Теория движения

Деградация

Гранулирование и пузырение протектора шин.

Как известно, в пятне контакта слои протектора испытывают циклические нагрузки на сжатие и растяжение. Внутреннее трение приводит к повышению температуры и, как следствие изменению в микроструктуре резиновой смеси. Теряется пластичность , ухудшаются сцепные свойства. Активные компоненты в составе смеси помогают отчасти восстановить характеристики протектора после выхода за рамки оптимальных рабочих температур, но и силы этих «помощников» не безграничны. Порой начинается катастрофический износ – как часто можно услышать сейчас о том, что шины «деградировали».

На самом деле, как и во всех других случаях, касающихся массовых увлечений, мы имеем дело с некоторой долей упрощения. Все чуть интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Во-первых, есть гранулирование (graining), которое само делится на холодное и горячее. Слишком мягкие шины быстро нагреваются или, наоборот, в прохладную погоду нет сцепления с асфальтом. Причина эффекта – образование при скольжении шины волнообразных складок внешнего слоя протектора. Гребни этих волн отрываются и снова прилипают к разогретой шине, нарушая целостность протектора в пятне контакта. Гонщик чувствует недостаточную поворачиваемость – гранулированию в большей степени подвержены передние шины. Обычно такие неприятности возникают сразу после пит-стопа на трассах с большим количеством скоростных связок и «абразивным» покрытием (большими микронеровностями асфальтового полотна). И гранулирование обычно указывает на ошибку гонщика – он слишком рано начал атаковать на свежем комплекте.

Разглядеть гранулирование почти невозможно – лишь на несколько мгновений возникают характерные темные полосы во время торможений, тут же исчезающие на разгонах. Опытный механик может определить проблему на ощупь – шероховатость слика изменяется. Видимое отличие от обычного износа от трения минимально, но характеристики шины кардинально разнятся.

Во-вторых, существует пузырение (blistering). Здесь в игру вступает нагрев внутри протектора из-за внутреннего трения слоев. Температура повышается, начинается процесс перевулканизации, что разрушает поперечные связи в слоях – и от поверхности шины могут отрываться большие куски протектора. Чем выше обороты колеса, чем сильнее на него нагрузка, тем больше вероятность внутреннего перегрева. Поэтому пузырение встречается на трассах с затяжными скоростными поворотами. В случае пузырения, кстати, явно просчитался гоночный инженер, выбравший слишком высокое давление в шинах. Если в чемпионате допускается шинная конкуренция, каждый производитель старается найти свои секретные добавки, препятствующие перевулканизации. Например, в японском Super GT некоторые шинные фирмы, которых там аж пять, готовят комплекты не то что под экипаж, а под одного конкретного гонщика! Но это уже отдельная тема.

Ну а деградация, как таковая, - чисто химический процесс, обусловленный многочисленными циклами перегрева и охлаждения шины. Из-за этого протектор становится менее эластичным, и скольжение усиливается, что может привести к гранулированию. Так что, деградация деградации рознь.