Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Гоночные машины Ф1. Шины "Пирелли". Детально.

Формула 1

Ф1. Шины "Пирелли". Детально.

f113-pirelli-tyresГлубокий анализ нововведений от шинников.

f113-pirelli-tyresДля сезон-2013 компания «Пирелли» приготовила совершенно новую линейку шин. Так как технический регламент не оговаривает особенности состава резиновой смеси, итальянцы смогли внести существенные коррективы, что помогло создать более мягкий протектор, одновременно усилив плечевую часть шины (сопряжение между протектором и боковинами).

Главные цели – улучшение сцепных свойств в рамках рабочего окна с одновременным увеличением степени термической деструкции (разрушение связи между макромолекулами в полимерах). Да, таковы реалии: с одной стороны, шины стали лучше, но менять их придется чаще, так как это улучшение будет достигнуто в четко ограниченном промежутке времени.

Судя по всему, заказ на изготовление таких особых изделий был дан не под напором команд, а от гораздо более высокостоящих игроков. Все на пользу зрелищности. Ведь участники уже кое-как освоились со своенравным поведением прошлого поколения шин «Пирелли». И на смену небывалому разнообразию во главе пелотона (7 победителей в 7 гонках) пришла куда более знакомая картина: почти все на финише сезона-2012 выбирали одну остановку для смены колес. В 2013 году итальянцы готовят новую головоломку.

Начались разработки еще на старте 2012 сезона, когда были заложены первые параметры в компьютерные программы. Затем создавались первые образцы для испытаний в лабораториях. В учет уже шли данные, собранные с предыдущих гонок. Затем испытатели Хайме Альгерсуари и Лукас ди Грасси проехали около 7000 км на трассах в Хересе, Спа, Барселоне и Ле-Кастелле. Первый образец нового жесткого состава был доставлен командам Ф1 на тренировке Гран-При Бразилии, но официальный дебют новой продукции состоится только на тестах в феврале.

В общем можно сказать, что новые шины будут выходить на рабочую температуру гораздо быстрее, а времена на круге только благодаря «Пирелли» должны оказаться на 0,5 секунд лучше.

Но все это вы уже читали на других сайтах. Для нас интереснее вникнуть в детали. Итак, более глубокий анализ того, что же из себя представляют новые галоши для «Королевы».

Из-за более мягкого состава новый жесткий тип почти сравняется с прошлогодним средним. Однако мягче будет только сам протектор и боковины. Плечевые части наоборот стали куда жестче.

А что из этого следует? Да теплоте просто некуда будет деваться, и она сначала благотворно повлияет на сцепные свойства на старте эксплуатации, а затем начнет активнее переваривать молекулы в протекторе, из-за чего термическая деструкция («деградация», как любят говорить знатоки Ф1) будет куда заметнее.

Уровень сцепления за счет более мягких составов возрастет (опять-таки только в рамках рабочего окна). Особенно это будет заметно на выходе из поворотов и на участках разгона и торможения.

С другой стороны, мягкая резина будет образовывать накатанный слой только на траектории, где сцепление будет постоянно повышаться. Позволит ли это повысить число обгонов ближе к финишу? Вряд ли. Все и так осторожничают за последние десять-двадцать минут до клетчатого флага, а тут еще и более скользкая дорога будет вне накатанной колеи. Так что не все так очевидно.

В состав смеси включены новые компоненты, которые позволяют чуть увеличить пятно контакта. Это будет ощутимо в поворотах, где сочетается действие центробежной силы и ускорение от двигателя.

Также конструкторы постарались добиться более ровного распределения температур внутри протектора, чтобы избежать так называемого (в широких рядах знатоков) «пузырения», а на деле, термического разрушения.

Это пойдет на пользу гонщикам с излишне агрессивным стилем вождения. Ранее благодаря их рвению и определенным особенностям резины протектор в глубине разогревался неравномерно, из-за чего возникал разрыв связей между слоями и от поверхности шины (довольно глубоко) то и дело отслаивались куски протектора.

Получается, новые шины быстрее выходят на рабочую температуру, которая более равномерно распределяется по всему пятну контакта, что во-первых поможет излишне аккуратным и бережливым блеснуть в квалификации и во-вторых облегчит жизнь агрессивным «пилотам», которые ранее крошили шинами под финиш гонки.

Дождевые шины подверглись тем же изменениям. Теперь они лучше держат трассу и быстрее прогреваются. Гонщикам не придется так отчаянно крутить рулем, следуя за автомобилем безопасности. Ожидается, что новая продукция будет менее подвержена резкому срыву задней оси из-за внезапной потери сцепления, что случалось с предыдущим поколением дождевых шин.

Не все так хорошо с массой. Она подросла на 200 грамм спереди и целых 700 грамм сзади. А более тяжелому быстро вращающемуся объекту куда проще двигаться в плоскости вращения, нежели куда-то поворачивать. К сожалению, влияние сильного гироскопического эффекта от задних колес нельзя как-то связать с избыточной/недостаточной поворачиваемостью, не зная других важных характеристик шин.

f113-pirelli-tyres1

А теперь по порядку:

Супермягкий. Красный ободок. Абсолютно новый тип с еще более быстрым прогревом. Такой протектор, в силу мягкости и быстрой деструкции, идеально подходит для гладкого асфальта в условиях умеренно низких и средних температур. То есть, для Монако. А вот в Венгрии, где обычно жарковато, командам придется поломать голову. Но к тому времени, судя по всему, очередную загадку от «Пирелли» уже решат.

Мягкий. Желтый ободок. Более чем на 0,5 секунды медленнее супермягкого, но все равно мягче, чем прошлогодний состав того же названия. Все еще сохраняет свою отличительную особенность – большой срок службы, что позволяет использовать шину в самых разных условиях. Похоже, это будет самый часто применяемый тип в 2013 году.

Средний. Белый ободок. Меньшее рабочее окно, но неплохо выглядит в теплых условиях. На 0,8 секунды быстрее, чем жесткий тип.

Жесткий. Оранжевый ободок. Весьма близок по характеристикам к прошлогоднему среднему. По сроку службы примерно равен мягкому, но рассчитан на использование в жарких условиях на грубом асфальте.

Промежуточный. Зеленый ободок. Внешне никак не изменился. Конструкторы работали только над тем, чтобы избавиться от внезапного заноса, срыва задних колес, о чем упоминалось выше.

Дождевой. Синий ободок. Здесь уже новый состав, позволяющий быстрее прогревать протектор. Считается, что устранена проблема со срывом задних колес. За 1 секунду на полной скорости из пятна контакта переносится около 60 литров воды.