Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Теория движения Библиотека Автомобиль как спортивный снаряд

Теория движения

Автомобиль как спортивный снаряд

dtm95 fisico calovoloТюнинг и настройка.

dtm95 fisico calovolo« Я точно знаю, как должна быть настроена моя машина. Не важно, где я стартую, на кольце в DTM или на чемпионате мира по ралли, я хочу всегда получить максимально нейтральный автомобиль!» Матиас Экстрём, чемпион DTM 2004 года.


 Что такое тюнинг и настройки? Зачем и как гонщики настраивают автомобили? Если ваш опыт позволяет вам почувствовать нюансы поведения автомобиля на дороге - такие вопросы неизбежны.

 Tuning и setup – слова иностранные. Первое известно давным-давно как радиотехнический термин настройки радиоприёмника на определённую частоту. Что касается тюнинга автомобилей, то это  изменение их конструкций в лучшую сторону. ( Во всяком случае, этого всегда желают авторы переделок, но иногда получается и наоборот!) Переделки могут касаться форсировки двигателя, изменения характеристик подвески, доработки кузова (например, расширение крыльев, его усиление) и установки аэродинамического «обвеса». Слоган специалистов тюнинга во всех странах мира звучит одинаково: «шире, ниже, громче, круче!» Въедливые журналисты автомобильных изданий путем драйв тестов, пытаются, как можно более точно описать поведение того или иного автомобиля на дороге в различных условиях. Здесь речь идет о серийных машинах, которые попадут в руки покупателей. Если бы они только знали, как разительно может меняться характер поведения машины, если поставить другие шины или амортизаторы!  Говоря о  тюнинге, мы всегда подразумеваем  только  «гражданские» машины, применяемых на обычных дорогах.

 Настройку гоночной техники величают уже не тюнингом,  а модным  словечком «сетап». Понятие сетап появилось вместе с персональными компьютерами. Оно означает такую конфигурацию, которая удовлетворит конкретного юзера. В автомобилях – это настройка его элементов для конкретных условий. Установка более жёстких пружин – это тюнинг. А выбор жёсткости пружин под конкретную трассу относится уже к мероприятиям настройки. Значит, работа с техническими характеристиками – это настройка или сетап. Если посмотреть на переделки и настройку автомобиля объективно, то тюнинг и сетап перетекают друг в друга, их границы несколько размыты.

 И всё же попытаемся дать более чёткие определения. «ТЮНИНГ» - это удаление или добавление технических элементов автомобиля для изменения его характера в определённом направлении. Это модификация автомашины, приспособление её для выполнения определённых функций.

 «НАСТРОЙКА» означает приспособление технических характеристик определённых элементов машины к конкретным условиям. Ещё точнее настройкой можно назвать тонкую подгонку элементов спортивного или гоночного автомобиля к определённым условиям применения. Это настройка для квалификации и гонки, настройка для мокрого или сухого покрытия. Параметры таких настроек многообразны и включают в себя: давление в шинах, углы развала и схождения подвесок, высота автомобиля, состав горючей смеси, регулировка жёсткости амортизаторов, подбор передаточных отношений КПП, регулировка блокировки дифференциала, программирование блока управления двигателем. В программу настройки входит ещё и подбор шин, пружин подвески и амортизаторов, тормозных колодок и дисков, подбор углов атаки аэродинамических приспособлений. В серьёзных гоночных командах настройками руководит  специальный человек – гоночный инженер.

 Итак, гоночная машина настраивается под определённые условия, чтобы показать лучшее время на круге и быть конкурентоспособной в гонке. Это объективные условия. Не будем забывать и о гонщике. От его стиля управления машиной и пожеланий, касающихся настроек машины, зависит немало. Это субъективный фактор. В результате комбинации объективных и субъективных факторов возникает вопрос: насколько высока отдача пилота и насколько точна интерпретация гоночным инженером получаемых данных. В любом случае оптимальным вариантом будет альянс, в котором инженер и гонщик удачно дополняют друг друга для достижения цели. Цель – заставить гоночную машину ехать быстро, то есть раскрыть заложенный в ней потенциал на все 100%. Достичь этого намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Пример тому – Михаель Шумахер, потративший не один гоночный сезон, чтобы сделать по-настоящему быстрым капризный автомобиль «Феррари». Но положил начало тестовой работе в итальянской Скудерии еще Ники Лауда - гонщик экстракласса, для которого нет ничего второстепенного для которого, важна каждая мелочь на тренировках и в квалификации, в подготовке и настройке машины. А было это в середине семидесятых.  Команда «Феррари» отличалась ещё в середине семидесятых  шикарными условиями для занятий тестами и тренировками для своих гонщиков. Другие команды так серьёзно начали заниматься тестовой работой намного позже.   Только  гоночная конюшня «Феррари», единственная из всех гоночных команд, имела собственную трассу, находящуюся в трех минутах от гоночных гаражей, оснащенную аппаратурой для оптического и электронного наблюдения и засечки времени. В наиболее интересных местах кольца, длинной 2,99 км, были установлены 10 телекамер, записывающих изображение на монитор. Замеры скорости и хронометраж автоматизированы, их показания записывались на ленте. Эти данные  были в то время поистине бесценны, так как по ним можно до мельчайших подробностей анализировать каждое усовершенствование на автомобиле, а также  выяснить лучше или хуже стало в повороте, как это сказалось на прямой, на общем времени круга и так далее. Это оказалось как раз то, что нужно скрупулезному и въедливому Ники Лауде. Его высказывание по этому поводу, содержит немалую долю скрытого восторга:  «После этих тестов я не могу себе представить, что смогу ездить на другую фирму, которая их не проводит».

 Ники Лауда выкладывался на тестах полностью, без остатка, хотя и считал,  что, конечно, есть определенный риск, которому подвергается гонщик, и, кстати, ничуть не меньший, чем на настоящих гонках. На трассе «Феррари» главенствовало правило: «Начинать тренировки можно только тогда, когда пожарная машина с пожарными в несгораемых костюмах и водителем, а также скорая помощь стоят с заведенными двигателями, в противном случае запрещается выезд на трассу».

 Что же делает гоночный автомобиль быстрым? Динамика разгона? Нет. Способность машины ускоряться из поворота? Да! А ещё, она должна точно реагировать на действия пилота, обладать внятной обратной связью, чтобы пилот мог всегда чувствовать границу сцепления шин с покрытием трассы. При нажатии на газ в повороте   скольжение передних и задних шин  должно быть одинаковым, что есть проявление нейтральной поворачиваемости.  Вспомним слова быстрого шведа Матиаса Экстрема из эпиграфа. Они подтверждают, что принципы настроек для любых видов автогонок всегда остаются одинаковыми. Это легко объяснить тем, что на автомобиль, вне зависимости от того, по какому покрытию он движется, действуют одни и те же законы физики.