Спортивные

Разогрев со скандалом

Напряженная борьба за победу на первом этапе ЕЛМС привела к столкновению на трассе и дискуссиям после гонки.

Оригинал заметки.

Первый в этом году этап Европейской серии Ле-Ман (ЕЛМС) проходил на Сильверстоуне в рамках своеобразной гонки поддержки основной гонки уик-энда - 6 часового марафона чемпионата мира по гонкам на выносливость (FIA WEC). Первенство Европы является своеобразной подготовительной базой для тех, кто собирается в будущем попробовать себя на мировой арене, а также высшей ступенью для большинства гонщиков-любителей. В связи с этим и существующие классы смещены на один назад: ведущим здесь является полупрофессиональный ЛМП2, а на ряду с ГТЕ есть еще и ГТЧ, куда допускают технику ГТ3. В нынешнем сезоне организаторы сделали попытку возродить идею, заложенную в не самый удачный зачет «Формула Ле-Ман», и на базе популярного свода требований спортивных машин национального уровня ЦН был организован класс ЛМП3 с «бюджетными» машинами стоимостью около 250000 евро (в ЛМП2 шасси обходится почти вдвое дороже). Новинка привлекла внимание многих производителей. Даже Себастьен Лоэб выразил желание скооперироваться с фирмой «Адесс», которая проектировала шасси «Лотус» Т128 для команды Колина Коллеса в ЛМП2, и компанией «Сора», владеющей правами на интеллектуальную собственность канувшей в Лета команды Анри Пескароло. Новый прототип «Пескароло» 02 даже успел поучаствовать в гонке французского первенства, но подготовить версию ЛМП3 франко-немецкий кооператив пока не успел. Единственным производителем, который смог привезти в Англию свою продукцию, оказалась местная фирма «Джинетта», вместе с еще одной небольшой компанией «Юнона» изготовившая прототип опять-таки на базе уже имеющейся машины класса ЦН, оборудованный 5-литровым мотором «Ниссан». Кстати, в России тоже была попытка построить спортивный автомобиль категории ЦН – небезызвестный прототип «Феникс». Однако идея не нашла понимания у потенциальных покупателей – во времена дебюта машины в стране попросту не было подходящих трасс. Да и сами гонки на выносливость, хотя бы часовые, у нас не прижились. Любители высоких скоростей пока что не оценили все преимущества легкой и проворной техники, которая еще и стоит дешевле, чем более-менее распространенные машины класса ГТ.

В Англии же все иначе. Одной из первых ступеней с 1949 года является чемпионат 750 «Формула», для которого энтузиасты буквально в своих гаражах строят 460-килограммовые (вместе с водителем) машинки, ныне оснащаемые 1,1-литровым мотором «Фиат». Первенство отличается весьма свободным регламентом в области аэродинамики и подвески. Участвуют там и ветераны, и студенты колледжей. И многие из них подходят к подготовке очень основательно. Например, один из умельцев, чтобы составить карту аэродинамических нагрузок по осям на разной скорости, просто пристроил датчик положения дроссельной заслонки у одного из амортизаторов. Многочисленные проезды по длинному прямику с фиксацией видео (чтобы точно знать, какие из кругов «чистые» - без влияния эффектов слип-стрима от других машин) и разными углами продольного наклона кузова позволили собрать достаточно данных, чтобы затем с помощью простой офисной программы построить трехмерные графики распределения в зависимости от углов и дорожного просвета. И из таких крупиц новаторства, оригинального подхода к решению инженерных задач в условиях стесненного бюджета потом и вырастают идеи для высших гоночных классов.

При этом на следующем уровне уже прослеживается взаимосвязь с конвейером. К примеру, Билл Гибсон, основатель фирмы «Зайтек», изначально занимался разработкой электромоторов и приводов по заказу сторонник компаний. А гоночное подразделение – всего лишь дань давнишнему увлечению. В 2014 году автомобильное подразделение «Зайтек» Automotive было выкуплено немцами из «Континенталь АГ», и Гибсону, во избежание путаницы, пришлось переименовать оставшуюся у него контору в честь себя. Прототипы «Зайтек» Зед11СН, ведущие свою историю аж с 2007 года, в межсезонье получили новый комплект аэродинамики и название – «Гибсон» 015С. Англичане надеются, что машина не потеряла в плане надежности, ведь именно за счет нее были добыты победы в Ле-Мане. По максимальной скорости английский прототип не может конкурировать с новыми купе. На Сильверстоуне «Гибсон» уступал новинке от «Орека» 10 км/ч. Фирма с туманного Альбиона тоже планировала подготовить к 2016 году свой спортивный автомобиль с кузовом закрытого типа (со ставкой именно на низкий уровень сопротивления воздуха, для чего лобовое стекло получило экстремально высокий угол наклона, как на последнем шасси «Хонда» Эй-Ар-Икс 04б), однако неопределенность касательно регламента сезона-2017 поставила под вопрос целесообразность работы над проектом. Но это уже другая история.

Сильверстоун в календаре МЧМ считается трассой, требующей относительно высокого уровня прижимной силы. Для набора же автодромов ЕЛМС, которые больше тяготеют к национальному уровню, а не к стандартам Формулы-1, «дом британского автоспорта» является весьма скоростной ареной, и успех на ней говорит о высоких шансах на победу в первенстве. Отсюда и оптимизм, лучившийся из пресс-релизов клиентов Гибсона - его машины, купленные командами «Йота» и «Гривз», захватили первый стартовый ряд по итогам квалификации. После гонки, несмотря на дубль этой же марки, настроения были несколько омрачены тем, как именно это достижение англичанам досталось.

Трио, которое в итоге заняло подиум, сражалось все четыре часа марафона, но развязка битвы вышла не самой красивой. Бывший гонщик ГП2 Джон Ланкастер полез внутрь в ходовом повороте Эйнтри и развернул прототип Тристана Гомменди, который шел на старом комплекте шин (в целях экономии времени на последнем пит-стопе ему поменяли колеса только с левой, наиболее нагруженной стороны) – в воздух полетели обломки спойлера с переднего крыла, которым англичанин и поддел машину соперника.

Инцидент получился резонансным – на пресс-конференции Тристан намекнул, что сам ездил в молодежных чемпионатах и даже выигрывал Гран-При Макао Ф-3 (2002 год), чем уязвил обидчика, особых лавров не снискавшего. Впрочем, профессионализм не исчисляется в количестве кубков, а, скорее, демонстрируется благодаря адекватной оценке ситуации на трассе. На это и намекал Гомменди, напомнив, что в более скоростных связках или в Ле-Мане подобный обгон может закончиться серьезной аварией.  

Дуэлянты, кстати, были вовсе не быстрейшими на трассе. Лучшие круги остались за восходящей звездой английского автоспорта Гарри Тинкнеллом, который, по идее, должен был выступать в заводской команде «Ниссан» в классе ЛМП1 МЧМ. Однако японская команда не успела подготовить свой поразительный переднеприводный прототип, и гонщику пришлось срочно искать себе временное место работы. Точнее, его, как быстрейшего из новой волны спортсменов, оперативно пригласили бывшие работодатели из коллектива «Йота». По лучшим кругам Гарри оказался быстрее всех и, по сути, вытягивал экипаж на первое место, так как ни экс-пилот ДТМ Филипе Альбукерке, ни, особенно, владелец команды Сэм Дулэн, высоким темпом похвастать не смогли. Однако досадный разворот в момент, когда Тинкнелл серьезно отыгрывался после смены неторопливого Дулэна, лишил команду заслуженной победы. После финиша Гарри тоже негативно оценил маневры Ланкастера.

Для команды «СМП», которая в Англии выступала под вывеской «АФ Корсе» (эта итальянская фирма, по традиции, готовит технику), уик-энд ЕЛМС выдался неудачным. Выступали наши спортсмены на старых прототипах «Орека» 03, которые уже не могут угнаться за «Лижье» ЖС П2, тем же «Гибсон» 015С или совершенно новым шасси «Орека» 05. По максимальной скорости они отстают и от обновленных «Орека» 03Р. К тому же на первом же круге развернуло автомобиль Кирилла Ладыгина, по инерции врезавшийся потом в машину соперника. Вторая машина шла как раз позади сражения за подиум, но на финальном отрезке заезда пробитая шина привела к вылету с трассы, когда за рулем был Маурицио Медиани.

В классах ГТЕ и ГТЧ тоже не обошлось без аварий и сюрпризов. На победу претендовала команда «АФ Корсе», однако досаднейший инцидент, когда машина из младшего зачета выбила с трассы «старший» экипаж, свел на нет все усилия команды, и уик-энд ЕЛМС в Англии итальянцам лучше поскорее забыть.

В отсутствии главных конкурентов первое место в ГТЕ досталось экипажу «Галф», выступавшему на «Порше 911 РСР». Быстрейшими из преследователей оказались представители «Джей-Эм-ДаблЮ», в составе которых блестяще показал себя знакомый любителям британского чемпионата легковых машин молодой гонщик Сэм Тордофф, который шел в одном темпе с заводским испытателем «Феррари» Мэттом Гриффином. Еще один новичок, за которым нужно следить внимательно – финн Джессе Крон. Победитель Североевропейского чемпионата Ф-Рено 2.0 2010 года умудрился обставить на трассе такого опытнейшего гонщика, как Энди Приоль! Машина «БМВ Зед4 ГТЕ», впервые участвовавшая в соревнованиях за пределами Северной Америки, в итоге стала лишь четвертой. А вот ее вариант для класса ГТ3 оказался куда успешнее – команда «ТДС Тирье», чью машину в ЛМП2 торпедировал Ланкастер, выиграла свою гонку.

В классе ЛМП3 участники – а экипажей набралось всего пять штук, – из-за поздней доставки техники готовились и днем, и ночью. Лучше всех с испытаниями в гаражах и на трассе справилась команда «ЛНТ», которая добилась дубля. Причем, в победившем экипаже компанию Чарли Робертсону составил сэр Крис Хой – популярнейший британский велогонщик.

В ЛМП3 едет и представитель Латвии Константин Цалко, неоднократно демонстрировавший высокий класс в Евросерии «Радикал». Напарниками в ЕЛМС у него стали литовец Дайнюс Матиешайтис и испанец Хесус Фустер. Обоих коллег Константин опережал на 2-3 секунды с круга, однако оптимальных настроек коллектив не нашел – на прямых явно не хватало скорости (почти 20 км/ч). В итоге – только четвертое место.

Следующий этап ЕЛМС состоится 17 мая в Имоле. Для нас эта гонка интересна тем, что именно там должен состояться дебют первого российского прототипа класса ЛМП2 «СМП БР01».