Спортивные

Потусторонние французы

Неудобные вопросы организаторам Марафонского чемпионата мира.

Немецкий обозреватель Максимилиан Граф задается вопросами, которые, судя по всему, больше терзают болельщиков, руководителей команд, но никак не мсье из АСО.

Многие давно предупреждали Западный автомобильный клуб Франции (АСО), что фундамент Марафонского чемпионата мира (FIA WEC) возведен на очень зыбкой почве. Уход «Ауди» показал, что чемпионат, сильно полагающийся на участие заводских коллективов и бросающий вызов Формуле-1, находится в очень уязвимом положении.

Некоторые уже спешат предсказать крах всей стройной системы категорий ЛМП, что, скорее всего, преждевременно. Однако нельзя отрицать, что сокращение числа участников МЧМ породило много тяжелых и обоснованных размышлений. Печально, что адекватной реакции со стороны организаторов первенства пока не последовало, будто французы живут в своей собственной Утопии.

Складывается впечатление, что Западный клуб ведет дела где-то в вымышленном мире, совершенно отказываясь как-то комментировать реальные проблемы. Французы вещают о каком-то мифическом «новом производителе», который должен занять место «Ауди».

Кто этот производитель? «Пежо»? Но компания уже неоднократно отрицала возможность скорого прибытия в Ле-Ман. В Велизи (где располагается спортивное отделение марки) и слышать не хотят о том, чтобы ввязываться в бой, где даже 100 миллионов евро не гарантируют постоянных побед. Посыл Клубу ясен: сначала сократите затраты на участие и избавьтесь от гибридов – тогда мы подумаем. «БМВ»? Но баварцы сфокусированы на участии в ГТЕ, а программа в ЛМП1 – дело отдаленного будущего.

Что будет с классом ЛМП1? Теперь в Ле-Мане в лучшем случае будет только пять гибридных прототипов, если в «Тойоте» решатся-таки выставить третью машину. И, опять-таки в лучшем случае, еще одна частная. За все время проведения МЧМ организаторам так и не удалось привлечь независимых конструкторов в высшую категорию. Все идет к тому, что теперь даже некому оценить новый регламент для частных команд. Не помогло даже убийство (а по-другому и не скажешь) зачета ЛМП2, одной из задач которого являлось насильственное выдавливание производителей в «первую» категорию. Вместо прибытия новых автомобилей французы теперь лишились и того, что было: «Ребеллиону» надоело соревноваться с собственной тенью, и после пяти безальтернативных чемпионских титулов швейцарцы ушли.

Имеет ли право первенство именоваться «чемпионатом мира»? С формальной точки зрения, нет. Точнее, титул чемпионов мира в ЛМП1 присуждаться не может, так как по правилам ФИА для этого необходимо наличие трех заводских команд. Выводы делайте сами.

У Клуба так и не получилось построить нормальную структуру «подпитки» высшего дивизиона командами из ЛМП2. По сути, организаторы наплевали на пожелания участников. Если до старта ЧМ ведущие представители «второй» категории еще умудрялись переходить на повышение, то сейчас все застопорилось. Более того, в 2012 году чуть было не приказала долго жить Европейская серия Ле-Ман.

Введение ограничения на число производителей в ЛМП2 полностью уничтожило бизнес «БР Инжиниринг» (так пишут немцы в лице Графа) и перспективы команды «СМП Рейсинг», а также «Стракки», которые, по некоторым данным, собирались в ЛМП1.

Сам марафон «24 часа Ле-Мана» никуда не исчезнет. И не такие тяжелые времена он переживал. Другое дело, престиж гонки изрядно пострадает, если за победу в общем зачете будут сражаться всего 5 машин.

Почему в «Ауди» променяли МЧМ ради Формулы-Э? В Нойбурге не устают повторять, что будущее для них – за электромобилями. Поэтому переход в ФЭ логичен с точки зрения рекламщиков. Ну а великолепная экономия на двигателях в ДТМ, где силовые агрегаты не менялись аж с 2000 года (а сам мотор для «Ауди» спроектировала и построила фирма Нейла Брауна), позволяет остаться и в этой серии, которая позволяет еще и стилизованные под серийную продукцию прототипы использовать.

В целом, в «Ауди» идут на поводу у рекламщиков, которые указывают на очевидные проблемы МЧМ. Организаторы так и не удосужились вывести свое детище на приемлемый уровень «узнаваемости» в мире автоспорта. В микрокосмосе спортивных машин, где фанаты знают, что такое Тарга Флорио, статус МЧМ велик. Но для обычного болельщика это первенство менее привлекательно, чем тот же ДТМ (в силу предыдущих достижений) или Формула-Э (из-за своей новизны).

В Клубе хоть что-нибудь делают для того, чтобы спасти ситуацию? До сих пор вся концепция МЧМ держалась на двух китах: легендарный Ле-Ман и высокие технологии. Последний пункт явно не по плечам всем потенциальным участникам. А на первом далеко не уедешь.

С точки зрения продвижения своего детища, французы вообще провалились, применяя иррациональные решения. Один только перевод показа в платный сегмент чего стоит. В то время, как многочисленные соревнования (хоть тот же ДТМ) открыто транслируются в Интернете, МЧМ оказался недоступен для тех, кто, может быть, и хотел бы посмотреть.

Несмотря на титул «ЧМ» большая часть болельщиков у первенства находится в Европе. Необоснованное полагание на один только ярлык «Ле-Ман», который в других частях света не так мифичен, уже привело к краху уровня посещаемости гонки в Техасе. Пустуют трибуны в Бахрейне. В целом же, вопросов к французам куда больше, чем ответов.