Спортивные

FIA WEC: СПАсибо за пищу для размышлений

fiawec14-spa-start200Познавательный заезд в Бельгии.

fiawec14-spa-startПрототип «Тойота ТС040» вновь оказался быстрее всех в Марафонском чемпионате мира (FIA WEC). На легендарной трассе Спа-Франкошан прошел второй этап первенства, и на сей раз обошлось без аварий, ливней и прочих неожиданностей. Однако результат тот же, что на дождливом Силверстоуне – японский прототип опережает два немецких. Можем ли мы сделать какие-то выводы по результатам двух 6-ти часовых марафонов?

Во-первых, по скорости на одном круге в квалификационном режиме машины и впрямь позволяют гонщикам демонстрировать очень плотные результаты. При этом нельзя сказать, что кто-то скрывает истинную скорость – отныне за подобным мухлежом пристально следят судьи, которые контролируют телеметрию с бортов. Так что, вовсе не обязательно загонять всех участников в строжайший регламент, чтобы получить такие вот захватывающие сражения.

Во-вторых, в меру консервативная «Тойота» оказывается надежнее излишне инновационного прототипа «Порше» и быстрее машины «Ауди», создатели которой не решились представить какие-то усовершенствования в плане объема запасенной энергии системой рекуперации.

На длинной прямой Кеммель обнаружилось значительное отставание в максимальной скорости ле-мановской версии прототипа «Ауди Р18» от «Тойоты ТС040» и «Порше 919». Длиннохвостый «звездолет» с трудом добирался до 280 км/ч, тогда как соперники разгонялись до 300 км/ч. Правда, никто не поручится, что в самом начале гонки, когда обозначился самое большой отрыв, Ингольштадт просто попросил гонщиков «не рвать» и просто собирать информацию, обкатывая шасси. А вот под финиш длинный «Р18» явно раскатился и шел вплотную с лидерами из «Тойоты».

Примерно можно определить и роли разных гонщиков в экипажах. В «Тойоте» «застрельщиками» выступают Кадзуки Накадзима и, особенно, Энтони Дэвидсон. Они почти обеспечили японцам преимущество по лучшим кругам в Спа. Только Нил Яни и Марк Либ из самого, как оказалось, скоростного «Порше» помешали завоевать этот своеобразный дубль. А вот терявшие время из-за поломок Марк Уэббер и компания на этом фоне выглядели бледновато.

Что может сыграть против команд в Ле-Мане? У «Порше» - надежность. В обеих прошедших гонках возникали проблемы с хитрой передней подвеской. Для «Тойоты», как ни странно, вопрос наработки до отказа – один из главных. 1000-сильный прототип и впрямь очень быстр. Кроме того, у него не должно возникнуть проблем с перегревом системы рекуперации. Конденсатор куда выгоднее в плане теплообмена, чем батареи у «Порше», которые, несмотря на наличие жидкостного охлаждения, выдают в атмосферу, по признанию очевидцев, а точнее носонюхцев, характерные ароматы. Да и с электронными мозгами бывают закидоны. Ромен Дюма изрядно намучился, «перезагружая» систему на ходу – этот инцидент с программным сбоем мог стоить команде подиума.

Но, как бы там ни было, подозрительно, что у японцев ничего еще не сломалось. Как бы техника не подвела в самый ответственный момент. Ведь, все-таки не факт, что на круге в Спа или Силверстоуне удавалось использовать систему на всю катушку. А в Ле-Мане как раз настанет момент истины. И здесь возникает проблема «Ауди». Ингольштадту просто может не хватить заряду в борьбе с 6-ти «мегаджоульными» «Тойотами» и «Порше» на прямой Унодьер. И попробуй потом отыграй в скоростных связках. Что остается? Ставка на экономичность с «растянутой» коробкой и ранними переключениями, чему тепловозный крутящий момент дизеля благоволит? Посмотрим.

Пара слов про частников. Швейцарцы из «Ребеллиона» вообще не должны были привозить свой агрегат в Спа. Но решили все-таки провести обкатку прототипа, который им строили специалисты «Орека», прямо по ходу второго этапа. Шасси сырое – это слабо сказано. Кроме того, возникли какие-то проблемы с тем, как «уживается» новый прототип со старым мотором «Тойота», который в Силверстоуне нареканий не вызывал. Но это все не значит, что «Р-Один» так и будет ехать в темпе самых медленных ЛМП2. Уже на тестах в Ле-Мане должен наметиться прогресс. Но в самом 24-часовом марафоне «Ребеллион», судя по всему, будет бороться сам с собой. «Лотус 129» еще не прошел краш-тест, и что-то подсказывает, что во Франции он так и не покажется. Не зря же организаторы первенства вдруг вспомнили, что нужно как-то поддержать частников в ЛМП1.

Не меньшее беспокойство, судя по всему, вызывает класс ЛМП2. В Европейской серии Ле-Ман, где ставки не так высоки, эти машины чувствуют себя как рыбы в воде. А вот на уровне чемпионата мира затраты уже очень высоки. Так высоки, что не тянут даже шейхи – крупно прогорел на своей сделке с каким-то мутным фондом «Миллениум» прошлогодний доминатор «АДР-Дельта», так и не сумевший выйти на старт.

В Ле-Мане, конечно, будет веселее. Гораздо больше заявок, чем те четыре-пять, к которым нам нужно привыкнуть по ходу этого сезона Марафонского чемпионата. С нетерпением ждем первых официальных тестов «Доума С103», который на данный момент в своем развитии ушел не дальше, чем «Ребеллион Р-Один». В Ле-Мане ожидается и дебют купе «Лижье», на которое вскоре пересядут нынешние клиенты «Оак». Сами прототипы, являющиеся очередной генерацией «Куражей», заточены под Ля-Сарт, поэтому обладают небольшим преимуществом над «Ореками». «Зайтек» тоже будет силен, о чем напомнил минувший уик-энд в Спа. Как и ожидалось, британская команда «Йота» стала главным соперником для «Джи-Драйва». Роман Русинов лишь в самом начале гонки оказались в роли догоняющих. К середине заезда наш экипаж вышел в лидеры и начал уходить в отрыв. Праздник, правда, снова испортили организаторы, которые снова «перепутали» гимны.

Для команды «СМП Рейсинг» уик-энд в Спа выдался трудовым. Экипаж братьев Ладыгиных и Виктора Шайтара смотрелся сильно в тренировке, но из-за аварии был вынужден пропускать квалификацию, стартовать последним и всю гонку ехать в ритме, далеком от идеального, так как времени на настройку шасси после ремонта не оставалось. Впрочем, это не помешало бороться и обгонять «Ребеллион». Причем, обгон Виктора Шайтара выглядел просто впечатляюще – наш гонщик, как заправский ветеран, перехитрил соперника из старшего класса, воспользовавшись обгоном кругового. Второй экипаж «СМП» потерял время из-за штрафной остановки за фальстарт. Но в целом, выходные в Спа можно признать более успешными, чем на Силверстоуне. В Бельгии не было проблем с машинами. А к Ле-Ману «Мишлен» обещается приготовить более выносливые комплекты шин, и тогда наши гонщики смогут вступить в борьбу за подиум. Все шансы на это есть.

Что касается ГТ, то здесь «балансировщики» немного промахнулись. На дождевом Силверстоуне было очевидно, что «Феррари» чуть быстрее на прямых, а «Порше» отыгрывается в поворотах. Тут чиновникам чуть-чуть терпения, добыть данные в нормальных условиях. Но нет. Немцев нагрузили балластом в 25 кг. В итоге машина на сухой трассе кушала шины с завидным аппетитом и проигрывала на первых часах даже «Астонам», которые были, в принципе, способны пройти даже два отрезка на одном комплекте. Правда, забегая вперед, нужно отметить, что толку от такой экономии англичане не получили, так как не смогли найти верных настроек дорожного просвета (для их широкого-широкого днища это чуть ли не главный параметр аэродинмического баланса). А в «Порше» удалось-таки найти оптимальный темп для одной из машин и вытащить ее на второе место в абсолюте. Первое после непродолжительной дуэли с «Астоном», откатившемся потом за пределы подиума, еще в дебюте застолбили за собой легендарные Джанмариа Бруни и Тони Вилдандер, ездившие за «АФ Корсе» еще в ФИА ГТ. Поволноваться в «Порше» могут за второй экипаж, который не смог угнаться за коллегами из-за технических проблем – тревожный звоночек перед главной гонкой сезона.