Силуэты

Хауг покидает «Мерседес»

Haug-Schumacher-199822 года пронеслись как один день

Haug-Schumacher-1998Словно гром средь ясного неба: Норберт Хауг покидает «Мерседес». За 22 года, что бывший спортивный редактор журнала «Ауто-Мотор-унд-Шпорт» провел на своем посту, казалось, этот персонаж прочно олицетворяет собой гоночное отделение концерна. Но его марафон под трехлучевой звездой закончен.

Были в его карьере взлеты и падения. Недавно завершившийся сезон нельзя занести в актив: в ДТМ титул был упущен на последней гонке, а в Ф1 ждало полное фиаско (исходя из возможностей команды).

Уже сейчас пущены слухи на счет того, кто может заменить Хауга. На его место прочат и недавно пришедшего в «Мерседес» консультантом Ники Лауду, и, что интереснее, Михаэля Шумахера.

Норберт Хауг возглавил спортивное отделение «Мерседеса» 1 октября 1990 года. На тот момент у марки были программы в Марафонском чемпионате мира, в ДТМ. По окончании сезона-1991 от участия в гонках спортивных машин было решено отказаться в пользу Формулы-1. Короткометражное возвращение было осуществлено в 1997-1998 годах, когда сначала прототип «ЦЛК» опередил «Порше» в ФИА ГТ, а затем знатно полетал в Ле-Мане. Итог таких выступлений оценить сложно: с одной стороны, титул в ГТ сам по себе дорог, но фиаско в главной марафонской гонке еще долго-долго аукалось создателям того купе.

История в ДТМ тоже не самая очевидная. В 1991 году что-то противопоставить полноприводным «Ауди» было невозможно. Они, казалось, могли победить даже на заснеженной трассе. А уж разобраться с конкурентами в дождь было для них плевым делом. В 1992 посреди сезона Ингольштадт ушел из серии, а в «БМВ» уже сидели на чемоданах. Только «Мерседес» оставался верен чемпионату. Впрочем, и у Хауга были определенные сомнения по поводу жизнеспособности серии, так как завод не стал готовить полностью новую машину даже в тот момент, когда кардинально менялся регламент. Из-за этого титул 1993 года спокойно отдали новичкам из «Альфа-Ромео». Затем, конечно, блестящий конструкторский гений (чего стоят хотя бы подвижный балласт, который перемещался вдоль пола, отчасти компенсируя перераспределение нагрузок на оси при торможении и разгоне) и железная командная дисциплина дали о себе знать – два титула ушли к Бернду Шнайдеру. Но финальный аккорд все-равно остался за соперниками – в «Опеле» строили-строили и построили-таки дееспособный агрегат, принесший Мануэлю Ройтеру и марке титул международных чемпионов в 1996 году. А затем ДТМ закрыли. Чтобы затем, с подачи того же «Опеля» и «Мерседеса» возобновить в сезоне-2000. К сожалению, «молнии» были сильны лишь в самом начале, а затем безропотно сдулись. И если бы не неожиданный удар со стороны частников из «Абта», то быть Бернду Шнайдеру семикратным чемпионом ДТМ.

Вообще, именно «Мерседес» поддерживал жизнь в новой серии ДТМ. По сути, у него и не было других крупных программ в автоспорте. Формула-1? Да там редко кто задумывается о моторах. Неужели кто-то реально как-то связывает успех той же команды Эдриана Ньюи с моторами «Рено»? Когда вообще в последнее время успехи коллектива объясняли преимуществом в «лошадях»? А в придворной немецкой серии мало того, что разговоры о разнообразных характеристиках двигателей велись постоянно, так и на трассе катались машины очень похожие на серийные. Правда, удовольствие было очень уж дорогим, и чуть было не загнулось на корню. Нам не ведомо, каких усилий стоило тому же Хаугу и его бывшему коллеге по «Мерседесу» Хансу-Вернеру Ауфрехту (тот самый «ХВА», в честь которого названа заводская команда) удержать все на плаву. Теперь последнему придется суетиться в одиночку. Да, сейчас в деле три марки, возможно, через год придут еще и японцы. Но слишком уж шаткое установилось благополучие. И тот же «Мерседес» вполне может сократить количество своих машин с 8 до 6.

А уж чего стоит тяга «Мерседеса» к сбору звездных фамилий в своем составе гонщиков. Оставим за бортом историю с возвращением Михаэля Шумахера. Но в ДТМ засилие знаменитостей, похоже, в этом году привело к полной недееспособности доброй половины команд. Если добавить сюда еще и определенные обязанности по продвижению своих лучших гонщиков из Евро Ф3 (а программа уже который год дает сбои), то станет понятно, что воевать было просто некем.

Кстати, и в той же Ф3, где всего несколько лет назад «Мерседес» был безраздельным лидером, попросту завалив команды своими двигателями, созданными на базе серийного блока от «Ц-класса» (первую победу, кстати, ему принес Маркус Винкельхок в 2003 году), то после возвращения «Фольксвагена» все изменилось. Вообще, иногда создавалось такое впечатление, что в «Мерседесе» рьяно берутся за дело, вытесняют конкурентов и слишком быстро успокаиваются, почивая на лаврах. А затем приходит амбициозный противник и задает хорошую трепку, после которой о былых победах мало кто вспоминает.

Да, чисто статистически «Мерседес» Норберта Хауга выглядит мощно. В качестве моторостроителя компания приняла участие в шести чемпионских титулах в Формуле-1 и выиграла 87 гран-при. В ДТМ, в силу понятных причин, успехи еще заметнее: в 54% гонок были добыты победы, завоевано 60% от возможных титулов. В целом, марка поучаствовала в 986 гонках, из которых выиграла в 439 (Группа Ц, Ф1, Чампкар, ФИА ГТ, ДТМ, Ф3).

Конечно, если трезво оценивать ситуацию, то есть слишком много поводов критиковать Норберта Хауга. Но сейчас хочется вспомнить того, еще усатого специалиста, полного энтузиазма, который в буйном припадке радости чуть было не сломал стол на капитанском мостике, когда Шнайдер добыл титул 1994 году. Усы были сбриты в начале 2001 года «чтобы стать более аэродинамичным». Никак Ньюи научил. С тех пор Хауг и «Мерседес» вместе с ним становился все более «престижным» (очень уж любит он это словечко, особенно в сочетании с ДТМ), «эксклюзивным». Но дорасти до «Бентли» марке не удалось, а былую поджарость и определенную спортивность великолепных «190Е» растеряли. Сможет ли сменщик Хауга исправить ситуацию? Почему-то представляется, что нет.