трассы для старших классов машин GT, которые могут принять участие в длинных гонках, и соответствующим образом рассчитать зоны безопасности. Для национальных требований омологации зоны безопасности обеих трасс избыточны – ширина и конфигурация зон безопасности трассы Гран-при рассчитана на машины Формулы-1, а зоны безопасности «горного» кольца в целом соответствуют требованиям к трассам 2-й категории. Таким образом, для проведения этапов международных соревнований, например, длинных гонок серии «Ле-Ман», омологация FIA может быть получена и по 7-километровой конфигурации, и по 11-километровому кольцу.


– Подойдет ли автодром для мощных прототипов?

– Прототипы на «горное» кольцо поместятся – трасса очень быстрая, много прямиков и быстрых поворотов, на которых легко реализовать преимущество в скорости. Да и на трассах, построенных до 2005 года, с шириной трассы 9 метров, как на нашем «горном» кольце, гонки спортивных машин проходят нормально. Так что если со временем в России появится своя серия гонок прототипов – здесь гоняться им будет в самый раз.

– Главная «изюминка» трассы состоит даже не в ее протяженности. Ранее подобный трюк использовался только в компьютерных играх – проехать по кольцу можно будет и по часовой, и против часовой стрелки!

– Никто из тех, с кем обсуждали эту тему, не смог припомнить трасс, омологированных для движения в обе стороны. Возможно, наша станет единственной в мире. Для этого пришлось проектировать двусторонние зоны безопасности и вместо металлических гардрейлей везде закладывать бетонные стенки (металлические гардрейли – односторонние, если влететь в стык рельсов с обратной стороны, он раскроется, и случится то, что случилось с Робертом Кубицей этой зимой). Нужно также закладывать ненаправленные поребрики. Необходимо спроектировать въезды-выезды на пит-лейн таким образом, чтобы они соответствовали требованиям FIA в обоих направлениях, что непросто. Кроме того, требуется земельный участок большей площади, позволяющий всё это вписать, – а это дополнительные издержки при строительстве. Возможно, поэтому никто и не реализовал эту идею до сих пор.

– Не окажется ли «обратная» трасса менее интересной, чем обычная?

– При проектировании трассы в основном направлении повороты «программируются» на определенную сложность, и при езде в обратном направлении задумки уже не работают, так что если трасса плоская и короткая, то интересной она может получиться только случайно. Учитывая все вышеперечисленные сложности проектирования, попытка сделать ее двусторонней теряет смысл. Если же трасса трехмерная, то в обратном направлении она может быть не менее интересной – крутые подъемы превращаются в крутые спуски, закрытые повороты остаются закрытыми, но при этом меняют направление, – трасса становится неузнаваемой. При реализации получаются две совершенно разные трассы, пусть одна из них и несколько проще по конфигурации поворотов.

– Какие места получатся особенно интересными на «обратной» трассе?

– Я обсуждал конфигурацию «Холмов» в обе стороны со спортсменами. Олегу Кесельману, например, трасса Гран-при больше нравится по часовой стрелке, а Максиму Травину – против, прежде всего из-за спуска от поворота Т5 к Т4. Там получается очень сложный и очень быстрый поворот, в котором торможение происходит на самом крутом спуске трассы Гран-при прямо в дуге поворота. Все пилоты будут искать свои точки начала замедления, кто-то будет тормозить раньше, кто-то позже. В этом месте во время гонки постоянно будет происходить острая борьба.

Поворот Т13/Т38 становится классическим медленным поворотом после быстрой прямой. Это будет зоной самого интенсивного торможения на трассе (самая высокая скорость в конце прямой и один из самых медленных поворотов), здесь также будет хорошее место для обгонов.

В целом, слепые повороты остаются слепыми, но, естественно, меняют конфигурацию. Например, совсем по-другому заиграет поворот Т21 – к нему ведет длинная прямая с подъемом на 20 метров, затем следует жесткое торможение (для Порше 911 это будет торможение со скорости 215 км/ч), слепой левый поворот, из апекса которого машина валится вниз в 10-метровую яму с 8-процентным уклоном дороги, оттуда взлетает вверх на 11 метров к слепому правому повороту Т19 и оказывается на крутом 9,4-процентном извилистом спуске. До апекса Т16 предстоит спуститься на 18 метров, а в нижнюю точку «змейки» – на 42 метра. При этом на входе в Т14 пилота ждет ловушка, аналогичная повороту Т26 в направлении по часовой, – ступенька, приводящая к разгрузке подвески на входе (не трамплин – прыжка не будет). Ловушка не столь экстремальная как в Т26, но, тем не менее, неожиданная.

Такая же ступенька с разгрузкой находится практически в апексе поворота Т29, таким образом, этот медленный поворот тоже содержит свою «изюминку».

Вираж «Гайка» против часовой стрелки сложен реализацией поддержания максимальной скорости – правильно найденная коррекция поворота руля на несколько градусов позволит проносить через вираж максимум скорости. Поворот завершается быстрым и крутым 10,5-процентным спуском, который проходится «педаль в пол» и приводит к слепому левому повороту Т23. Это место теперь несколько напоминает выход из «Фухсрере» на Нордшляйфе, хотя скорость внизу поменьше.

Поворот Т22 не только становится сложным, но и приобретает большое значение для времени круга – выход из него теперь ведет на очень длинную прямую. При этом торможение на входе в Т22 происходит на крутом спуске, а выход на прямую из нижней точки поворота не просматривается, что провоцирует ошибки, упущенные здесь 2–3 км/ч приведут к потере 10 км/ч в конце прямой.

В целом трасса остается очень быстрой, но становится более спокойной и академичной: те повороты, которые были спроектированы как сложные в направлении по часовой стрелке, против часовой становятся «классическими», в которых можно совершить классические же ошибки. Например, поворот Т12 становится «закрывающимся» – его радиус к выходу сужается. Небольшой перебор по скорости (а торможение перед ним происходит со 190 км/ч на крутом спуске) – и вот уже машина уперлась на выходе во внешнюю обочину, и вместо начала разгона приходится докручивать руль, чтобы вписаться в классический, раскрывающийся (но по-прежнему слепой) поворот Т11. А на выходе из этой связки – самая длинная прямая автодрома, и те же потерянные в Т12 2–3 км/ч превратятся в недобор 10 км/ч в конце прямой, что приведет к очень существенной потере времени на круге и закономерному обгону более быстрым соперником в конце прямой. К такому же недобору скорости в конце прямой приведет излишняя осторожность и перетормаживание на входе в Т12 – а как не быть осторожным, если тормозишь со 190 км/ч на дуге (разгруженная на торможении задняя ось норовит обогнать переднюю), да к тому же на спуске? Как и поворот Т4, это место во время гонки станет ареной острейшей борьбы пилотов и отличной зоной для обгонов.



– И трасса получается весьма скоростной.

– Я сравнил скорость прохождения нашего поворота Т1 (295 км/ч для машин Формулы-1) со скоростью прохождения известных участков на других автодромах. Так же быстро проходятся поворот № 8 в Стамбуле (пятая передача, 260 км/ч, 5g), поворот 130R, Сузука (шестая передача, 295 км/ч, 4g), поворот «О'Руж», Спа-Франкоршам (седьмая передача, 295 км/ч, 3,5g), поворот «Коупс», Сильверстоун (седьмая передача, 290 км/ч, 4,5g).

Любопытно было бы посмотреть расчет скорости для машин DTM по Спа. Сдается мне, что у нас на полном круге одних только быстрых поворотов (свыше 145 км/ч) будет больше, чем всего поворотов на трассе в Арденнах (21).

Если же сравнить нашу трассу с другими российскими автодромами, то у нас, конечно, более скоростной трек. Данные по Сочи пока не известны, но, например, в Волоколамске максимальная скорость для машин Формулы-1 311 км/ч, средняя скорость для машин Формулы-1 185 км/ч, для машин DTM – 147 км/ч. У нас соответственно 316, 208 и 165 км/ч. «Горное» кольцо в точности совпадает с трассой Гран-при по средней скорости. А в направлении против часовой стрелки она становится даже более быстрой. Мы также постарались максимально использовать рельеф для создания интересной конфигурации трассы – перепад высот на нашем треке составит 51 метр (Казань – 28 м, Moscow Raceway – 22 м, Смоленск – 18 м). Максимальный продольный уклон трассы достигает 13 % (Moscow Raceway – 4,5 %), максимальный поперечный уклон в профилированном повороте – 10 % (левый край дороги при этом ниже правого на 1,2 м).



Подход к развитию проекта всеобъемлющ. Не остались в стороне и любители компьютерных гонок. Уже заказано изготовление полигона для популярного симулятора rFactor. Затем эту компьютерную версию можно будет конвертировать под игру GTR2. Такой шаг, безусловно, положительно скажется на популярности автодрома не только в России, но и за рубежом. Возможно, вдоволь накатавшись по виртуальной трассе, любители автоспорта решат опробовать и ее реальный прообраз. У «Холмов» есть все шансы со временем стать настоящей альтернативой Нордшляйфе.