Спортивные

Потеря контроля над контролем

Автоспорт уже не тот, говорят инженеры.

Главный редактор «Рейскар Инжиниринг» Эндрю Коттон в своей авторской колонке поделился серьезными опасениями по поводу того, что творится в автоспорте.

На гонке Марафонского чемпионата мира в Фудзи только и разговоров было про «контроль».

Контроль расходов – одна из главных тем в ЛМП1, в классе, где со следующего года разрешено использовать только два варианта кузова. Вопросы вызывает и внедрение третьей системы рекуперации в 2018 году.

Контроль темпа посредством «баланса сил» - отдельная тема в ГТЕ. В «Астон Мартине» высказывают недовольство быстротой дозаправок в «Феррари». В «Феррари» недоумевают по поводу скорости «Астона Мартина», чьим гонщикам удалось на одном комплекте шин квалифицироваться очень хорошо, несмотря на уменьшенный диаметр ограничительной шайбы на впуске.

В итоге мы оказываемся в странной ситуации. Все оправдывается стремлением к снижению расходов, а участникам уже не выгодно вкладываться в инженерные разработки. Они просто получают определенную помощь со стороны организаторов, в то время как их соперники, все-таки решившиеся на новые разработки, сталкиваются с «балансом», который уничтожает плоды из трудов. Это настоящая антитеза гонок: автоспорт превращается в бизнес.

Контроль расходов означает, что доходы от участия в гонках не так велики, как хотелось бы. Вместо того чтобы продвигать свою продукцию, работать с рекламными компаниями, телевизионщиками, организаторы чемпионатов стремятся сократить расходы на участие. Теперь все меньше и меньше инженерных компаний заинтересовано в участии в гонках, так как затраты на исследования с каждым годом уменьшаются.

Среди инженеров, долгое время работающих в автоспорте, сильно убеждение, что гонки уже не те, что были ранее. И это не просто стенания на тему «деревья были выше». У нас есть «наименьший общий делитель» - гонщик-любитель за рулем. Из-за этого мы смирились с внедрением подрулевых переключателей КПП, АБС, контроля тяги, фиксированного времени дозаправок, жестких правил использования шин. Кстати, еще один вопрос контроля, вызывающий массу споров: кто, собственно, является профессионалом, а кто – любителем.

В чемпионатах ужесточаются технические регламенты, чтобы понизить уровень расходов. В ГТЕ-Про «отбалансировано» практически все. Это сводит на нет возможную интригу шинной войны между «Мишленом» и «Данлопом».

В ЛМП2 решение ограничить число производителей до четырех было принято для обеспечения ведения бизнеса на устойчивых началах для тех, кому повезло оказаться среди избранного квартета. В итоге класс потерял трех конструкторов («БР», «Вольф», «Доум»), которые были готовы построить свои машины по новому регламенту. А счастливчики («Орека», «Лижье», «Мультиматик» и «Даллара») уже строят машины по 495000 евро и не справляются с первоначальным условием в 35-процентным снижением затрат на обслуживание техники. Монополия на лицо. Чем меньше участников на рынке, тем проще им договорится для повышения своих доходов.

Сейчас все заняты поисками путей снижения затрат. Однако для возвращения автоспорта на прежний уровень просто необходимо отпустить финансовый тормоз – утерян контроль за контролем. Пока что даже намеков на это не видно.