Словарь

Стоит ли "пит"?

И можно ли из него выпрыгнуть?

Для начала разбора одного из самых укоренившихся терминов придется прочесть заметку Джона Болстера из "Автоспорта" за 1950 год. Особое внимание нужно уделить фотографии, которая наглядно иллюстрирует, почему это именно "пит" и для чего из него нужно выпрыгивать, когда "стоп".

Итак, заметка: 

«Питы» (смотровые ямы) могут варьироваться по своему виду от роскоши Зандворта до экономичного Шимэ (прим.перев. – гоночная трасса в Бельгии) и могут быть идеально расположены, как в Джерси, или безумно неуместны, как на острове Мэн. Тем не менее, их роль неизменна, и выполняемые у них задачи так же важны, как и более зрелищная работа самих водителей.

Эти задачи разделены на две части. Контроль и обслуживание. Первое, конечно же, включает в себя все атрибуты подсчета позиций, учета времени, сигнализации и планирования. В механическую часть включена вся работа, необходимая во время тренировок, чтобы довести машину до пикового состояния в день гонки, плюс дозаправка в самом соревновании, а также молниеносная диагностика и устранение любых проблем, которые могут возникнуть.

123

 Пит-стоп в стиле 1908 года: "Бенц" заезжает в зону обслуживания во время французского ГП 1908 года в Дьеппе. В то время как механик героически сражается с запасным колесом, водитель неторопливо занимается заправкой топливом, что контрастирует с сегодняшними методами.

прим.перев.: прекрасная иллюстрация, почему именно «пит» - дословно, «смотровая яма», в которой сидят механики, помогающие обслуживать машину.


При выборе всего необходимого снаряжения лучше всего присмотреться к снастям, которыми пользуются самые опытные команды. Домкраты, воронки и т. д. приобрели свою нынешнюю форму после многих лет гонок, и стоит изучить примеры этих инструментов, а не тратить много времени на эксперименты с новыми идеями. Если вы собираетесь заниматься заправкой под давлением, максимальная скорость должна составлять два галлона в секунду, а приятелей с воронками держать про запас на случай, если новомодная штуковина решит отдать концы у вас в руках.

Куда бы вы ни отправились, все ваши инструменты и запасные части должны размещаться в рабочей зоне в одинаково относительно друг друга: удивительно, сколько времени может сэкономить эта простая привычка. Весь персонал ямы (pit), пока машина на трассе, должен оставаться в своей части ямы (pit). Это настолько маленькое пространство, что если кто-то будет слоняться без дела, он неизбежно окажется на пути того, у кого есть срочная работа. Кроме того, водитель привыкает узнавать свою яму (pit) по общему виду, и удивительно, насколько по-другому она может выглядеть, если персонал меняет свои позиции.

Кто-то [из механиков] должен иметь абсолютную власть, и его приказы должны выполняться немедленно, без вопросов.

Он должен быть достаточно агрессивным типом, так как ему придется принимать суровые меры против соседних команд, которые будут ссыпать на его рабочую зону свое барахло. Превыше всего, он должен быть готов использовать это ужасное слово, если кто-нибудь заговорит с хронометристами или счетчиками кругов. Если «пит-маршалы» не смогут отпугнуть нежелательных посетителей, у них – посетителей - не должно остаться сомнений в том, что дружеские визиты в эту зону не поощряются.

Как только начинается тренировка, каждый круг, пройденный автомобилем, включая завершающий или прогревочный, должен автоматически хронометрироваться. Эта информация должна храниться в таблице, и результаты как можно большего числа других автомобилей должны быть учтены, если наблюдается, что они едут достаточно быстро. Когда в следующий раз подойдет гонщик, ему, возможно, захочется сравнить разные круги, чтобы оценить достоинства различных методов управления машиной, и он наверняка захочет узнать, как обстоят дела у его соперников.

Жизненно важно понимать, что, когда гонщик очень быстро проехал круг, он будет несколько взволнован, когда вернется в гараж. Он напрягал все мысли и мускулы, чтобы метнуть свой снаряд вокруг хитросплетений трассы, и, вероятно, был очень близок к катастрофе, пытаясь сбить десятую долю секунды тут и там. Когда машина подъедет, механики должны выпрыгнуть из ямы и произвести ремонт, регулировку или простую проверку со всей быстротой, которую они готовы применить в настоящей гонке.

 Это является не только хорошей подготовкой, но и несет колоссальный психологический эффект, поскольку водитель сможет продолжить свою тренировку без какой-либо дополнительной проверки своего чувства целеустремленности. Если его встречает «персонал ямы», который коротает время, сутулясь с сигаретками, прилипшими ко рту, и с руками в карманах, разочарование будет катастрофическим. Предположим, что его только что чуть не убили неисправные тормоза, и явно будет не верхом такта в этот момент заявить, что тормоза были бы в порядке, если бы он умел водить машину. Водителя чрезвычайно легко расстроить, и пока он снова не настроится на работу, его суждения и хладнокровие могут быть серьезно, возможно, опасно подорваны.

На большинстве гонок, особенно на тех, которые влекут за собой закрытие дорог общего пользования, тренировочный период прискорбно короток. Таким образом, необходимо составить план кампании, чтобы можно было как можно больше времени проводить за рулем. Под этим я подразумеваю, что несколько различных работ могут выполняться за одну остановку, если все работают с желанием, и, в частности, машина должна всегда останавливаться на одном и том же месте; это можно обеспечить, сделав подходящие отметки мелом на дороге, и это необходимо для точных показаний расхода топлива.

 Следует отмечать все проведенные корректировки, пополнения и проверки, ибо если все досконально не записывать, то легко забыть в общей спешке и шуме. Каждый раз, когда водитель подъезжает, он сообщает, какие показания он запомнил на различных приборах, и если они всегда записываются, быстро становится, если происходят значительные изменения. Если давление масла все время не было точным, следует вынуть фильтрующий элемент и проверить его на наличие металлических опилок.

Всякий раз, когда свечи зажигания вынимаются, их следует размещать на «прилавке» ямы в тех же положениях, которые они занимали в двигателе. Таким образом, можно будет контролировать состояние и плотность смеси в различных цилиндрах, и ценная информация окажется потерянной, если свечи перепутаются.

 По ходу тренировок следует воспользоваться возможностью подать водителю несколько сигналов, чтобы он привык отыскивать свою яму. Лучше всего свести сигналы к абсолютному минимуму, но некоторые сигналы необходимы, и если их использование заучить во время тренировки, они не будут неправильно поняты в пылу битвы.