События и размышления. А интервью нашего спец.корра ищите в соответствующем разделе сверху!
«Феррари» доминировали в Ле-Мане. Любой результат, меньший чем «хет-трик», стал бы сенсацией. И именно это произошло в последние четыре часа, когда красные заводские автомобили внезапно потеряли темп. В итоге победил экипаж желтой «Феррари» Роберта Кубицы, Йе Йефея и Фила Хэнсона, а «Порше» удалось занять второе место (при старте с последней позиции они проиграли лидеру чуть менее 15 секунд на финише).
Крайне изменчивые погодные условия способствовали захватывающим и драматичным гонкам за последние два года. Но на этот раз солнце без устали светило над Ле-Маном.
Изменила ли сухая гонка сложность и нарушила ли баланс сил? И да, и нет. Квалификация в четверг вечером оставила болельщиков с наивной уверенностью в том, что «баланс» блестяще контролирует все Нурегсаги от восьми производителей. В конечном итоге шесть автомобилей ЛМДг, соответствующих американским правилам ИМСА, заняли три первых стартовых ряда, а ЛМГ, казалось, потерпели решительное поражение: «Феррари» и «Тойота» провели только по одному автомобилю в финальном квалификационном сегменте и должны были довольствоваться скудными позициями в середине поля. Победа «баланса»? Или, может быть, преднамеренный обман?
Окончательный ответ пришел всего через четыре часа гонки: ровно в 7:58 вечера экипажи «Феррари» впервые вышли вперед всеми тремя машинами.
Более того, если посмотреть на официальный хронометраж, то по итогам 4 часа результат гонки был почти уже определен: 50, 83, 51, 6.
Можно возразить, что порой и остальные «Порше», и «Тойота», и «БМВ» тоже казались быстрыми. Но все это было, в лучшем случае, иллюзией, возникшей после первого и единственного (!) периода машины безопасности. Это сжало пелотон в то время, когда все три «Феррари» уже потеряли время из-за штрафов.
«Мы можем только ехать и наблюдать, произойдет ли что-нибудь еще», — заключил Лоренс Вантор после своего первого отрезка в субботу вечером. – У нас нет никаких шансов против «Феррари». Они быстрее по времени круга, и их максимальная скорость выше. Случилось именно то, чего мы боялись».
В «Порше» не выдвигали особых обвинений после квалификации: «Если бы все ехали на полной скорости, результаты были бы несколько иными, — заявил директор спортивного отделения марки Томас Лауденбах, который уже тогда предполагал, что картина не была точной. – Судя по тому, что мы увидели в тестовый день и на тренировках, «Феррари» должны быть явно быстрее».
Тайна финала
Итальянцы предпочли приберечь все для гонки, где они вырвались вперед и порой могли уходить от преследователей на сверхбыстрой скорости. Между четвертым и 20-м часами в лидирующей группе всегда были все три «Феррари». Лидерство «Порше» в середине гонки длилось всего три отрезка, после чего красные снова взяли все под контроль.
Порядок на 12:00 в воскресенье днем: 83, 50, 51, 6. Разрывы были большими: все Нурегсаги, начиная с 5 позиции, отставали более чем на две минуты или даже на круг. А «Порше», занимавший четвертое место, отставал уже на 55 секунд. Казалось, игра окончена.
То, что произошло дальше, трудно полностью объяснить: две заводских «Феррари» сбавили темп без видимых причин, в то время как далекие преследователи, такие как «Кадиллак» под номером 12, выиграли целую минуту у лидирующей группы на 21-м и 22-м часах гонки. Экипаж «Порше» под номером 6 Кевина Эстре, Лоренса Вантора и Мэтта Кэмпбелла пришел к финишу со средним временем 3:28 минут, средние показатели «Феррари» в этот момент порой превышали 3:30 минут, что в конечном итоге породило даже теории заговора.
И, похоже, обстановка также накалялась внутри «Феррари»: во-первых, было заметно, что две красных заводских «Феррари» в конечном итоге выбрали более медленный вариант тройных отрезков, в то время как «Порше» последовательно использовал двойные отрезки с автомобилем под номером 6, чтобы попытаться наверстать упущенное за последние четыре часа. Во-вторых, «Феррари» под номером 51 (Джеймс Каладо, Алессандро Пьер Гвиди, Антонио Джовинацци) потеряла время на финальном этапе из-за так называемой аварийной остановки на этапе нейтрализации, поскольку у них закончилось топливо. Во время второй остановки Пьер Гвиди перетормозил в змейке на заезде в зону обслуживания, что стоило ему около 50 секунд. Технический директор «Феррари» Фердинандо Канниццо признал, что у машины были проблемы с тормозами, которые, по его словам, стоили «нескольких секунд».
В-третьих, у машины под номером 50 (Антонио Фуоко, Никлас Нильсен, Мигель Молина) в последний час возникла проблема с двигателем.
«Двигатель грозил выйти из строя. Это было связано не с температурой, а с коленчатым валом, по крайней мере, я так думаю», — объяснил Каладо.
Технический директор Канниццо подтвердил: «Была проблема с двигателем, поэтому нам в конечном итоге пришлось прекратить борьбу за второе место с «Порше»».
И в-четвертых, на протяжении всей гонки по радио «Феррари» бушевали дебаты о том, разрешено ли частному 499П с номером 83, обслуживаемому заводской командой «АФ Корсе», атаковать и/или обгонять заводские автомобили. Решающий радиоразговор по этому вопросу состоялся около 1:40 дня. Командный центр спросил Роберта Кубицу, сможет ли он проехать тройной отрезок после своего двойного до конца гонки. Ответ: «Абсолютно нет, мы все равно не сможем победить».
Через несколько кругов Кубица заехал на пит-стоп, ему поставили новые шины, но поляк остался в машине. По-видимому, это был тот момент, когда командный центр «Феррари» решил, что «Феррари» с оптимальным расположением на трассе следует (или разрешено) победить. Поскольку Кубица имел 36-секундное преимущество перед своей последней остановкой на 376 круге, ему поставили новые шины. Несмотря на более длительное время остановки и потерю лишних секунд из-за холодных шин, поляк справился с этой ситуацией и все еще имел одиннадцатисекундный буфер над лучшим гонщиком «Порше» Кевином Эстре.
«Они заслужили победу; они были быстры всю неделю и допустили меньше ошибок в гонке, чем заводские автомобили», — говорит Антонио Джовинацци, который финишировал третьим с Каладо и Пьером Гуиди. В то время как два красных заводских автомобиля отбыли два и три штрафа в виде проездов или даже остановок, а также теряли время из-за пробитой шины и вышеупомянутого разворота Пьера Гвиди, номер 83 получил только один штраф в виде проезда в воскресенье утром за нарушение правил желтого флага.
«Многие гиперкары были оштрафованы, так что это не оказало большого влияния, — сказал Филип Хэнсон. - Мы на самом деле работали над настройкой нашего автомобиля для прохладных условий. Но в гонке оказалось, что мы были лучше, чем наши красные коллеги и в теплых условиях в течение дня, поэтому наши тройные отрезки были лучше».
Технический директор «Феррари» Фердинандо Канниццо, отвечающий за разработку прототипов 499П, был чрезвычайно счастлив после гонки, даже несмотря на то, что победила «не та» машина: «Это двенадцатая победа «Феррари» в Ле-Мане. Мы уже одержали три победы подряд, и против очень сильных соперников!»
Что касается скорости, итальянец не стал ходить вокруг да около: «Я думаю, мы доминировали в гонке; у нас всегда было три машины в лидирующей группе. Мы никогда не работали над квалификацией, так как стартовая решетка не играет большой роли в гонке. Вместо этого мы полностью сосредоточились на гоночных настройках. Через четыре часа лидировали три «Феррари» — так что наш план сработал».
Канниццо не беспокоит тот факт, что среди соперников уже много недовольства по поводу доминирования «Феррари»: «Наша сила не была в одной области, например, в максимальной скорости, но мы были очень хорошо позиционированы во всех аспектах, особенно в использовании шин и, следовательно, в стабильности. Были соперники, у которых было лучшее ускорение или лучшая максимальная скорость (! – прим.ред. – не было таких) или большая прижимная сила, но у нас было правильное сочетание для Ле-Мана».
Что касается чемпионата мира, про который в Ле-Мане обычно вспоминают в последнюю очередь, то «Феррари» не получила полных очков за чемпионат мира среди производителей, поскольку победил не заводской автомобиль, а «клиентский». Таким образом, «Порше» заработала полные очки за победу, несмотря на второе место в Ле-Мане. В итоге в «Порше», как и следовало ожидать, были вполне довольны именно этим раскладом: «В данных обстоятельствах второе место было наилучшим возможным результатом, — сказал директор по автоспорту Томас Лауденбах. – У нас был единственный автомобиль в лидирующей группе, который прошел гонку без штрафов и ошибок. Тем не менее, при обычных обстоятельствах мы бы финишировали только четвертыми, что несколько удручающе. «Феррари» явно доминировала в гонке, что доказывает, что нынешняя концепция «баланса» провалилась!»
Для Кевина Эстре второе место стало «приятным сюрпризом»: «Я не ожидал, что мы поднимемся на подиум, потому что все три «Феррари» были быстрее нас при любых условиях. Тот факт, что мы лидировали ночью, был связан со штрафами «Феррари», а не с темпом».
Эстре тоже не может объяснить, как так получилось, что они вышли на второе место: «Это было немного странно. Я думаю, что у них была неправильная стратегия с тройными отрезками. Возможно, были какие-то технические проблемы, но я не могу сказать наверняка. С другой стороны, «Феррари» снова были быстры со свежими шинами».
Другие автомобили «Порше» выступили не так здорово: номер 5 (Кристенсен/Андлойе/Жамине) финишировал на круг позади на седьмом месте, из-за повреждения шин и несколько штрафов, а третий, американский, автомобиль (Наср/Танди/Верляйн) смог занять только девятое место из-за штрафов и проблем с шинами.
преКрасный «баланс»
Если присмотреться к результатам, то можно отметить следующее: во-первых, «Феррари» доминировала с тремя автомобилями; они были в своей собственной лиге. Во-вторых, только «Порше» под номером 6, благодаря безупречной гонке, смог извлечь выгоду из путаницы в конце и финишировать на подиуме. В-третьих, все остальные шесть производителей были, можно сказать, в третьей лиге и, таким образом, не имели шансов. А «баланс производительности», по идее должен гарантировать, что именно этого не произойдет.
Эта оценка невооруженным глазом подтверждается цифрами. Лучшим показателем является скользящее среднее лучших времен круга, даже если количество кругов не всегда одинаково по системным причинам.
«Феррари» №83: 3.26,133
«Порше» №6: 3.26,815
«Феррари» №51: 3.26,149
«Феррари» №50: 3.26,652
«Кадиллак» №12: 3.26,879
С точки зрения чистой скорости «Феррари» имела преимущество в пять-семь десятых секунды над «Порше», а также над всеми своими преследователями, такими как «Тойота» (3.26,500), «БМВ» (3.26,680 мин), «Альпин» (3.26,907), «Астон» (3.27,358) и «Пежо» (3.28,689).
Во втором важном пункте, максимальной скорости, «Феррари» имела среднее преимущество от 4 до 8 км/ч над всеми своими конкурентами. Кстати, это было почти в точности предсказано по итогам симуляций, проведенных одним из производителей ЛМДг и основанных на данных тестовых и тренировочных сессий.
Третий пункт: время на остановки. Очень часто Ле-Ман теряется в зоне обслуживания. Для «Феррари» все обстояло так: победитель провел у механиков 45 минут, «Порше», занявший второе место, — 42 минуты, «Феррари», занявшая третье место, — 47 минут, а 499П, финишировавшая четвертой, — 45,5 минут. Конечно, штрафы здесь играют свою роль, но штрафной проезд – это около 45 секунд. Другими словами, у «Феррари» был большой буфер производительности.
Где «Кадиллак»?
А что там в странах третьего мира? «Кадиллак» подтвердил свои хорошие результаты на быстром круге в квалификации, принеся американским маркам первый с 60х годов «поул». Автомобили команды «Джота» заняли весь первый ряд. Но гонка с первых же минут показала, что по ходу 24 часов это будет совсем другая история. Уже на прямой «Мюльсан» лидерство было потеряно.
«В первом ступени «баланса» у нас была лучшая компенсация максимальной скорости, — отметил вице-президент спортивного отделения «Дженерал Моторс» Эрик Уоррен, — Но затем (во второй ступени) были дополнительные вычеты, которые существенно повлияли на наши гоночные результаты».
Второй важный момент заключается в том, что «Кадиллаки», как оказывается, теряют прижимную силу при езде в плотном потоке, когда нарушается благоприятное обтекание кузова, и, следовательно, ухудшается сцепление шин.
Автомобиль под номером 12 (Линн/Нато/Стивенс) спас честь американцев, проехав финишный створ на 5 месте. «Большее было просто невозможно, — констатирует Норман Нато. - У нас была абсолютно чистая гонка без штрафов, но мы все равно отстали более чем на две минуты на финише, хотя мы выжали максимум из нашего автомобиля».
Автомобиль «Джоты» под номером 38 (Бамбер/Бурдэ/Баттон) не смог подняться выше восьмого места из-за нескольких ошибок на пит-стопе и стратегии, а также из-за невезения во время двух периодов нейтрализации.
В целом, «Кадиллак», наряду с «БМВ», был "лучшим из остальных" с точки зрения сочетания времени круга и максимальной скорости. Две американские команды, «Экшн Экпресс» («Уиллен») и «Уэйн Тейлор Рейсинг», сошли с дистанции из-за отказа двигателя из-за внезапной потери давления масла; точные причины до сих пор неясны.
Автомобиль «Экшн Экспресс» (Эйткен/Другович/Вести) по крайней мере показал хорошие результаты вечером, когда он временами входил в пятерку лучших, в то время как машина Уэйна Тейлора, наконец-то осуществившего свою мечту и привезшего команду в Ле-Ман, так и не набрала скорость.
Только шестое место на финише досталось «Тойоте», и это неожиданность, поскольку японцы считались потенциальными фаворитами в битве за победу из-за того, что у них ЛМГ-прототип и, по крайней мере на бумаге, хороший «баланс».
«Я твердо убежден, что мы сможем побороться с «Феррари», даже если нам немного не хватит скорости», — размышлял Себастьен Буэми перед гонкой.
Это было довольно сильное предположение. Факт в том, что «Тойота» под номером 7 (Конвей/Кобаяси/Де Врис) была медленнее своих коллег на протяжении всей гоночной недели. В пятницу перед гонкой в «Тойоте» даже состоялось кризисное совещание. Замена многочисленных компонентов и внесение изменений в настройки позволили несколько сократить дефицит в гонке, но не полностью его устранить.
На старте произошел контакт в самом первом повороте, в результате которого были повреждены оба боковых понтона и снизилась прижимная сила. Тяжелое возвращение в первую десятку заняло много времени и оно, как и в случае со второй «Тойотой», было обусловлено хорошим темпом ночью. Они, наряду с «Далларами» («Кадиллак» и «БМВ»), были единственными производителями, которые использовали мягкий состав шин, в то время как «Порше» и «Феррари» использовали только средний тип протяжении всей гонки.
В финале Камуи Кобаяси смог немного сократить отставание от «Кадиллака» №12. Однако промах японского гонщика в повороте «Мюльсан» и 50-секундная штрафная остановка за превышение скорости на пит-лейн (на 19 км/ч!) привели к тому, что трио финишировало в одном круге от победителя.
Большую часть гонки автомобиль под номером 8 (Буэми/Хартли/Хиракава) находился, по крайней мере, в пределах досягаемости «Порше» и «Феррари». Ночью им даже удалось занять второе место, однако не за счет собственной скорости, а скорее из-за штрафов, наложенных на «Феррари». Все рухнуло за четыре часа до финиша, когда Хиракава потерял колесо на 319-м круге, сразу после дозаправки. Это означало, что ему пришлось проехать полный круг на низкой скорости. Затем последовал длительный пит-стоп для ремонта. К тому моменту трио было на пятом месте, отставая от лидеров на 85 секунд, и мы можем только предполагать, как высоко они могли бы подняться затем, когда у «Феррари» началось падение темпа. Однако из-за ремонта номер 8 финишировал только 16-м, потеряв семь кругов.
«У нас не было темпа, чтобы бросить вызов «Феррари» и номеру 6 «Порше», — сокрушался технический директор Давид Флури. — В гонке была двухуровневая система: автомобили с максимальной скоростью и те, у кого ее не было. К сожалению, нас втянули в класс без максимальной скорости. Также было характерно, что мы выглядели только «наполовину прилично», когда у нас были шины, отличные от того, на чем ехали «Феррари» и «Порше», то есть ночью и до раннего утра».
Инсайдеры из лагеря «Тойоты» сообщили, что конский вес по итогам «баланса» доводил температуру шин до предела, из-за чего гибриды ГР010 сильно скользили. Было ли это связано напрямую с весом, еще предстоит выяснить, поскольку «Тойота» ехала в Ле-Мане в 2024 году с тем же весом, хотя и со значительно меньшей мощностью — и это было одной из причин, по которой водители были настроены довольно оптимистично перед гонкой.
«БМВ» также были в группе преследователей — определенно на том же уровне, что и «Кадиллак», если не лучше. Временами оба баварских мотора попадали в пятерку лучших, но на заключительном этапе именно проблемы с двигателем на автомобиле под номером 20 и проблемы с охлаждением стандартного гибрида на автомобиле под номером 15 помешали достижению приемлемого результата.
«К сожалению, 18-е и 32-е места в общем зачете совершенно не отражают наших результатов, — заявил директор спортивного отделения «БМВ» Андреас Рос. – Мы были среди лидеров всю неделю. Мы хорошо подготовились именно гонке, в которой временами мы были ближайшими соперниками «Феррари» и «Порше»».
Руководитель команды «ВРТ» Винсент Восс видел ситуацию примерно под тем же углом: «Моя команда проделала действительно отличную работу и показала чистое выступление в гонке, и гонщики также хорошо поработали. Но, к сожалению, технические проблемы помешали лучшему результату в классе».
Французский крах
Настроение было подавленным в лагере двух французских брендов «Альпин» и «Пежо», которые вели упорную борьбу за 10-е место в последние часы гонки. В итоге A424 со стартовым номером 35 (Габсбург/Шатен/Милези) занял последнюю позицию, дающую очки, опередив коллег (Мика Шумахера, Фредерика Маковиеки и Жюля Гунона). Лучший 9X8 с номером 84 (Дюваль/Якобсен/Вандорн) пересекл финишную черту на 41 секунду позже.
В «Альпин» явно надеялись на большее после своего великолепного выступления на третьем этапе чемпионата мира в Спа. Частью разочарования стал «баланс», поскольку А424 получил вычеты за свои хорошие показатели максимальной скорости. Тем не менее, обе машины добрались до «гиперпоула», где они заняли 9-е и 12-е места соответственно.
«В гонке мы финишировали ровно там, где провели квалификацию, без шансов на прогресс за счет скорости», — сокрушается спортивный директор марки Бруно Фамен, попутно подкалывая «баланс».
Справедливости ради, однако, были некоторые технические неисправности: проблема с охлаждением аккумулятора у машины под номером 36 вскоре после старта, а также две аварии у обеих машин привели к потерям времени прямо в начале гонки. Еще один штраф для машины под номером 35, а также неудача во время автомобиля безопасности, когда Шумахер был вынужден ждать на светофоре на выезде с пит-лейна, не помогли делу. Затем товарищ по команде Жюль Гунон ненадолго посетил гравийную ловушку, после чего вынужден был сделать экстренную остановку во время фазы нейтрализации.
«Нам нужно тщательно проанализировать все, но я бы сказал, что нам не хватило прижимной силы, максимальной скорости и сцепления, что является довольно слабым сочетанием, — пояснил спортивный директор Николя Лапьер. – Дождь в пятницу, конечно, не помог нам с точки зрения сцепления, потому что в конце гонки, когда резины на траектории было больше, мы смогли снова набрать хороший темп. Положительный момент в том, что мы довели обе машины до финиша, что было минимальным требованием. Теперь у нас достаточно данных, чтобы быть сильнее в 2026 году».
В «Пежо» были готовы к слабой гонке, потому что они были непостижимо жестко наказаны «балансом». Спортивный директор Peugeot Жан-Марк Фино остался, тем не менее, недоволен 12-м и 17-м местами: «Нам пришлось бороться, что означало проходить тройные отрезки по 13 кругов. Это помогло, но не кардинально изменило ситуацию».
Что касается англичан и их «Астонов», то оба прибыли к финишу, что является неплохим достижением для первого старта в Ле-Мане.
«Я очень доволен результатом, — говорит Адам Картер, директор по марафонским гонкам в АМР. – Мы были в одном проценте по темпу от лучших команд, и это на самой сложной трассе года, в Ле-Мане — это важная веха для этой программы!»
Подводя же итог, то из крупных игроков только один производитель на публику выражал полное удовлетворение итогами 93 по счету 24-часовой гонки в Ле-Мане (и то, мы знаем, что они там с кислыми рожами сидели потом). И этого, безусловно, будет недостаточно для светлого будущего Нурегсагов.