Спортивные

Занятная шинная статистика

«Черное золото» в Ф1. И чуть-чуть Ле-Мана.

По итогам серии Ф1 2012 года шинная компания «Пирелли», являющаяся монополистом в чемпионате мира, подготовила статистику. Отбросив безусловно интересные данные о том, сколько кило тирамису было приготовлено в столовой итальянцев, попытаемся выбрать существенное

Итак, за сезон было поставлено 31800 шин, в том числе 22500 – для сухой погоды. Посчитаем. «Мишлен» для одного класса ЛМП1, где собирается в среднем 8 машин, должен был подготовить приблизительно 8*4*6(примерно столько комплектов уходит на уик-энд)*7 + 8*4*15(Ле-Ман) = 1824 шин.

Из всей продукции «Пирелли» на самые мягкие пришлось всего 6%, на мягкие – 25, средние – 21, жесткие – 17. Остальное – дождевые. Как видно, ставка на различие в компонентах или, как минимум, оправданность наличия сверхмягкого типа себя не очень оправдала. Что касается марафонских гонок, то мягкие комплекты там используются, скорее, в квалификации и в начале гонки. Слишком дорого обходятся частые смены шин, поэтому команды экономят время и используют составы пожестче.

А вот в среднем сроке службы шин марафонские «Мишлены» намного опережают «Пирелли», которые проходят всего 180 км. В Ле-Мане не редки тройные отрезки по 45 минут, то есть, примерно в три раза более продолжительные.

Далее следует информация узкоспециализированная на Ф1. Кто из гонщиков прошел больше кругов на разных типах шин. На самом жестком отличился Камуи Кобаяси – на «Заубере», экономящем протектор, японец намотал 798 кругов на жестком типе. На среднем – Бруну Сенна (869), на мягком – Даниэль Риккьярдо (1012), сверхмягком – Кими Райкконен (237), на промежуточном – Фернандо Алонсо (145), на дождевом – Кобаяси (104).

Максимальная скорость для шин «Пирелли»: 346 км/ч (Райкконен, Гран-при Италии). В Ле-Мане «Тойота ТС030» на «Мишлене» дважды за круг разгоняется до 330 км/ч на прямой Унодьер. Конечно, не забудем, что шины нагружаются не полтора часа, а целые сутки.

На тестах «Пирелли» автомобиль «Рено Р30» прошел 7012 км. Дистанция Ле-Мана составила в этом году 5141 км. Без учета недели тренировок.

За год в Ф1 совершено 941 остановки для смены шин (плюс еще 14 штрафных проездов и 2 штрафных остановки). Примерно половина из них – вынужденные, так как гонщики обязаны использовать разные типы шин. Не самое экологичное решение.

В среднем за гонку производилось 47,9 остановок или 1,9 на каждого гонщика. Больше всего механики трудились в Малайзии – 76 остановок. Меньше всего – в США (24).

Количество обгонов (или все-таки опережений или проездов мимо соперника на прямой) – 1139. О качестве судить не будем. Самые зрелищные обгоны в том же Ле-Мане обеспечиваются наличием круговых и стремлением самых быстрых гонщиков отвоевать на трассе время, потраченное на лишнюю остановку.

Больше всего обгонов (опережений) было зафиксировано на Гран-при Бразилии – 147. Менее всего, что не удивительно, на Гран-при Монако (12).

Самые прохладные условия, в которых работали шины «Пирелли» - Гран-при США, где было всего 11 градусов тепла, а трасса прогревалась лишь до 4 градусов. Гораздо холоднее было на испытаниях в Хересе, где было около нуля и отрицательная температура полотна.

Интересно, что особо горячих приемов в этом году организовано не было. Лишь в Бразилии асфальт порой прогревался до 55 градусов. В марафонском чемпионате было иначе. Один только Бахрейн порадовал и пеклом (воздух прогревался до 50 градусов тепла), и прохладой – заезд финишировал вечером, когда в пустынной местности становится по-настоящему прохладно.

В общем, как обычно, в Ф1 инженеры вынуждены мириться с изрядной долей шоу, в то время как в марафонском чемпионате все гораздо ближе к реальной жизни. Чем, собственно, МЧМ (WEC) и интересен, выгодно отличаясь от других чемпионатов мира, как классическая пьеса от телевизионной передачи