Легковые

Тракстон: Полет нормальный

Очередной этап Британского чемпионата по шоссейно-кольцевым автогонкам прошел на знаменитом автодроме Тракстон, что располагается в южном графстве Хэмпшир.

Скоростная трасса расположена на небольшом действующем аэродроме (заасфальтированная взлетно-посадочная полоса визуально делит трассу на две половины). Гонщики решили, что устраивать каскадерские шоу в таком опасном месте не стоит, и заезды прошли в очень спокойном (по меркам BTCC) ключе.

Благодаря наличию пологих кривых и малому числу по-настоящему медленных поворотов пилоты поддерживают здесь самую высокую среднюю скорость на круге. Такие характеристики сулили невероятно трудное испытание для шин, которые устанавливаются на переднюю ось тяговитых машин, оборудованных турбодвигателями. Однако юг Англии в майские выходные огорчил местных жителей прохладной погодой с сильным и порывистым ветром.

Шины подвели лишь сильнейшего спортсмена, выступающего на седане с атмосферным силовым агрегатом. Речь идет о действующем чемпионе Джейсоне Плейто (Chevrolet Cruze). Его многие называют «нытиком», так как он не упускает ни одного случая указать на наличие определенного преимущества у соперников. В прошлом году пилот и телеведущий жаловался на излишнюю прыть турбогазовых хэтчбеков Ford Focus, а в нынешнем сезоне в короткий список тех, кого он упоминает в своих стенаниях, попали уже все лидеры.

Дело в том, что команда RML, за которую выступает Плейто, в межсезонье была слишком занята с разработкой и постройкой двигателя для WTCC (к мотору для чемпионата мира сама фирма Chevrolet прямого отношения не имеет), и на подготовку силового агрегата NGTC для BTCC ресурсов просто не хватило. Еще одни бывшие лидеры из West Surrey Racing тоже остались с атмосферниками, но у них попросту не было средств для переоборудования седанов BMW 320si своими силами. А головная контора в Мюнхене пояснила, что баварцы не собираются помогать частникам с моторами NGTC.

На скоростных трассах техника с новым сердцем получает однозначное преимущество. После шоу, устроенного на Донингтон-парке, директор BTCC Алан Гау позволил себе пойти на поводу у Плейто и дал отмашку технической комиссии чуть придушить турбированные движки. Однако мера оказалась недостаточно эффективной. Все атмосферники в меру сил «тошнили» в середине пелотона. Лишь Плейто умудрился выбраться на четвертое место в первой гонке, но для того ему пришлось ехать «на ушах», о чем быстро напомнили шины. Тяжело нагруженная передняя левая попросту не выдержала на торможении перед змейкой на финише круга, и Джейсон в очередной раз завершил гонку досрочно.

А преимущество команды Team Dynamics и ее машин Honda Civic с турбодвигателями NGTC было настолько велико, что на первой половине дистанции они очень аккуратно проходили ту самую змейку и старались не наезжать на поребрик. Это помогло сохранить протектор и уйти в отрыв на последних кругах. Гордон Шедден, возглавлявший пелотон почти всю гонку, и Мэтт Нил даже успели обменяться позициями. Гордон выпустил вперед напарника на один круг, чтобы Мэтт смог заработать дополнительный балл за лидерство в заезде. Затем коллеги совершили обратную рокировку, и Шедден смог порадоваться заслуженной победе. Второе место Нила было не менее заслуженным, так как на первых кругах ему пришлось преодолевать сопротивление неуступчивого Эндрю Джордана (Vauxhall Vectra).

Во втором заезде гонщикам Team Dynamics пришлось труднее, так как оба везли балласт. Если Нил (+36 кг) смог снова набрать неплохой темп и опередил напарника в скоростном повороте, то Шедден (+45 кг) терял время из-за заклинившего пневматического подъемника. В правых поворотах ход подвески был ограничен, и Гордону пришлось прикладывать все свое мастерство, чтобы удержаться в первой тройке. Лишь однажды он ошибся на торможении перед змейкой, но Эндрю Джордан толком не сумел воспользоваться подарком. Он вышел на второе место, но, как оказалось, слишком сильно срезал поворот, чтобы оказаться впереди Шеддена наверняка. Судьи заметили это нарушение и после финиша сместили Эндрю на третье место. Героем заезда стал недовольный Плейто, который протиснулся с восемнадцатого на восьмое место. А его напарник молодой Алекс МакДауэлл, вышедший на старт заездов с недомоганием, отличился разворотом местного любимчика Роба Колларда (BMW 320si), который сам знаменит агрессивными маневрами.

В двух первых гонках четвертое место занимал Том Чилтон, который большую часть уик-энда выглядел увереннее Мэта Джексона. Однако в принципиальном споре двух пилотов, выступающих на хэтчбеках Focus разных поколений, последнее слово осталось за менее обеспеченным Джексоном, который ездит на более старой технике. Благодаря блестящему старту и безошибочному пилотажу Мэт приехал на второе место. А вот Турбо-Том не справился с давлением, которое оказывал на него Джордан, и в скоростном повороте слишком широко забрал на обочину. Колеса по правому борту мгновенно потеряли сцепление, и машину бросило на рельс безопасности. К счастью, пилот не пострадал.

А третий заезд выиграл Джейсон Плейто. Он стартовал лишь вторым, но на первых же метрах смог опередить зазевавшегося обладателя поула Тома Бордмана (Seat Leon). На старте обошел Бордмана и молниеносный Джексон, который затем спокойно доехал вторым. Четвертым финишировал бывший лидер чемпионата Джеймс Нэш (Vauxhall Vectra NGTC), который прибавлял от заезда к заезду. Помечтать о третьем месте было некогда, так как на хвосте у его Воксхолла на последних кругах висели Хонды Нила и Шеддена.

В очередной раз неудачно выступили гонщики, в чьем распоряжении находятся машины, построенные по правилам NGTC. Впрочем, строго судить первопроходцев не нужно. Небогатые частники только учатся премудростям обслуживания и эксплуатации этих автомобилей. Франк Ротхолл (Toyota Avensis) в сумме прошел только пять кругов. Но его темп был вовсе не так уж плох. Роб Остин проехал еще меньше. Вдобавок, ему пришлось труднее, так как у него попросту нет опыта настроек легковых машин. В скоростных правых поворотах его заднеприводный седан Audi A4 то и дело задирал переднее правое колесо. А привод на задние колеса – вынужденная мера, так как стандартная «переднеприводная» КПП спецификации NGTC просто не подходит для двигателей, установленных продольно. Остается надеяться, что Роб решит все свои проблемы и добьется прогресса с этим интересным проектом.

Следующий этап пройдет 5 июня на холмистой и извилистой трассе Оултон-парк, которая считается одной из самых сложных в календаре.

Личный зачет после трех этапов

Гонщик

Очки

1

Мэтт Нил

90

2

Мэт Джексон

78

3

Джеймс Нэш

75

4

Эндрю Джордан

69

5

Гордон Шедден

65

6

Джейсон Плейто

63

7

Том Чилтон

48

8

Алекс МакДауэлл

28

9

Пол О'Нейл

26

10

Том Бордман

24

11

Роберт Коллард

17

12

Тони Гилхэм

12

13

Джефф Смит

11

14

Том Онслоу-Коул

9

15

Лайам Гриффин

2

16

Дэвид Ньюшэм

1

17

Ник Фостер

1