Спортивные

Почему Ле-Ман лучше Ф1

Мнение англичан

Как известно, начало сезона Ф1 пришлось не по нраву английским болельщикам. Их команды оказались не готовы угнаться за лидерами, а одного из быстрейших англоязычных гонщиков заставили играть роль второго плана при несомненной приме. Речь идет, конечно, о Марке Уэббере. И его переход в гонки спортивных машин принес вторую волну критики. На сей раз всей Ф1, которая, как оказывается, проигрывает Ле-Ману. И это мнение не какого-то отдельно взятого необузданного фаната, а одной из центральных газет «TheTelegraph»:

Ключевой аспект успеха Ле-Мана – предлагаемое им разнообразие. Для автомобильной промышленности эта гонка остается одновременно и рекламной площадкой, и отличным способом испытать технику. Другой такой возможности в автоспорте нет. Естественно, в Ф1 этого уже давно нет, так как формат гонок Гран-при и конструкция гоночных машин слишком далеки от реалий повседневной жизни. Вообще, какое-то разнообразие в Ф1 можно разглядеть только на молекулярном уровне.

Наиболее близко к актуальным вопросам автомобильной промышленности Ф1 была несколько десятилетий назад, когда команды могли выбирать между атмосферниками и турбодвигателями. Но и в этом вопросе все решали, скорее, деньги. Теперь у всех 2,4-литровые V8, которые работают на оборотах очень далеких от "гражданских".

Конечно, в истории Ф1 были и газовые турбины, и полный привод, но такие новинки, скорее, навредят команде из-за неизбежного запрета, чем принесут пользу или прославят авторов. Зато в почете воздуховоды и тепловые шторки (именно так, а не куда-то там "выдувной" диффузор). 

Вы, конечно, можете заметить, что практически все новинки в нынешней Ф1 связаны с аэродинамикой, а вовсе не с теми громыхающими штуками, что заставляют машину ехать. И эти завитушки вы вряд ли встретите на каком-нибудь шоссе.

Вся проблема в том, что регламент стал слишком строгим, и теперь ключевые навыки конструкторов - найти лазейки в регламенте. А самый важный отдел - придворный штат адвокатов. В Ле-Мане все по-другому. Вы не нарушите правила если конструкция вашей машины отличается от конкурентов. В Ф1 все последние нововведения от систем рекуперации энергии до шин, которые живут несколько минут, призваны повысить зрелищность, но в то же время отнимают саму суть спорта от категории, которая все еще мнит себя вершиной гонок. 

В Ле-Мане главная стратегия - держаться от гаража подальше и заезжать за новыми шинами как можно реже. Если бы шины работали по 5 кругов (а круги тут по 13 км), то от такой продукции никакого толка, кроме сатирического, не было бы. В прошлом году в "Ауди" умудрились проехать на одном комплекте 5 дозаправок (5*40мин=200мин).

При этом в Ле-Мане часто все решается на последних минутах и гибкая стратегия все же важна. В 2011 году последняя остановка у "Ауди" и "Пежо" была за 35 минут до финиша. Французы могли установить новый комплект, но не решились, а немцам пришлось менять из-за возможного прокола. А в Ле-Мане колеса меняют всего два человека, только после дозаправки с отключенным двигателем.

Гаражи "Пежо" были в начале зоны обслуживания, у "Ауди" - на выезде. Когда французы уже отпускали свой экипаж, главный инженер будущих победителей Лина Гейд решила установить новый комплект колес. На выезде немцы уступали почти 8 секунд лидерам, но в итоге все-таки опередили французов на 13 секунд на финише.

В "Мишлене" серьезно работают над выносливостью своих шин. Тот марафон в 5 дозаправок примерно равен протяженности 2,5 Гран-при. И шинники говорят, что информация, собранная по ходу заездов, помогает улучшить характеристики их дорожной продукции, продлить срок службы чуть ли не в двое.

К чести "Пирелли", их гражданские шины тоже высококлассные, но из-за правил Ф1 итальянцы вынуждены делать протектор, который живет не дольше пакетика чипсов. Да и отсутствие здоровой конкуренции негативно сказывается.

Раньше соревнования, носившие завние Гран-при, были очень похожи на Ле-Ман - настоящее испытание для людей и техники. Что уж там. Самый первый Гран-при прошел в Ле-Мане в 1906 году. За два дня тогда победитель проехал 780 км. Даже в 50-х гонщики посмеялись бы над форматом, ограниченным 360 километрами и 2 часами.

Но Ле-Ман остается Ле-Маном. И происходят странные вещи. Пока в Ф1 гонщики изо всех сил пытаются "сберечь резину", в Ле-Мане идет настоящий спринт. Все 24 часа.

На счет эффективности использования мощности тоже возникают вопросы. В 2006 году гоночная машина "Хонда" разогналась до 415 км/ч. Но для этого пришлось снять все антикрылья и прочие аэродинамиеские завитушки. А для выхода на максимальную скорость потребовался значительный кусок пустыни Мохаве.

Юмор заключается в том, что гоночный автомобиль только выглядит эффектно. На самом деле у гардероба с открытыми дверцами аэродинамика будет лучше.

Еще в 1988 году купе "ВМ-Пежо" разогналось на прямой Унодьер (дорога общего пользования, по который вы и сейчас проехать можете) до 407 км/ч. И при этом никаких проблем с прохождением поворотов у машины не было.

Бесполезно ждать от Ф1 конструктивной помощи по вопросам улучшения эффективности систем освещения или кондиционирования. И никакая Ф1 не поможет выяснить, лучше ли закрытый кузов, чем открытый; лучше ли дизель или бензин; лучше ли запасать энергию в конденсаторе или в маховике.

В Ле-Мане было место всему: двухтактные моторы, передний привод, механический наддув, роторные двигатели, биотопливо, настоящие полноценные гибриды. В замен марафон подарил нам огромное число узлов, без которых нынешний автомобиль нельзя представить: от стеклоочистителей и дисковых тормозов до эффективных систем освещения. И, главное, продолжает поощрять эффективность и надежность.

В 2014 году в ФИА планируют санкционировать более 20 гран-при. Но Ле-Ман будет только один.