Спортивные

МЧМ (FIA WEC): Бахрейн

Драматичный финал сезона

Оригинал заметки на auto-sport.ru

Финал сезона Марафонского чемпионата мира FIA WEC прошел на трассе в Бахрейне. Автодром, ставший первым подобным сооружением на Ближнем Востоке, принимал вечернюю гонку, проведение которой стало возможным благодаря мощной системе искусственного освещения. Правда, система эта отключилась по ходу тренировок, но заезд прошел без эксцессов. Несмотря на то, что асфальт на Сахире весьма абразивен, а температура воздуха высока, до финиша 6-часового заезда добрались все стартовавшие! Впрочем, запомнится марафон вовсе не этими мелочами.

Гонка показала, насколько удачным является наличие личного зачета в марафонских соревнованиях. По идее, титулом в FIA WEC должны награждаться только марки, точно так же, как в Формуле-1 – только гонщики. Однако, на радость любителям интриги, разнообразных трофеев хватает на всех.

На сей раз заезд держал в напряжении, без преувеличения, все шесть часов. С самого начала в Audi показали, что сдаваться без боя не намерены: в атаку пошел Лукас ди Грасси, успешно преодолевший сопротивление Ромена Дюма. Было видно, что порой в свисток уходит вся невообразимая мощь сложной системы рекуперации Porsche, которая собирает энергию не только на торможении, но и на постоянной основе за счет параллельной (а не соосной, как в Ф-1) турбины в выхлопной системе. Прототип 919 бодро разгоняется до своей максимальной скорости, но затем запас энергии иссякает, и 600-сильный турбомотор просто не в состоянии поддерживать высокий темп под напором плотной стены набегающего воздуха. У R18 e-tron quattro разгон не такой взрывной, но хватает его дольше. Да и тормозить для зарядки батарей не приходится так рано. Само собой, в поворотах более мощное ускорение у Porsche дает о себе знать, но в Бахрейне разницы этой почти не было видно.

Радость в стане Нойбурга несколько омрачалась тем, что «нужный» экипаж, который и сражался за титул, наоборот подотстал, так как на самом старте Марсель Фасслер был вынужден выезжать на пыльную сторону трассы – а привести в боевой режим шины после такого в Бахрейне очень трудно.

Чаша весов существенно качнулась в сторону Audi уже на первом часу заезда, когда лидеры чемпионата, Porsche №17, неожиданно замедлились. Сначала могло показаться, что вышла из строя КПП, но затем поступила информация о неисправности «копеечной» детали – электропривода дросселя. На ремонт ушло несколько кругов, и на трассу Тимо Бернхард, за эти минуты, что называется, постаревший от стресса лет на пять, выехал последним. Задача перед немцем была непростая, так как личный зачет LMP объединяет представителей и старшего, и младшего классов. Поэтому для добычи необходимой порции очков нельзя было просто ждать схода кого-то из заводчан – нужно было догонять не только частников, но и кого-то из прямых конкурентов.

Некоторое время казалось, что подопечные Вольфганга Ульриха совершат-таки невозможное и отберут титул у соседей по концерну VAG – преимущество Porsche на дозаправках и в экономичности главные соперники сводили на нет благодаря филигранному использованию всех периодов нейтрализации гонки «полным желтым флагом» (режим full course yellow, когда одновременно на всей трассе включается ограничение в 80 км/ч). Однако спортивное счастье отвернулось и от Audi – экипаж №8 продолжил дурную традицию этого сезона собирать всевозможные неприятности, и в смену Оливера Джарвиса лопнул тормозной диск. На ремонт ушло еще больше времени, чем у Porsche, и теперь, чтобы помочь напарникам из №7, Джарвису с ди Грасси и Дювалем нужно было надеяться на чудо, так как к тому времени трио в составе Марка Уэббера, Брендона Хартли и Тимо Бернхарда уже ехало на требуемой пятой позиции, ликвидировав громадное отставание. Наглядно темп Porsche и Audi характеризует отрыв победителей от третьей заводской команды, которая оказалась на подиуме: гонщики коллектива Toyota, не совершившие каких-то грубых ошибок, проиграли победителям три круга!

Правда, и после злоключений «восьмерки», дополненных безвыходной ситуацией для нойбургских претендентов на титул, которые толком не могли выйти на требуемое для успеха первое место в гонке (а если бы они и вышли, то в Porsche вполне могли притормозить №18, чтобы выпустить «нужных» гонщиков обратно на пятую позицию) надежда у болельщиков «Четырех колец» теплилась. Дело в том, что №17 снова свернул на внеплановую остановку. Официальные лица сообщили, что сбоить снова начал привод акселератора, однако в радиопереговорах, доступных в эфире, было отчетливо слышно, как гонщику сообщили о частичной потере работоспособности системы рекуперации. Темп Марка Уэббера резко упал, что в очередной раз заставило схватиться за голову фанатов марки. Однако и на этот раз итоговый успех не ускользнул от Вайсзаха, так как неудачи метко поразили оба экипажа Audi. «Семерка» отправилась на внеплановый пит-стоп из-за медленного прокола, а многострадальную «восьмерку» судьи наградили трехминутным штрафом за нарушение правил использования комплектов шин.

В итоге долгожданная победа досталась вечно собиравшему по ходу сезона все неприятности экипажу Ромена Дюма, Марка Либа и Нила Яни. Второе место ушло лидерам Audi Марселю Фасслеру, Бенуа Треллуйе и Андре Лоттереру. На третью ступень подиума впервые за долгое время поднялись представители команды Toyota. Причем было видно, что коллеги не стали обгонять Майка Конвея, в экипаже с которым ехал не только Кадзуки Накадзима, но и Александр Вурц. Для высокого австрийца этот заезд стал последним в профессиональном автоспорте – теперь он если и выйдет на старт, то лишь гонок на исторических машинах, для чего готовит копию автомобиля своего отца, Франца Вурца, который на купе Lancia Stratos в 1976 году стал чемпионом Европы.

В LMP2 основная борьба шла между тремя коллективами: G-Drive Racing, KCMG и Signatech Alpine. Последние сильно разогнались под финиш сезона, выиграв предпоследний этап, чему в немалой степени поспособствовало включение в состав условно «серебряного» (не имеющего опыта выступлений в классе) Тома Дильманна. И на сей раз французы постоянно находились в гуще событий, но на последнем часу просчитались со стратегией и оставили того же Дильманна на старых шинах против второго экипажа G-Drive, который благополучно и отобрал третье место на подиуме.

В следующем году марку Alpine будут рекламировать с помощью нового прототипа – увы, опять чужого. Скорее всего, выбор вновь падет на продукцию Oreca, так как купе 05 в завершившемся сезона показало великолепные результаты.

В Бахрейне в чемпионате мира вновь выступил российский прототип BR01. Новинка показывает небывалый уровень надежности – далеко не все заводские машины с первого же раза проезжают Ле-Ман. Более того, на данный момент автомобиль участвовал еще и в четырех этапах ELMS, где не только не сходил с дистанции по техническим причинам, но и трижды привез гонщиков SMP Racing на подиум. В межсезонье конструкторам предстоит найти скрытые резервы по улучшению темпа – на Сахире BR01 был все еще далековато от претендентов на подиум. А марафонский сезон начинается уже в январе – на треке в Дайтоне в середине месяца пройдут тесты, а 30-31 числа состоится 24-часовой марафон, участие в котором, как заявил спортивный директор Сергей Злобин, весьма важно не только для команды SMP, но и для конструкторского бюро BR Engineering.

Ну а в Бахрейне борьба за победу развернулась между двумя сильнейшими экипажами LMP2. На сей раз коллективу G-Drive (Ligier JS P2) за счет грамотного расчета пит-стопов и использования комплектов шин удалось свести на нет некоторое преимущество KCMG (Oreca 05) в скорости. На предпоследнем пит-стопе гонконгская команда решила пустить Ника Танди на двойной отрезок на одних шинах, а вот Сэм Берд, напарник Романа Русинова и Жюльена Каналя, сменил комплект колес на финальной дозаправке, благодаря чему англичанин за 15 минут до финиша в скоростной связке совершил обгон и красиво оформил чемпионство еще одной победой в классе.

Но почивать на лаврах G-Drive Racing некогда. Их технический партнер, коллектив Oak, заключил соглашение с американцем Скоттом Шарпом и теперь будет тесно сотрудничать с его Extreme Speed Motorsport, командой, которая в этом сезоне намучилась с прототипом Ligier JS P2, оснащенным не самым мощным мотором Honda HR28TT V6. Впрочем, нет худа без добра – теперь G-Drive сможет, при надобности, пересесть на шасси Oreca 05, которое в минувшем сезоне было лучшим в классе.

В GTE-Pro, скорее всего, прозвучала лебединая песнь команды Олафа Мантая. Его «придворный» коллектив Porsche выиграл все три зачета (личный, командный и помог Вайсзаху взять кубок производителей GT), чему не в малой степени поспособствовало тесное сотрудничество с шинниками из Michelin. Однако все идет к тому, что 2016 год пройдет без этой марки в заводском классе – все силы брошены на постройку абсолютно нового купе. Причем, еще не известно, на базе какой модели строится гоночная версия.

В Бахрейне победа Manthey Porsche отчасти была гарантирована некоей беспомощностью AF Corse Ferrari. Явно, итальянцы не так себе представляли прощальную гонку для заводского купе 458, которое со следующего года уступает место турбированной модели 488. Более того, в Ferrari упустили победу в зачете марок из-за слабого выступления второго экипажа Джеймса Каладо и Давиде Ригона, которые выпали из первой тройки из сломанного колесного диска.

Сахир считается трассой Ferrari, но на сей раз даже Джанмария Бруни и Тони Виландер не смогли угнаться за победившими Патриком Пиле и Фредом Маковиеки, довольствовавшись вторым местом. Ранее заднемоторные купе страдали из-за повышенного износа нагруженных шин, но в нынешнем сезона ситуация заметно исправилась. Третье место досталось представителям команды Aston Martin, которая сразу после финиша принялась переделывать машину, устанавливая детали аэродинамики 2016 года, чтобы проверить новинки по ходу тестов для новичков, в которых участвовали не только представители LMP1 (за Porsche, например, проехали Хуан-Пабло Мотнойа и Митч Эванс), но и GTE. А затем англичане продолжат испытания на Сахире, так как с 23 ноября там стартуют испытания шин Dunlop.

Приятные известия ожидали отечественных болельщиков в классе GTE-Am. Экипаж SMP Racing в составе победителей Ле-Мана Виктора Шайтара, Алексея Басова и Андреа Бертолини финишировал только пятым, но этого сполна хватило, чтобы добыть титул в своем зачете, так как единственные соперники в лице экипажа AF Corse с легендарным Эммануэлем Колларом, с которым у того же Шайтара по ходу сезона прошло немало увлекательных дуэлей, не смогли набрать необходимое количество очков, финишировав четвертыми. Победа в классе в Бахрейне досталась команде Aston Martin в составе Педро Лами, Пола Далла-Ланы и Матиаса Лауды. Что касается SMP Racing, то вполне вероятен переход команды при технической поддержке AF Corse в ведущий зачет GTE-Pro на новейшем автомобиле Ferrari 488. Компанию нашим там могут составить их нынешние соперники из Proton Competition, которые рассчитывают получить доработанные заводские машины Porsche, аналогичные тем, что будут выступать в американском первенстве IMSA (экс-ALMS).

Сезон-2015 завершился весьма драматичной гонкой в Бахрейне. Тут же, без промедления, начинаются межсезонные тесты, а сам перерыв в марафонских соревнованиях почти незаметен, ведь уже в январе большинство участников FIA WEC (в составе местных команд) примет участие в «24 часах Дайтоны». Там выступит российский прототип BR01, дебютирует экстравагантный Ford GT, который причисляют не к обычным купе, а к так называемым гиперкарам, и некоторые другие интересные машины. Так что, времени на отдых у болельщиков совсем мало, но они этому обстоятельству только рады.