Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Большой Туризм 24 часа Спа: Круговорот истории

Большой туризм

24 часа Спа: Круговорот истории

spa24-2013-podiumВеликолепный спектакль, в котором русские снова играли далеко не последнюю роль.

Вот и завершился очередной 24-часовой марафон. Каждый из таких заездов имеет свой характер. И не только благодаря разной конфигурации трассы или географического расположения. Дейтона, Нюрбургринг, Ле-Ман. Набор гонок, победа в которых переводит гонщиков, команды, производителей в ранг легенд.

«24 часа Спа» - одна из старейших гонок, испытывающих на прочность не только технику, но и участников. На этот раз на старт вышли сильнейшие представители категории ГТ3. И категория эта в который раз показала, что не является идеальной для таких нагрузок.

История ведется с 1924 года. Марафон всего на год младше Ле-Мана, но бельгийцы дольше своих соседей сохраняли статус соревнований для легковых машин. «Туризм» в последний раз выходил на старт в 2000 году! Удивительно ли, что гонка находилась в тени старшего «собрата».

Кстати, русские гонщики добивались здесь успеха почти век назад. Легендарный Борис Ивановский в начале своей карьеры в автоспорте победил в Спа в 1928 году на «Альфа Ромео» (успех в Ле-Мане вместе с заводской мерседесовской командой пришел к нему позднее), а в 1931 году уже на «Мерседесе» успеха добился подданный Российской Империи грузинский князь Дмитрий Джорджадзе. Кстати, были в Спа и русские машины. В 1971 году на старт вышли «Москвичи-412».

mercedes-w111-spa-1964«Мерседес» победил и в 2013 году. Впервые с 1964 года, когда первое место осталось за экипажем на седане 300СЕ (и погода была такой же лучезарной и безоблачной, как в минувшие выходные). С тех пор у Штутгарта просто не было подходящей машины для соревнований. Например, в сезоне-1968 самый первый агрегат от «АМГ» был слишком прожорливым, чтобы победить. А потом по-настоящему спортивных моделей до начала 80-х практически не было.

Интересно, что в 20 июля 1964 года, за 5 дней до той самой гонки, родился Бернд Шнайдер. Для всех, чей кругозор не ограничивается узенькими рамками Ф1, нет надобности пояснять, кто это такой. И этот кто-такой в сезоне-2013 переживает вторую молодость. Бернд выигрывает все марафоны, на старт которых выходит: «24 часа Дубая», «12 часов Батерста», «24 часа Нюрбургринга» (с первой попытки!). На сей раз ему компанию составили восходящая звезда «Мерседеса» Максимилиан Бук и чуть менее известный Максимилиан Гетц. Экипаж не форсировал события и после многочисленных неприятностей, которые подстерегали конкурентов, постепенно выбрался в лидеры. А уж там Шнайдер так зарядил, что никто ответить и не смог. «Мерседес» был заметно энергичнее конкурентов на разгоне, что вполне компенсировало небольшой проигрыш в максимальной скорости.

spa24-2013-schneider1С первых кругов поблизости от первого места пребывали подопечные Олафа Мантая. Возможно, эти погони – сначала за «Марк ВДС БМВ», затем за «ХТП Мерседесом» – дорого дались стратегам «Порше». Заводским гонщикам Вайсзаха пришлось постоянно идти в высоком темпе, попутно отыгрываясь из-за не самых удачных расположений в момент выездов автомобилей безопасности. В одном из таких моментов и были потеряны последние шансы на победу – Патрик Пиле обогнал под желтым флагом, был вынужден отбывать штрафной проезд по рекордно длинной (марафонская + «гламурно-королевско-формулическая») зоне обслуживания. Это стоило круга проигрыша, который мантаевцы так и не отыграли.

Что касается автомобилей безопасности, то их было совсем немного. Большая их часть выезжала из-за аварий в Красной воде: два в самом начале (из-за разбитых «Ниссана» и «Ламборгини») и один под финиш («Феррари»). Грандиозной аварией отметился Энцо Иде, решивший на своем купе «Ауди» проехать сквозь машину соперника в скоростной связке. Малое число нейтрализаций, из небольшая продолжительность и хорошая погода помогли победителям пройти приличную дистанцию – 564 круга по 7,004 км. spa24-2013-schneiderВ сумме это 3950 км со средней скоростью 164,6 км/ч. Что самое интересное, в 1964 году «Мерседес» прошел 3962 км, а средняя скорость составила 164,8 км/ч! Конечно, тогда гонщики соревновались на устрашающем 14-километровом кольце, на котором сам Джекки Стюарт, по собственному признанию, позволял себе быстро проехать всего раз в году. Что касается новой эры, то рекорды побиты не были. В эпоху «Мазерати Эм-Чи12» эти итальянские крокодилы проходили до 4093 км со средней скоростью 171 км/ч (сезон-2006).

Возвращаясь к Ингольштадту, можно сказать, что гонка для него не заладилась с самого начала. Уже после квалификации многочисленные гонщики, защищающие цвета марки, жаловались на неправильный «баланс сил». А в гонке произошло феноменальное событие – судя по всему, впервые за 12-13 лет на машине «Ауди» вышел из строя мотор. Что уж говорить про самые обычные аварии уже упомянутого Иде или менее эффектный сход чемпионов Ле-Мана и ДТМ. Оставшиеся в строю экипажи пытались разыграть обычную стратегию – медленно, но верно подняться наверх, набирая темп к финишу. Вот только на этот раз получилось слишком уж медленно. На пути к подиуму двукратный победитель Ле-Мана Андре Лоттерер вообще чуть было не заглох – ошибся с переключением передач на торможении и после разворота долго-долго разгонял непослушную машину. В итоге – только 3 место. Подкрепить успехи в Дейтоне и Ле-Мане не получилось.

Совсем уж феноменально плохо сложилась гонка для «БМВ». Первую половину гонки казалось, что именно «Марк ВДС» разыграет с «Порше» победу. Но бельгийская команда лишилась всех трех купе. Как выразился гонщик Маркус Палталла, словно сглазили. У одной машины вышел из строя генератор. У лидеров вообще сработал огнетушитель и залил электрообрудование. Долгое время на подиум претендовал экипаж «Витафона», но и их автомобиль сложил доспехи в зоне обслуживания. И это в марафоне, который является самым успешным для «БМВ» - 21 победа в абсолюте. Правда, большинство были добыты на «трешках» и великолепных купе «635». Но это совсем другая история.

spa24-2013-startА вот в «Феррари», точнее, в Микелотто, подготовили куда более надежную технику. Многочисленные 458 дымили, коптили, но исправно везли наездников к финишу. Ну, почти все. Самая главная так и не довезла – лидеры Марафонского чемпионата ГТ3 из «Кесселя» бесславно завершили путь в гараже из-за проблем с мотором. Лучшими «итальянцами» стали представители класса Про-Ам, англичане. А вот за ними, шестыми в абслоюте, стали представители русской команды «СМП-Рейсинг», для которой сразу четыре машины отлично подготовила испанская фирма «Бапоро».

Вообще, в новой истории «24 часов Спа» русские гонщики не новички. Роман Русинов в 2008 году стал 8-м в абсолюте на «Ламборгини», в 2007 году Леонид Мащицкий вместе с «Тек9 Порше» был 11-м в абсолюте и 3-м в классе ГТ2, а в 2004 году Алексей Васильев добился наилучшего результата, финишировав четвертым в абсолюте и вторым в классе вместе с «Фрайзингер-Порше».

spa24-2013-podiumА победа на сей раз была так близка! Экипаж Алессандро Пьер-Гвиди к финишу отыграл время, потерянное после обидного разворота на самом старте, и вышел на первую позицию, но затем был вынужден снова сбросить темп. Михаил Алешин, Даниил Мове, Александр Фролов и Давид Маркозов периодически демонстрировали высокий темп (чего стоит один только стартовый прорыв Алешина в первую десятку), но в итоге им пришлось довольствоваться лишь 17-м местом. А вот Мика Сало и успевший уже поседеть со времен Российской Ф3 Маурицио Медиани вполне могли вывести машину №71 на первое место. Лишь обидный просчет с дозаправками (машина на трассе была дольше 65 позволенных минут) и последовавший штраф отбросили за спину будущих победителей. Так экипаж Кирилла Ладыгина и Виктора Шайтара после долгой и упорной гонки оказался на втором месте. Впрочем, грех жаловаться на результат. Петр Первый тоже не с первой попытки шведов разбил. Главное, не останавливаться на полпути. Чопорные англичане уже исходят желчью в комментариях от того, что какие-то русские, у которых и автоспорта-то нет, пришли в гости и начинают потихоньку наводить свои порядки. Пусть, не все получается (Марк Шульжицкий вообще за руль «Ниссана» не успел сесть из-за аварии Алекса Банкомба, а экипаж Сергея Афанасьева потерял с десяток кругов из-за ремонта подвески), но задумайтесь, часто ли такое бывает: Мове на «Феррари» по внешнему радиусу спокойно опережает Сенну на «МакЛарене»! Помните и уважайте историю, цените то, что имеете. А успехи и признание придут. Вот они – уже за поворотом!