Спортивные

Матрешки в Ле-Мане

Разбор полетов и статистика от Пола Трасвелла.

Разбор полетов и статистика от Пола Трасвелла:

Подводить итоги очередного Ле-Мана – все равно что разбирать матрешку. Вы знаете этот русский сувенир, весь украшенный узорами. Главное, что внутри оказывается еще одна такая же матрешка, терпеливо ожидающая своего появления на свет. Примерно
так получилось с детальным разбором результатов Ле-Мана.

Вкратце (и заявление это весьма провокационно), это не «Порше» выиграли Ле-Ман: просто все остальные его проиграли. «Ниссан» был просто не в форме, «Тойоты» слишком медленны, а на «Ауди» посыпался целый ворох проблем. А в «Порше» просто наматывали круг за кругом, хорошо усвоив прошлогодние уроки. Они просто не ломались.

Разумеется, речь сейчас пойдет о среднем времени на круге. За многие годы исследования показали, что средний результат из 20% ото всех кругов прекрасно иллюстрирует реальный темп машины в гонке.

Второй индикатор – время, проведенное на дозаправках и, если требовалось, на ремонте. В таблице представлены оба показателя.

Автомобиль

Экипаж

Среднее 20%, мин

Время дозаправок, мин

1

Порше 919

Хюлькенберг/Танди/Бамбер

3.20,0

34.15

2

Порше 919

Бернхард/Хартли/Уэббер

3.20,6

29.42

3

Ауди Р18

Лоттерер/Фасслер/Трелуйе

3.19,8

42.09

4

Ауди Р18

Дюваль/ди Грасси/Джарвис

3.20,2

38.01

5

Порше 919

Дюма/Либ/Яни

3.20,7

31.39

6

Тойота ТС040

Вурц/Сарразан/Конвей

3.24,1

35.10

 

Время в зоне обслуживания учитывает не только плановые заезды, но и штрафные проезды и остановки. «Ауди» Лоттерера, Фасслера и Трелуйе схлопотали штрафной проезд, а второй экипаж «Порше» и вовсе простоял целую штрафную минуту.

Победители смогли использовать свое преимущество в 0,6 секунды на круге и превзойти 4.33 минуты, потерянные относительно второго экипажа в зоне обслуживания. Умножая 0,6 на 395 (число кругов), мы получим только 3.57 минуты. До нужного результата не хватает более полуминуты, и требуется детальный разбор. Время открыть матрешку.

И это вряд ли результат какой-то умной тактики. Просто машину дозаправляли по заранее намеченному графику. И дважды экипажу везло заехать на обслуживание под автомобилем безопасности. Танди заезжал в самом начале, а Хюлькенберг – в 8 утра, аккурат после инцидента с Роальдом Гете, который разбил свой «Астон» после обгона «Порше». Обе остановки существенно повлияли на статистику пребывания в зоне обслуживания, так как на выезде гонщикам пришлось стоять под красным светофором, дожидаясь, когда мимо проедет очередная часть пелотона, поделенного тремя машинами безопасности.

Вроде бы, потеря времени, но в тот момент все соперники двигались медленно. На самом деле, учитывая разницу в скорости пелотона, по сравнению с обычной дозаправкой заминка составила всего 15 секунд. А вот из статистических данных первого экипажа «Порше» следует вычесть примерно 3 минуты нахождения в зоне обслуживания – именно столько они простояли под светофором.

Разберем средние результаты на круге для победителей и вторых призеров без учета времен, когда машина заезжала или выезжала с дозаправки, и кругов за автомобилем безопасности.

№17 «серебро»

№19 «золото»

Разница

Быстрейшие 20%

3.20.4

3.19.9

0.5

21% – 40%

3.21.7

3.21.0

0.7

41% – 60%

3.22.7

3.21.9

0.8

61% – 80%

3.24.0

3.23.2

0.8

Медленные 20%

3.38.0

3.35.2

-2.8

На 80% кругов средний результат экипажа победителей на 0,5-0,8 секунды лучше, чем у вторых призеров. Лишь самые медленные круги получились хуже, чем у преследователей. Возможно, в этом скрывается еще одна матрешка.

Многие говорят, что основой успеха белого «Порше» стала вторая смена Танди, который выехал после полуночи и был за рулем три часа. Сравним результаты находившихся на трассе в тот момент лидеров.

Машина

Гонщик

Старт

Финиш

Кругов

Время на круге

19

Порше

Танди

00:14

03:15

52

3.25.89

17

Порше

Бернхард

23:45

02:47

52

3.26.75

7

Ауди

Лоттерер

00:25

03:26

52

3.26.28

9

Ауди

Бонаноми

00:49

03:51

52

3.26.79

В этот момент дирекция гонки установила «медленные зоны» (с ограничением в 80 км/ч) в поворотах Мюльсан, Индианаполис и Арнаж. Времена на круге медленнее лучших из-за этих ограничений, действовавших с 00:54 до 01:22 и с 02:20 до 02:42.

В конце своей смены Лоттерер пожаловался, что машина ведет себя не так, как предполагалось. И именно поэтому Танди смог создать свой отрыв. При этом Лоттерер все равно быстрее, чем Бернхард. Конечно, после заезда Лоттерера команда внесла коррективы в настройки, и сменщик Трелуйе смог поехать быстрее, но удар от «Порше» был пропущен.

Еще одна небольшая матрешка не должна укрыться от нашего внимания. Это количество энергии, расходуемой на круге. В случае с «Порше» с их 8 МДж рекуперативной системой, они могли потратить 138 МДж от ДВС на круге. По идее, у конкурентов было меньше первая составляющая, но выше вторая. Проблема в том, что из-за действия «медленных зон» в «Порше» могли экономить энергию ДВС и общий баланс очевидно смещался в их сторону.

Батареи заряжались на въезде в «медленную зону», а потом выдавали запас на феноменальном ускорении. Это помогло Танди упрочить позиции. Почему подобный трюк не удался Бернхарду? Эту матрешку нам не удастся открыть. Вспомним, что расход топлива измеряется расходомерами, которые вовсе не 100% точны. Очень многое зависит от температуры топлива, а она немного увеличивается, когда бак пустеет. Да и сами расходомеры ведут себя совсем не одинаково – во время тренировок и квалификаций в командах часто меняли эту деталь, выискивая, какая из них обеспечивает «лучшие результаты». В этом тоже может скрываться та матрешка, весившая 0,5 секунды на круге (0,25% преимущества).