Спортивные

МЧМ: 6 часов Силверстоуна

fia-wec-2017-r-1-toyota-300Странности в ЛМП1, стратегия в ЛМП2 и предсказуемость в ГТЕ.

С убытием «Ауди» интрига в ЛМП1 закручена не так лихо. Как справедливо заметил в интервью для «Гоночной Техники» Нил Джани, теперь подиум гарантирован при любом раскладе – достаточно доехать до финиша и попасть в классификацию. Технический директор «Тойоты» Паскаль Васселон прямо на стартовой решетке рассуждал, что это будет самая напряженная гонка, которую мы обязаны выиграть. Японцы ее и выиграли, но уж слишком неприятным для них оказался ход заезда. Всего несколько секунд разделило победителей и преследователей, которым, как казалось вообще ничего не светит на Силверстоуне с их аэродинамическим комплектом с низким сопротивлением (и низким же уровнем прижимной силы).

Управляющий команды «Порше» Андреас Зайдль заявил, что даже при их бюджете они не могут себе позволить дорабатывать сразу два пакета одновременно. Поэтому было решено отложить вариант кузова с высокой прижимной силой до июля, когда пройдет гонка на Нюрбургринге. А сейчас все внимание сосредоточено на ле-мановской версии. Заезд на Силверстоуне позволил оценить, как ведет себя машина в плотном потоке – такое упражнение на частных испытаниях не исполнить.

На дозаправках выяснилось, что в «Порше» с этим элементом справляются гораздо лучше, чем в «Тойоте». Но все-таки 4-5 лишние секунды вряд ли сделали бы погоды. По прикидкам инженеров «Тойоты», их соперникам удавалось эффективнее использовать систему рекуперации энергии, полнее наполняя батареи на торможениях, а затем тратя заряд на опережение круговых. В преддверии Ле-Мана с его чуть ли не двукратно большим числом участников вопрос совсем не праздный. Японцы, правда, оправдывались тем, что слишком уж осторожничали с круговыми. Но вопрос об эффективности систем рекуперации остается открытым. В «Порше» заявили, что вообще удивлены, что отставание от соперника на длинных отрезках оказалось настолько малым. А что было бы, если бы немцы не ошиблись с шинами в момент начала первого ливня?

fia-wec-2017-r-1-pitstop-2000

Что касается «Тойоты», то, с одной стороны, цель достигнута: победа на Силверстоуне. С другой стороны, они все равно умудрились испортить все впечатление из-за аварии второй машины, которая произошла, возможно, из-за поломки стабилизатора поперечной устойчивости. А уж с железом можно было бы и повнимательнее подготовится – чай не электрика, которая без предупреждения выходит из строя.

Статистика говорит, что это первая победа для Себастьена Буэми и Энтони Дэвидсона аж с 2014 года (6 часов Шанхая). А Кадзуки Накадзима не поднимался на верхнюю ступень и того дольше: с Фудзи 2013 года.

А в ЛМП2, судя по всему, появился свой Ферстаппен. Конечно, исключительно в положительном смысле, в плане таланта. Имя ему – Тома (на французском наречье последняя «с» в имени Томас не читается – поколению «Элен и ребят» это хорошо известно) Лоран. Чемпион мира по картингу 2015 года не смог заручиться спонсорством для продолжения карьеры в молодежных чемпионатах и решил реализовать свои таланты в марафонских гонках в Азиатской серии Ле-Ман. Важность этой, на первый взгляд непримечательной, серии подчеркивал в своем интервью и напарник Лорана Хо-Пин Тун. В итоге молодой человек, которому нет еще и 18-ти навел шороху сначала в ЛМП3, а потом и в ЛМП2. Кстати, по той же дорожке идет и Константин Цалко, который поедет в Ле-Мане в составе команды «АРК-Братислава».

fia-wec-2017-r-1-start-2000

Касаемо Лорана, то его успехи в составе команды Дэвида Ченга не остались незамеченными, и юноша выиграл право участия в тестах «заводской» команды «Сигнатек-Альпин», попутно получив возможность проехать сезон во французском кубке «Порше».

На Силверстоуне уже выяснилось, что соперникам впору опять начать стенать о кривой медальной системе. Чисто формально Тома – новичок с серебряным статусом. Но при этом он едет почти что в темпе опытнейшего Оливера Джарвиса, уступая тому полсекунды с круга!

Если верить самому Лорану, то Джарвис для него собирается стать чем-то вроде наставника, так как англичанин уже собирался завязывать с прототипами, так как чувствует, что «староват» для ЛМП2 и нужно уступать дорогу молодым. Теперь же Оливер собирается передать весь свой опыт молодому французу, который, к тому же, не лишен чувства юмора. На вопрос о том, что еще нужно улучшить в плане подготовки к Ле-Ману, Лоран выдал: мой английский. Действительно, общаться языком жестов с механиками «Йоты» было бы затруднительно.

Еще одни французы показали, насколько важно быть стабильными по ходу заезда и не допускать ошибок. Единственный «бронзовый» гонщик в ЛМП2 Франсуа Перродо с ветераном Эммануэлем Колларом и немного забуксовавшим в развитии карьеры Маттье Ваксивьером прибыли на третью ступень подиума, не показав, по сути, высокого темпа. Они просто не ошибались ни в пилотаже, ни в стратегии. Три мушкетера завершили гонку на нижней ступени пьедестала почета.

В целом, «Йота» тоже переиграла всех стратегически, оставив свежий комплект шин и сильнейшего гонщика на самый финиш – а пелотон к тому моменту был все еще спрессован из-за поздней и продолжительной нейтрализации заезда после аварии Хосе-Мариа Лопеса. «Вальян-Реббелион» ничего не смогли противопоставить частникам несмотря на все свои связи с «Орекой», опытом выступлений (пусть и смазанным из-за многочисленных проблем с техникой) в ИМСА и весьма звездным составом: Николя Простом, Бруно Сенной и далеко не новичком Жюльеном Каналем.

Полноценные заводчане из «Альпины» стали только четвертыми, «Джи-Драйв» с очень сильным экипажем (Алекс Линн, Пьер Тирье, Роман Русинов) остался пятым из-за заминок на обслуживании. «Мэйноры» финишировали следом – по словам руководителя, они и не рассчитывали на быстрый успех, так как толком не успели обкатать технику, в отличие от соперников.

fia-wec-2017-r-1-fordgt-2000

В ГТЕ все снова свелось к доминированию «Форда». Ну, на сей раз они хотя бы ничего не скрывают. Или все-таки скрывают? Справится ли хитроумная компьютерная программа с возможным мухлежом после Ле-Мана? Ведь, во многом именно из-за художеств «Форда» организаторам пришлось вводить такие крайние меры. Сейчас на свежих шинах и с полным баком американское купе на секунду быстрее преследователей. Реальный ли это разрыв? Да кто знает! Проблемы с открывающейся по ходу движения дверью, внеплановая остановка из-за падения давления в передней шине – ничего не помешало уверенно выиграть.

На фоне общей нездоровой атмосферы в ГТЕ одним из небольших светлых пятен выглядит выступление Пипо Дерани в составе того же «Форда». Он провел всего лишь один тестовый день перед Силверстоуном и практически сразу же влился в экипаж. Возможно, ему помог тот факт, что само купе ГТ – это практически прототип ЛМП2 (не зря же там активно задействована контора «Мультиматик», владеющая интеллектуальными правами на инженерное наследие легендарной фирмы «Лола»). Впечатляющему выходцу из прототипов остается только привыкнуть к большей на 300 кг массе машины и научиться, исходя из этого, эффективнее работать с шинами.

Ближайшими преследователями «Форда» оказались гонщики «Порше» с их «задне-среднемоторным» 911-м, который дебютировал в чемпионате мира после нескольких неплохих стартов в чемпионате ИМСА. Свои невнятные выступления по ходу этапа немцы объяснили тем, что хотели присмотреться к соперникам, понять их стратегии. Якобы, это вовсе не попытка мухлежа. А вы, зрители, сидите и гадайте, так это или нет. В квалификации в «Порше» экономили шины и не особо усердствовали, а в гонке держали неплохой темп, наравне с «Феррари», но далековато от «Форда». Как «Тойота» лишилась бойца в ЛМП1, так и «Порше» отметились ненадежностью в ГТЕ – пожар на борту машины №92 стал причиной единственного схода в марафоне.

fia-wec-2017-r-1-porsche-2000

В общем, если присмотреться, начавшийся чемпионат придется оценивать не столько с точки зрения борьбы технологий, как мы привыкли, сколько как арену противоборства непосредственно экипажей, каких-то ярких личностей в их составах. Все из-за нехватки участников в ЛМП1 и полной неразберихи в ГТЕ. Только и остается следить за характерами.