Спортивные

Маневры Ланкастера

Напряженная борьба за победу на первом этапе ELMS привела к столкновению на трассе и дискуссиям после гонки.

Первый в этом году этап Европейской серии Ле-Ман (ELMS) проходил на Сильверстоуне в рамках своеобразной гонки поддержки основной гонки уик-энда - 6 часового марафона чемпионата мира по гонкам на выносливость (FIA WEC). Первенство Европы является своеобразной подготовительной базой для тех, кто собирается в будущем попробовать себя на мировой арене, а также высшей ступенью для большинства гонщиков-любителей. В связи с этим и существующие классы смещены на один назад: ведущим здесь является полупрофессиональный LMP2, а на ряду с GTE-Am есть еще и GTC, куда допускают технику GT3. В нынешнем сезоне организаторы сделали попытку возродить идею, заложенную в не самый удачный зачет Formula Le Mans, и на базе популярного свода требований спортивных машин национального уровня CN был организован класс LMP3 с «бюджетными» машинами стоимостью около 250000 евро (в LMP2 шасси обходится почти вдвое дороже). Новинка привлекла внимание многих производителей. Даже Себастьен Лоэб выразил желание скооперироваться с фирмой Adess, которая проектировала шасси Lotus Т128 для команды Колина Коллеса в LMP2, и компанией Sora, владеющей правами на интеллектуальную собственность канувшей в Лета команды Анри Пескароло. Новый прототип Pescarolo 02 даже успел поучаствовать в гонке французского первенства, но подготовить версию LMP3 франко-немецкий кооператив пока не успел. Единственным производителем, который смог привезти в Англию свою продукцию, оказалась местная фирма Ginetta, вместе с еще одной небольшой компанией Juno изготовившая прототип опять-таки на базе уже имеющейся машины класса CN, оборудованный 5-литровым мотором Nissan VK50VE. Кстати, в России тоже была попытка построить спортивный автомобиль категории CN – небезызвестный прототип «Феникс». Однако идея не нашла понимания у потенциальных покупателей – во времена дебюта машины в стране попросту не было подходящих трасс. Да и сами гонки на выносливость, хотя бы часовые, у нас не прижились. Любители высоких скоростей пока что не оценили все преимущества легкой и проворной техники, которая еще и стоит дешевле, чем более-менее распространенные машины класса GT.

В Англии же все иначе. Одной из первых ступеней с 1949 года является чемпионат 750 Formula, для которого энтузиасты буквально в своих гаражах строят 460-килограммовые (вместе с водителем) машинки, ныне оснащаемые 1,1-литровым мотором Fiat. Первенство отличается весьма свободным регламентом в области аэродинамики и подвески. Участвуют там и ветераны, и студенты колледжей. И многие из них подходят к подготовке очень основательно. Например, один из умельцев, чтобы составить карту аэродинамических нагрузок по осям на разной скорости, просто пристроил датчик положения дроссельной заслонки у одного из амортизаторов. Многочисленные проезды по длинному прямику с фиксацией видео (чтобы точно знать, какие из кругов «чистые» - без влияния эффектов слип-стрима от других машин) и разными углами продольного наклона кузова позволили собрать достаточно данных, чтобы затем с помощью простой офисной программы построить трехмерные графики распределения в зависимости от углов и дорожного просвета. И из таких крупиц новаторства, оригинального подхода к решению инженерных задач в условиях стесненного бюджета потом и вырастают идеи для высших гоночных классов.

При этом на следующем уровне уже прослеживается взаимосвязь с конвейером. К примеру, Билл Гибсон, основатель фирмы Zytek, изначально занимался разработкой электромоторов и приводов по заказу сторонник компаний. А гоночное подразделение – всего лишь дань давнишнему увлечению. В 2014 году автомобильное подразделение Zytek Automotive было выкуплено немцами из Continental AG, и Гибсону, во избежание путаницы, пришлось переименовать оставшуюся у него контору в честь себя. Прототипы Zytek Z11SN, ведущие свою историю аж с 2007 года, в межсезонье получили новый комплект аэродинамики и название – Gibson 015S. Англичане надеются, что машина не потеряла в плане надежности, ведь именно за счет нее были добыты победы в Ле-Мане. По максимальной скорости английский прототип не может конкурировать с новыми купе. На Сильверстоуне Gibson уступал новинке от Oreca 10 км/ч. Фирма с туманного Альбиона тоже планировала подготовить к 2016 году свой спортивный автомобиль с кузовом закрытого типа (со ставкой именно на низкий уровень сопротивления воздуха, для чего лобовое стекло получило экстремально высокий угол наклона, как на последнем шасси Honda HPD-ARX 04b), однако неопределенность касательно регламента сезона-2017 поставила под вопрос целесообразность работы над проектом. Но это уже другая история.

Сильверстоун в календаре FIA WEC считается трассой, требующей относительно высокого уровня прижимной силы. Для набора же автодромов ELMS, которые больше тяготеют к национальному уровню, а не к стандартам F1, «дом британского автоспорта» является весьма скоростной ареной, и успех на ней говорит о высоких шансах на победу в первенстве. Отсюда и оптимизм, лучившийся из пресс-релизов клиентов Гибсона - его машины, купленные командами Jota Sport и Greaves Motorsport, захватили первый стартовый ряд по итогам квалификации. После гонки, несмотря на дубль этой же марки, настроения были несколько омрачены тем, как именно это достижение англичанам досталось.

Трио, которое в итоге заняло подиум, сражалось все четыре часа марафона, но развязка битвы вышла не самой красивой. Бывший гонщик GP2 Джон Ланкастер полез внутрь в ходовом повороте Эйнтри и развернул прототип Тристана Гомменди, который шел на старом комплекте шин (в целях экономии времени на последнем пит-стопе ему поменяли колеса только с левой, наиболее нагруженной стороны) – в воздух полетели обломки спойлера с переднего крыла, которым англичанин и поддел машину соперника.

Инцидент получился резонансным – на пресс-конференции Тристан намекнул, что сам ездил в молодежных чемпионатах и даже выигрывал Гран-При Макао Ф-3 (2002 год), чем уязвил обидчика, особых лавров не снискавшего. Впрочем, профессионализм не исчисляется в количестве кубков, а, скорее, демонстрируется благодаря адекватной оценке ситуации на трассе. На это и намекал Гомменди, напомнив, что в более скоростных связках или в Ле-Мане подобный обгон может закончиться серьезной аварией.  

Дуэлянты, кстати, были вовсе не быстрейшими на трассе. Лучшие круги остались за восходящей звездой английского автоспорта Гарри Тинкнеллом, который, по идее, должен был выступать в заводской команде Nissan в классе LMP1 FIA WEC. Однако японская команда не успела подготовить свой поразительный переднеприводный прототип, и гонщику пришлось срочно искать себе временное место работы. Точнее, его, как быстрейшего из новой волны спортсменов, оперативно пригласили бывшие работодатели из коллектива Jota. По лучшим кругам Гарри оказался быстрее всех и, по сути, вытягивал экипаж на первое место, так как ни экс-пилот DTM Филипе Альбукерке, ни, особенно, владелец команды Сэм Дулэн, высоким темпом похвастать не смогли. Однако досадный разворот в момент, когда Тинкнелл серьезно отыгрывался после смены неторопливого Дулэна, лишил команду заслуженной победы. После финиша Гарри тоже негативно оценил маневры Ланкастера.

Для команды SMP, которая в Англии выступала под вывеской AF Corse (эта итальянская фирма, по традиции, готовит технику), уик-энд ELMS выдался неудачным. Выступали наши спортсмены на старых прототипах Oreca 03, которые уже не могут угнаться за Ligier JS P2, тем же Gibson 015S или совершенно новым шасси Oreca 05. По максимальной скорости они отстают и от обновленных Oreca 03R. К тому же на первом же круге развернуло автомобиль Кирилла Ладыгина, по инерции врезавшийся потом в машину соперника. Вторая машина шла как раз позади сражения за подиум, но на финальном отрезке заезда пробитая шина привела к вылету с трассы, когда за рулем был Маурицио Медиани.

В классах GTE и GTC тоже не обошлось без аварий и сюрпризов. На победу претендовала команда AF Corse, однако досаднейший инцидент, когда машина из младшего зачета выбила с трассы «старший» экипаж, свел на нет все усилия команды, и уик-энд ELMS в Англии итальянцам лучше поскорее забыть.

В отсутствии главных конкурентов первое место в GTE досталось экипажу Gulf Racing, выступавшему на Porsche 911 RSR. Быстрейшими из преследователей оказались представители JMW Ferrari, в составе которых блестяще показал себя знакомый любителям BTCC молодой гонщик Сэм Тордофф, который шел в одном темпе с заводским испытателем Ferrari Мэттом Гриффином. Еще один новичок, за которым нужно следить внимательно – финн Джессе Крон. Победитель Североевропейского чемпионата Formula Renault 2.0 2010 года умудрился обставить на трассе такого опытнейшего гонщика, как Энди Приоль! Машина BMW Z4 GTE, впервые участвовавшая в соревнованиях за пределами Северной Америки, в итоге стала лишь четвертой. А вот ее вариант для класса GT3 оказался куда успешнее – команда TDS, чью машину в LMP2 торпедировал Ланкастер, выиграла свою гонку.

В классе LMP3 участники – а экипажей набралось всего пять штук, – из-за поздней доставки техники готовились и днем, и ночью. Лучше всех с испытаниями в гаражах и на трассе справилась команда LNT, которая добилась дубля. Причем, в победившем экипаже компанию Чарли Робертсону составил сэр Крис Хой – популярнейший британский велогонщик.

В LMP3 едет и представитель Латвии Константин Цалко, неоднократно демонстрировавший высокий класс в Евросерии Radical Masters. Напарниками в ELMS у него стали литовец Дайнюс Матиешайтис и испанец Хесус Фустер. Обоих коллег Константин опережал на 2-3 секунды с круга, однако оптимальных настроек коллектив не нашел – на прямых явно не хватало скорости (почти 20 км/ч). В итоге – только четвертое место.

Следующий этап ELMS состоится 17 мая в Имоле. Для нас эта гонка интересна тем, что именно там должен состояться дебют первого российского прототипа класса LMP2 SMP BR01.


1. Борьба английских команд Greaves Motorosport и Jota Sport на английских шасси Gibson 015S за победу на «домашней арене». Французы из Thiriet by TDS на машине Oreca 05 были выбиты из гонки.

2. Неудачный уик-энд для AF Corse и SMP Racing. В Имоле должен стартовать новейший прототип российской команды – BR01, спроектированный Паоло Катоне, одним из авторов Peugeot 908.

3. Извечный спор Ferrari и Porsche на сей раз толком не состоялся – итальянцы выбыли из игры слишком рано. Похоже, прошлогоднее доминирование 458-ой модели подошло к концу.

4. В GTE состоялся дебют модели BMW Z4, которая ранее выступала лишь в североамериканском чемпионате.

5. Небольшое возгорание на автомобиле Ginetta Juno класса LMP3 – из-за высокой температуры оплавилась изоляционная лента. Машина принадлежит Болтонскому университету. По темпу машины нового класса идут вровень с GTE.