Формула 1

«Заубер» меняет вывеску

Фирма, основанная швейцарцем Петером Заубером в 1970 году, сменила название на «Альфа Ромео Рейсинг» в свете создания на базе этой команды дочернего коллектива «Феррари» в Формуле-1.

SaegesserPeter3Швейцарская команда начинала с горных гонок, которые на его родине, в отличие от кольцевых гонок, не были запрещены, и очень быстро утвердилась в качестве лидеров в своем классе. Первый опыт был проведен над «Фольксвагеном Жуком», затем на его базе в 1969 году был построен «прототип» за свой внешний вид прозванный «куском сыра». Первое же полноценное шасси К1 (C1 – от имени жены Петера, Кристин, Christine) в 1970 году стало весьма успешным. Постепенно Зауберу стало тесновато в национальных рамках, и он перебрался на международную арену.

Интересно, что один из первых крупных сотрудничеств с производителями фирма «Заубер» провела в эру Группы 5. Тогда спортивное отделение «БМВ» решило позволить конструкторам строить на базе их неприкаянной модели М1 силуэты. Так поступили в «Марче», «Ореке» и «Заубере». Конечно же, более заметны успехи швейцарцев были в прототипах. Именно команду Петера Заубера приметил «Мерседес» для организации своего возвращения в соревнования – и уже в 1989 году последовал триумф в Ле-Мане. Он был настолько неожиданным, что в гараже у Заубера не нашлось даже шампанского, чтобы отпраздновать событие. Пришлось срочно обращаться к соперникам из «Ягуара», у которых был запас игристого на случай победы англичан, которая казалась весьма вероятной тогда.

В начале 1990х спортивные чиновники попытались сблизить технические регламенты чемпионатов спортивных машин и Формулы-1, чтобы крупные производители смогли безболезненно перекочевать в последнюю, испытывавшую тогда серьезные проблемы с падением зрительского интереса. Предполагалось, что на волне успеха в Ле-Мане, и на новом месте «Заубер» обеспечит «Мерседесу» неплохую стартовую площадку.

Дебют выдался очень успешным – пятое место в первом же Гран-при. Сейчас такое достижение было бы принято как доказательство неоспоримой силы коллектива. Однако затем последовал ряд неудач, финальным аккордом которого стала авария Карла Вендлингера в Монако в 1994 году.

«Мерседес» переметнулся к другой команде, а швейцарцам пришлось вернуться к статусу чистых частников. Кстати, именно с этим коллективом в свое время в Формулу-1 пришел «Ред Булл» - тогда в качестве простого спонсора. В 1997 году «Заубер» начал сотрудничество с «Феррари» - итальянцы поставляли швейцарцам свои моторы и коробки передач.

В начале 2000х «Заубер» привел в Формулу-1 малоизвестного финна Кими Райкконена, дебют которого вызвал немало вопросов – за плечами у гонщика было крайне мало опыта выступлений в молодежных чемпионатах. Не забывали швейцарцы и о собственной производственной базе, построив одну из лучших аэродинамических труб и установив суперкомпьютер для работы с вычислительной гидродинамикой.

Обновление базы оказалось весьма кстати: с 2006 года коллектив вновь стал заводским – на сей раз с «БМВ». Именно это сотрудничество принесло команде единственную победу в Формуле-1. Однако длилось оно всего три года и внезапное его завершение поставило под угрозу существование команды.

С 2010 года, когда «Зауберу» удалось чудом удержаться в ЧМ после освобождения места в пелотоне из-за ухода «Тойоты», швейцарцам пришлось вернуться к сотрудничеству с «Феррари», которое к 2018 году окрепло настолько, что позволило вернуть в чемпионат марку «Альфа Ромео». Для начала это был просто спонсор, а с сезона-2019 – в качестве полноценной команды. Однако все это проходит уже без самого Петера Заубера, который продал свою долю акций в 2016 году. Впрочем, костяк команды сейчас остался тем же – она сменила всего лишь вывеску. В будущем ожидается существенное вливание инженерных сил из «Феррари», для которых весьма продвинутая технологическая база в Хинвиле будет весомым аргументом для успешного развития своей программы.