Спортивные

Классический Ле-Ман

Сражения до самого финиша не получилось, однако ход борьбы не оставил равнодушным никого.

Впервые в новой истории Марафонского чемпионата мира (FIA WEC) на старт легендарной суточной гонки в Ле-Мане вышли сразу три заводские команды с гибридами. Благодаря невероятно свободному техническому регламенту ценители инженерной мысли отныне могут сравнить в деле самые разные варианты: 4 турбодизельных литра + маховичный генератор; 3,7-литровый атмосферник + суперконденсатор; 2 турбированных бензиновых литра + аккумуляторные батареи. Ранее в Ле-Мане смелые идеи и полет инженерной мысли приносили победы. В дебютном же сезоне новых правил все оказалось немного прозаичнее: победил тот, кто ехал вовсе не быстрее всех.

Несмотря на то что уровень потребления топлива сократился на 25-30 процентов, скорость на круге не упала, но даже чуть возросла по сравнению с предыдущим годом. Такой труднейший экзамен для нового поколения гибридов ни один из участников не смог пройти без ремонта по ходу заезда.

Главный момент всего марафона – авария, в которую угодили по одному прототипу «Ауди» и «Тойота» на втором часу гонки. Ключевой факт – у немцев после этого осталось две машины, а у японцев только одна. Благодарить за несдержанность в «Тойоте» будут Николя Лапьера, который для начала развернул машину на первых кругах, а затем, в пылу борьбы ошибся на скользком покрытии и расколотил прототип ТС040 об стену. Машину удалось поставить на ноги, но потерянного времени как раз не хватило, чтобы через 22 часа принимать поздравления на верхней ступени подиума. Так что, можно сказать, горячность Лапьера увела у «Тойоты» победу.

Оставшаяся в лидерах «восьмерка» поплатилась из-за скуперфильдства руководства. Уходить от преследования в одиночку куда тяжелее. Тут не поможет и огромное преимущество в мощности, и хитрая система снижения лобового сопротивления – за счет особого крепления заднего антикрыла на высоких скоростях оно поворачивалось на большой угол, что уменьшало аэродинамические потери. Быстрейший прототип планомерно отрывался от преследователей до тех пор, пока во мраке ночи не остановился в дыму в повороте Индианаполис – не выдержала проводка системы рекуперации.

А вот в «Ауди» все было наоборот. Совсем как в 2010 году, когда Ингольштадт загнал аж четырех львов «Пежо», на сей раз триумф добыт не за счет скорости, а за счет надежности и невероятно грамотной организации стратегического плана. По ходу заезда оба уцелевших экипажа успели даже заехать на внеплановый ремонт – из предосторожности коллектив заменил турбокомпрессоры. И кто знает, сколько продлилась бы эта процедура, не откажись «Ауди» от системы тепловой регенерации а-ля Ф1.

Как видно, особой угрозы со стороны «Порше» в год их возвращения не было. Из-за проблем с тормозной системой прототип из Цуффенхаузена серьезно уступал конкурентам. Более того, оба прототипа потеряли много времени в гаражах на ремонте, и до финиша добралась лишь одна машина.

В частном зачете борьбы быть не могло, так как швейцарцы из «Ребеллион» соревновались сами с собой. Итог борьбы – удачный финиш с новейшим прототипом «Р-Один». Правда, не совсем понятно, в чем смысл этого незаводского зачета, который, при первом приближении, почти ничем не отличается от ЛМП2. 

Младший класс прототипов ныне привлекает все больше и больше молодых гонщиков, которым трудно найти места в юниорских чемпионатах, где требуются большие бюджеты.

В этом году очень сильно дебютировало и новое шасси «Лижье ЖС П2». На одной из таких машин ехал российский гонщик Марк Шульжицкий. Экипажи на французских прототипах, прекрасно подходящих под трассу в Ле-Мане, долгое время шли в лидерах, но затем оба свернули на ремонт: у «ТДС» сломалась подвеска, а на автомобиле Марка вышла из строя свеча зажигания в одном из цилиндров.

Сразу два экипажа выставила команда «СМП Рейсинг». Один из них, правда, сошел из-за неисправности двигателя. А вот второй, где ехали Сергей Злобин и Антон Ладыгин, финишировал одиннадцатым в классе. Учитывая что остальные участники Марафонского чемпионата в данной категории вообще до финиша не доехали, получилось, экипаж набрал полновесные 50 баллов за победу.

Досадный сход на свой счет записал экипаж Романа Русинова «Джи-Драйв». В смену быстрого француза Оливье Пла в прототип врезался один из круговых «Феррари».

А победа досталась английской команде «Йота», которая с 2004 года тесно сотрудничает с фирмой «Зайтек». Британцы сделали ставку на надежность и в очередной раз вывели на трассу баркетту «Зед11СН», на смену которой в 2016 году придет совершенно новое купе. «Старушка» не подвела, позволив молодым Гари Тинкнелу и Оливеру Терви вместе с хозяином коллектива Саймоном Дулэном продемонстрировать относительно высокий темп. Конечно, если бы не проблемы у экипажей «Лижье», то не видать бы англичанам первого места, но сослагательного наклонения в спорте нет. А для Терви неделя выдалась просто феноменальной. Еще в среду он планировал в лучшем случае быть комментатором на одном из телеканалов, так как его коллектив «АДР Дельта» из-за финансовых трудностей снялся с заезда. Однако не было бы счастья: травмированного на тренировке Лоика Дюваля в «Ауди» заменил Марк Жене, а его самого в коллективе «Йота» – Оливер. И молодой гонщик не подвел.

В ГТЕ сражение шло большую часть гонки – спортивные чиновники не прогадали с «балансом сил». Очередную победу на свой счет записала марка «Феррари» – лидирующий экипаж «АФ Корсе» избежал проблем с техникой. Острейшая борьба за лидерство кипела на трассе всю ночь и не собиралась переходить в стратегическое русло. Однако затем участники битвы начали потихоньку выпадать из предложенного итальянцами ритма. Новинка этого года, купе «Шевроле Корветт Ц7Р», сначала держалась на ведущих позициях, но заминка со встроенным пневматическим домкратом отняла у экипажа почти два круга. Долго в лидерах был «Астон Мартин», однако поломка гидроусилителя рулевого управления, а затем и ошибка опытнейшего Даррена Тернера тоже вывела этот коллектив из претендентов на подиум. Команда «Порше-Мантай» не смогла провести до логического завершения стратегию с медленным восхождением вверх по классификации за счет одной только надежности. Чудом избежав участия в двух авариях, лучший экипаж на 911 под утро все-таки потерял время, простояв на ремонте. А вот лидирующее трио «АФ Корсе», будто заговоренное, продвигалось к финишу без проблем, что помогло установить новый рекорд класса по числу пройденной дистанции, а заодно и обновить рекорд круга в гонке.