В 2027 году появится сменщик нынешней модели 9х8.
В Бахрейне в ноябре 2024 года технический директор «Пежо» Оливье Жансонни заявил: «Невозможно стереть прошлое». Он имел в виду прошлое Нурегсага 9х8, который дебютировал в Марафонском чемпионате мира в июле 2022 года. Это был ответ на вопрос, почему «Пежо» продолжает отставать в плане характеристик после нескольких радикальных попыток реконструкции проекта. Комментарии Жансонни в то время звучали так, что СМИ сделали вывод, что у программы может и не быть долгого будущего.
Но вместо предполагаемого ухода в начале марта появились признаки неожиданного перезапуска: несколько авторитетных источников во Франции заверили, что у «Пежо» есть планы на новый Нурегсаг. На второй гонке ИМСА в Сибринге «инсайдеры» подтвердили слухи.
И этот шаг удивителен, поскольку Группа «Стеллантис», в которую входит «Пежо», в настоящее время находится в сложном финансовом положении. Генеральный директор «Стеллантис» Карлос Таварес был вынужден уйти со своей должности в декабре 2024 года. Португалец, который сам участвовал в автогонках, считался главным толкачом («промоутером») и сторонником программы.
9х8 в ловушке конвергенции
Спортивные результаты «Пежо» 9х8 с момента его дебюта в Монце в июле 2022 года были скромными: команда достигла только двух призовых мест в 19 гонках чемпионата мира. Автомобиль претерпел несколько технических доработок, и в 2024 году радикальная концепция без традиционного заднего антикрыла была признана никчемной.
За прошедшую зиму, несмотря на финансовые проблемы «Стеллантиса», росло понимание того, что только новый старт может привести к улучшению. Французский конструкторский отдел начал работать над 9х8 в 2020 году, но в то время никто не мог предвидеть, что процесс конвергенции между ИМСА и МЧМ, который был призван согласовать расходящиеся технические регламенты двух платформ, ЛМДг и ЛМГ, полностью уничтожит изначальную концепцию регламента «Ле-Ман Гибрид».
В «Пежо» считают себя жертвой этой конвергенции, особенно в отношении размеров шин: «Важно понимать, что выбор размера шин определяет все остальное: распределение веса и, следовательно, аэродинамический баланс, — говорит технический директор Жансонни. – Размер шин — самое важное решение, и все остальное вытекает из этого выбора».
Из-за одинаковой ширины шин на передней и задней осях, изначально предусмотренной регламентом ЛМГ, в «Пежо» выбрали меньший и более легкий двигатель, чтобы добиться идеального баланса веса. Там даже оправдывали отсутствие заднего антикрыла, утверждая, что первоначальные правила предусматривали одинаковые шины на обеих осях, что помогало и в этом плане.
В рамках конвергенции 2021/22 представители ЛМГ «Феррари», «Тойота» и «Пежо» должны были перейти на размеры шин американской серии ИМСА (шириной 29 см спереди, 32 см сзади). По словам «Пежо», это означало, что вся концепции их «дизайна» идет коту под хвост.
Переход на американские размеры шин и интеграция заднего антикрыла не сработали для «Пежо» 9х8, который все еще создает прижимную силу в основном через днище, что приводит к сильной зависимости от параметров настройки дорожного просвета и продольного угла наклона кузова.
В марте 2025 года выяснилось, что в «Пежо» уже исчерпали все замены («джокеры»), разрешенные правилами. Как ЛМГ, так и американская платформа ЛМДг, разрешают максимум пять замен в рамках технических модификаций в течение пятилетнего периода омологации. Эта самая омологация Нурегсагов была продлена в июне 2024 года до конца 2029 года, а также были разрешены две дополнительные замены. Но этого явно не будет достаточно для «Пежо», чтобы «стереть прошлое».
«Пежо» нужна полная повторная омологация.
И это может быть разрешено уже в 2027 году, потому что в ФИА теперь хотят продлить омологацию как минимум до 2032 года, что приведет к теоретической возможности построить новую машину или продлить использование нынешних, получив на них еще 5 замен.
С этим решением, которое должно быть официально принято на «24 часах Ле-Мана» в июне, возможность снова откроется для «Пежо». По информации из уважаемых СМИ, «Пежо»/»Стеллантис» и ФИА договорились о возможности проведения второй повторной омологации для «Пежо» – но, вероятно, не раньше 2027 года.
В то же время, как сообщается, Группа «Стеллантис» одобрила программу, а также выделила необходимые финансовые ресурсы для полной переделки Нурегсага. Это, в свою очередь, объясняет, почему в «Пежо» уже забронировали внешние инженерные ресурсы, поскольку работа над преемником 9х8 должна начаться сегодня, если компания хочет быть конкурентоспособной в 2027 году.
Четвертая победа в Ле-Мане – цель
Бывший директор марки «Альфа Ромео», принадлежащей «Стеллантису», Жан-Филипп Импарато намекнул в нескольких интервью в 2024 году, что итальянцы могут взять на себя проект «Пежо» 9х8, начиная с 2027 года. Однако теперь кажется очевидным, что итальянцы вместо этого возьмут на себя место в Формуле Э, которое нынче принадлежит еще одному «бренду» «Стеллантиса», ДС.
С запланированным продлением двух платформ, ЛМГ и ЛМДг, до 2032 года, в «Пежо» смогут избежать технологической ловушки, созданной конвергентным хаосом 2020 года. В то время «Пежо» был в процессе разработки 9X8, когда правила существенно изменились не в пользу французов.