Спортивные

МЧМ (WEC), Спа: Гибрид или дизель?

 Ответ не очевиден

Первые три часа гонки.

Заезд выявил все слабые и сильные стороны новинки. Да, под дождем полный привод на «Р18 е-трон кваттро» (электромоторы установлены на передней оси) обеспечивает колоссальное преимущество. Однако те же узлы приносят много неудобств. Передние шины изнашиваются сильнее, и пройти два отрезка на одном комплекте без потери тема практически невозможно. А электроника порой еще и шалит, из-за чего гонщик может попросту промахнуться мимо поворота, так как настройки тормозной системы изначально учитывают замедляющий момент, сообщаемый генераторами. Стоит им выйти из строя (неожиданно для гонщика) – и авария неминуема. Даже если отключение произойдет в штатном режиме, проблем не избежать, ведь тяжелый нос обеспечит солидную недостаточную поворачиваемость.

Все это, видимо, осознали японцы из «Тойоты» и быстренько переделали свою машину, чему способствовала авария на тестах. Все больше сообщений о том, что их гибрид будет заднеприводным. А вот «Ауди» отступать некуда. Неужели они посмеют отказаться от своей знаменитой вывески «кваттро»? Другое дело, им теперь нужно сильно надеяться на то, что 16 июня над Ле-Маном будет без устали поливать дождь. Тогда гибрид обязательно победит. При ином раскладе возможны варианты.

Что касается победителей, то экипаж оказался более чем экспериментальным. Ромен Дюма – человек «Порше». Марк Жене, в прошлом выступавший в составе «Пежо», вообще тут проездом и подменяет травмированного Тимо Бернхарда. Далеко не факт, что в Ле-Мане на старт выйдет испанец. Лоик (форма имени Луи такая) Дюваль – еще один знаток «Пежо», в прошлом году ездивший в составе команды «Орека», которая ныне занимается технической поддержкой проекта «Тойота». Вот такие хитросплетения сюжета, похлеще, чем в иных чемпионатах мира.

Марсель Фасслер, Андре Лоттерер и Бенуа Трелуйе могли что-то противопоставить только на мокрой трассе. На сухой траектории гибрид пока выпускает «ультру» вперед и особой угрозы обычному ингольштадсткому «тепловозу» не представляет.

Третье место – явный успех молодежного состава «Ауди». Впервые за заводскую команду выступил Оливер Джарвис. Марко Бонаноми наконец-то смог выбраться с тестов и тоже блеснул уверенным пилотажем. Однако на самом финише третье место у них чуть было не украли. В «Ауди» затеяли какие-то странные манипуляции с остановками и сменами шин, а потом долго сравнивали протекторы колес обычной и гибридной версий.

А вот полноприводным ветеранам в тысячный раз не повезло. Опять их приключений хватило бы на целую команду. К счастью, на этот раз они хотя бы не врезались в «Феррари». Смена носового обтекателя, неудачный по времени пит-стоп, когда пришлось простоять на выезде на трассу под красным светофором, пропуская машину безопасности, вылет в гравий да еще и штрафная остановка. Тут даже электромотор не помог подняться выше четвертого места.

В кои-то веки почти без затруднений добрались до финиша представители «Ребеллиона». Но будь у их конкурентов меньше заминок, не видать швейцарцам пятого-шестого места – позади изо всех сил поджимает коллектив Ника Левентиса «Стракка».

«Доум С102,5» полностью подтвердил свое предназначение – временами ошеломляющий темп, а уж до финиша добираться не обязательно. На сухой трассе машина с низким уровнем прижимной силы была очень сильна. Но продолжительный ремонт во второй части гонки стоил команде Анри Пескароло места в первой шестерке.

Не добрался до финиша экипаж «Оак». Всего за два круга до финиша в Бланшимоне развалилась подвеска заднего левого колеса. В середине заезда команда всерьез прессинговала машины «Ребеллион», что указывает на потенциал прототипа и гонщиков.

Что касается нереализованного потенциала, то самое время упомянуть о первой гонке для экипажа «Джи Пауэр Сигнатек Ниссан». Как верно подмечено, чтобы добиться успеха в марафоне, нужно без проблем добраться до финиша, а высокий темп – это бонус. С темпом у Романа Русинова, Пьера Рага и Нельсона Панчатичи все в порядке. Когда машина была в рабочем состоянии, спортсмены шли в одно время с лидерами класса, печатая круги 2.12. Однако совершенно необъяснимая поломка колеса стоила всей гонки. А ведь стратегия, выбранная коллективом, была выигрышной. Изначально планировалось пройти как можно больше дистанции на жестком типе шин (сиречь, меньше менять шины и экономить на остановках). Это, вместе с грамотным контролем потребления топлива, вполне окупилось бы на финише, когда многие команды одна за другой ныряли к механикам за бочонком бензина или тележкой шин. Однако в жизни (а марафон – это и есть самая настоящая жизнь) сослагательного наклонения не бывает.

А победу в итоге разыграли представители Европейской серии «Ле-Ман», которые по ходу гонки в особые драки не ввязывались и избежали неприятностей с техникой. Все шло к победе команды Алана Доукина (да, да, гонщики все-таки реализовали потенциал «Орека-Ниссана»). Однако на самых последних минутах экипаж примкнул к числу тех «счастливчиков», чьи лошади отчалили на водопой и потребовали сменить подковы. Тут во всей красе предстали спортсмены из «Йоты» на своем «Зайтеке», которые просчитали стратегию более тщательно и смогли порадоваться заслуженной победе. Полностью островным подиум сделали представители ирландской дружины «Мерфи Прототайпс», тихой сапой поднявшиеся на третье место. Из тех, кто претендовал на высокие места, но в силу самых разных причин оступился, можно отметить оба экипажа на «Морганах» (да, они ждут Максима Мартена, прохлаждающегося в ГТ Мастерс) и, конечно, коллектив «Пеком», который сам вручил победу соперникам, да еще и убедился, что сам точно не сможет присутствовать на праздновании.

Невеселое зрелище представлял собой зачет ГТЕ. Всего четыре машины, так как «Астон» сдулся на самом старте после весьма обнадеживающих первых кругов. Заводская команда (чего уж там скрывать) «Фельбермайр» все-таки добыла победу для «Порше 911 ГТ3 РСР». Но она, как мы уже знаем, стала третьей в сезоне для данной модели. Первые две добыли Ник Танди и Марко Хольцер в Портимане на этапе Открытого чемпионата ГТ. Впрочем, на заслуге Марка Либа и Рихарда Литца это никак не отражается. Вряд ли кто удивится, что стратегию на гонку продвигал сам Либ, которого давно прочат в наследники славы Олафа Мантая. Ранняя первая остановка, выбившая экипаж из одного ритма с «Феррари», бешеный темп под дождем (спасибо «Порше») – и трезвая голова на последних кругах.

Как Джанмариа Бруни с Джанкарло Физикелой ни старались, «Феррари 458» под дождем на этот раз брыкалась отчаянно. А когда приструнить жеребца удалось, штутгартская коняшка была уже далеко впереди.

Команда «Лакшери Феррари», к чей потрясающей форме все уже привыкли, на сей раз выдала серую гонку. Если бы не Фред Маковиеки, еще не известно добрались бы они до подиума или нет, так как Жаиме Мелу совсем расклеился.

Таковы итоги генеральной репетиции перед Ле-Маном. Один из главных героев вовсе не явился на сцену, расквасив нос по пути, и срочно меняет костюм. Вся слава досталась тому, кто, по мнению маркетологов, мог бы просто подносить снаряды. Массовка обеспечивала необходимый накал страстей, а герои заднего плана отчаянно дожидаются подкрепления из-за океана. 80-ое издание легендарного марафона в Ле-Мане должно получиться, как говорится, классическим. Все ингредиенты для этого присутствуют. Осталось только чуть-чуть подождать.

ПС Таблички с результатами можно найти на десятках других сайтов.