Спортивные

Как ни крути

Капризы погоды не помешали "Порше" оформить титул в зачете марок. Первый за последний 31 год.

Спустя 31 год после предыдущего триумфа марка Porsche вновь становится сильнейшей в Марафонском чемпионате мира, который является преемником первенства планеты в классе спортивных машин. Последний же раз в зачете команд Вайсзах первенствовал в 1986 году благодаря усилиям швейцарского энтузиаста Вальтера Бруна. В новом тысячелетии для достижения успеха удалось пройти долгий путь весьма быстро: в июне 2013 года купе Porsche 919 Hybrid впервые прошло обкатку, а в середине 2015 года его существенно модернизированная версия уже является непобедимым оружием. Даже в сезоне-2014 этот бензиновый прототип был быстрейшим, но лишь с устранением проблем с надежностью (первый вариант оригинального 2-литрового турбодвигателя V4 вообще пришлось переделывать из-за проблем с коленвалом, а в гонках частыми были сходы из-за поломок полуосей) удалось в полной мере реализовать гигантский потенциал, заложенный в конструкции. Само собой, чувствовалась скорая отдача по результатам работы спортивного отделения Вайсзаха, которое пополнилось 200 высококлассными инженерами под управлением бывшего главы «формульной» программы BMW Фритца Энцингера и Алекса Хитцингера, специалиста по двигателям (под его руководством в 2006 году Cosworth построил самый оборотистый мотор Ф-1, развивавший более 20000 об/мин).

Если в прошлом году частые поломки отняли немало очков у Porsche, то в текущем сезоне команда не оставила конкурентам ни шанса: будто платину прорвало. Вот и на этот раз в победе Тимо Бернхарда, Брендона Хартли и Марка Уэббера не возникало никаких сомнений.

Тон всему заезду еще до старта задал дождь, накрывший трассу. В таких условиях заезд больше походил на регату – спортивные машины рассекали водные глади без особой очной борьбы, но под колоссальным нервным напряжением, так как нередко разворачивало не только любителей, но и заводских гонщиков.

Борьба в старшем классе LMP1 большую часть гонки могла порадовать любителей стратегии, но очных противоборств почти не было, и основная интрига заключалась в том, успеет ли отыграться экипаж Porsche №18, которого случайно развернул Андре Лоттерер, когда его Audi снесло на соперника на первом круге.  

Против обострения борьбы была не только погода, периодически добавлявшая дождя, но и асфальт, который сох невероятно долго. В Audi сначала слишком рано перешли на промежуточный вариант протектора, затем отыгрались благодаря сликам, но в решающий момент, все-таки, пропустили №18 на второе место. Огромную роль в этом сыграл «выезд» виртуального автомобиля безопасности на последнем получасе гонки – из-за аварии частного прототипа заезд нейтрализовали, и отрывы между соперниками стабилизировались. Именно в этот момент подопечные Вольфганга Ульриха шли с опережением графика №18 за счет свежих шин, однако реализовать преимущество в темпе не удалось. Ромен Дюма, Марк Либ и Нил Яни поднялись на вторую ступень подиума, а гонщики Audi Андре Лоттерер, Марсель Фасслер и Бенуа Трелуйе довольствовались «бронзой».

В итоге марка Porsche впервые после долгого перерыва стала лучшей в чемпионате мира, однако гордая «единичка» на борт достается победителям личного первенства, поэтому судьба почетного номера решится на финале сезона в Бахрейне.

Успех Porsche, далеко не в последнюю очередь связанный с большими финансовыми вливаниями в проект, заставляет задуматься над будущим класса, который слишком сильно зависит от заводских команд. До 2017 года вряд ли в LMP1 появятся новые частники, а нынешние – не чета тому же коллективу Pescarolo, да и друг с другом толком не соперничают. Может вообще сложиться впечатление, что, например, команда Rebellion просто работает «испытателем». Например, в 2009 году они вместе с Антонином Хароузом начали развивать программу марки Aston Martin в LMP1, установив двигатель от машины GT1 на шасси Lola. Теперь же целый год откатали, собирая информацию для фирмы Oreca и ее прототипа 05, который базируется на чуть измененном шасси Rebellion R-One.

В частном зачете даже авария на последних кругах, когда Матиас Беш сильно разложил прототип, поскользнувшись на бордюре, не помешала победить ему и Николя Просту – вторую позицию занимал экипаж команды ByKolles, но он привычно проигрывал уже уйму времени, и воспользоваться внеплановым ремонтом соперников просто не успел.

В LMP2 сражение на сей раз было куда острее. Дождевые условия, борьба шинников и странности спортивного регламента обеспечили одну из самых увлекательных гонок в сезоне. Как и в старшем классе, в самом начале марафона за пределами трассы оказался заводской гонщик Porsche. Только, на сей раз им оказался Ник Танди, которого Вайсзах «обкатывает» для возможного перехода в основную команду. Сейчас победитель Ле-Мана выступает за ту самую гонконгскую команду KCMG. Ошибка Танди, на торможении попавшего на поребрик, привнесла в ход заезда новую интригу – успеет ли его экипаж отыграться. Нужно сказать, на финальном отрезке англичанин отчасти реабилитировался – на сликах он был гораздо быстрее соперников.

Но у коллектива G-Drive Racing жизнь после осечки единственных конкурентов в борьбе за титул проще не стала. Дело в том, что шины Dunlop, которыми оснащены почти все машины класса, оказывается, проигрывают под дождем продукции Michelin, которую использует всего лишь одна команда Pegasus. Французский протектор выдерживал несколько смен, в то время как соперники были вынуждены осторожничать и менять колеса на каждом пит-стопе. Все это помогло молодому Алексу Брандлу громко напомнить о себе. Жаль, но в дальнейшем удержаться наверху не удалось.

Второй экипаж G-Drive некоторое время даже претендовал на победу, однако сложные условия, в которых машины GTE шли в одном темпе с LMP2, способствовали аварии с одним из участников, из-за чего пришлось отбывать штраф. А под самый финиш Густаво Якаман ошибся и зарылся в гравии, широким жестом подарив KCMG очки за третье место.

А первая позиция была занята экипажем Signatech-Alpine. Отличную смену провел молодой гонщик Поль-Луп Шатен, в прошлом году блиставший в ELMS. На финальный отрезок вышел его сменщик Том Дильманн. Француз прекрасно известен всем болельщикам автоспорта, так как успешно выступает в молодежных чемпионатах. Однако заезд в Шанхае стал для него первым марафоном, и, по букве правил, он был отнесен к «серебряным» (менее опытным) гонщикам, наличие которых в экипаже LMP2 обязательно. Ясно, что темп его был гораздо выше, чем у непрофессиональных или начинающих пилотов. Дильманн без труда довел дело до победы. Второе место досталось экипажу Романа Русинова, с которым, как обычно, ехали Сэм Берд и Жюльен Каналь.

В заводском зачете GTE дождь сыграл на руку Porsche – немецкие машины обладают лучшим сцеплением с трассой в таких условиях. Более того, победил снова «правильный» экипаж – тот, что лидирует в личном зачете. Правда, никакой командной тактики не было: просто Фред Маковиеки в который уже раз ошибся на мокром асфальте, пропустив вперед еще и ветеранов AF Corse Ferrari Тони Виландера и Джанмария Бруни. Первенствовали же Рихард Литц и Микаэль Кристенсен. Третье место осталось за Маковиеки и его напарником Патриком Пиле. А вот молодежный экипаж Ferrari, некоторую часть сезона претендовавший на титул, снова провел блеклую гонку и стал только четвертым.

Большие успехи команды Manthey Porsche связаны не с «балансом сил», который в классе GTE применяется крайне редко, а с тесным сотрудничеством с шинниками из Michelin: немцы провели несколько частных тестов. У AF Corse таких преференций нет, но дела у них не так плохи, как у коллектива Aston Martin. Английское купе переднемоторное, а нынешние французские шины лучше подходят машинам со средним или задним расположением двигателя. Все это приводит к быстрому износу и отставанию на длинных сменах. Кроме того, купе Vantage оказалось самым прожорливым в классе, из-за чего приходится не только возить с собой лишние 10 кг топлива, но и дольше стоять на заправке.

А вот в частном GTE, где, по правилам, ездят прошлогодние машины, больших проблем с износом протектора у команд Aston Martin нет, и гонщики английской марки борются за первые места не только в квалификации, но и в заездах – «серебро» в Шанхае досталось Полу Далла-Лане, ветерану Педро Лами и сыну трехкратного чемпиона мира Матиасу Лауде. Российская команда SMP Racing, лидирующая в зачете, могла оформить титул досрочно, но во второй гонке подряд пала жертвой целой цепи мелких неприятностей, из-за которых толком не смогла побороться с будущими победителями (Руи Агуашем, легендарным Эммануэлем Колларом и Франсуа Перродо из AF Corse) и стала только третьей.

Конечно, еще несколько лет назад о таких результатах мы могли только мечтать, но уже сейчас «бронза» на этапе чемпионата мира воспринимается, как маленькое поражение, ведь сразу в обоих частных классах FIA WEC (LMP2 и GTE-Am) лидируют российские команды, имеющие неплохие шансы на итоговый успех после финальной гонки, которая пройдет в Бахрейне 21 ноября. Там же, кстати, поедет и шасси BR 01, с которым команда SMP Racing собирается выступать в чемпионате мира 2016 года.

Внимание к деталям. Благодаря исследованиям с использованием вычислительной гидродинамики (CFD) удалось уменьшить время, требуемое для заполнения топливного бака на дозаправке. Каждые четыре секунды на пит-стопе – 500 м на прямой Мюльсан в Ле-Мане. За 31 год в марафонских гонках изменилось многое.

Шансы некогда грозной дружины порой оцениваются не выше, чем когда-то представлялась вероятность победы команды Анри Пескароло над самим Ингольштадтом

Команда Toyota на сей раз запомнилась лишь тем, что попыталась проводить несколько смен на одном комплекте дождевых, но не сдюжила и была вынуждена терять время на лишний пит-стоп

Если бы не вылет с трассы второго экипажа на последних минутах гонки, Роман Русинов и его напарники ехали бы в Бахрейн с куда большим преимуществом

Несмотря на очередную победу команды Manthey Porsche слухи о прекращении заводской программы Вайсзаха в GTE не утихают

Первый «матч-бол» соперники SMP Racing по классу GTE-Am отыграли. В Бахрейне дождевой лотереи быть не должно – все сведется исключительно к слаженной работе коллектива.