Силуэты

ФФ в ГТ

Инженеры в Супер ГТ экспериментируют по привычке.

17 и 18 марта на трассе Окаяма (Аида) прошли предсезонные испытания для участников чемпионата Супер ГТ.

Для «Лексуса» тесты прошли не слишком удачно. Команда «САРД» в составе Хейкки Ковалайнена и Камуи Кобаяси обреталась среди аутсайдеров: финн не смог подобрать оптимальные настройки по ходу длинных отрезков и в каждом из поворотов машину приходилось «ломать через колено» (возможно, по-японски фраза звучит более доходчиво).

Тем не менее, на борту у ЭлКа500 (LC 500) есть сюрпризы, способные вытянуть марку обратно в лидеры. В «Тойоте» тоже экспериментируют с форкамерно-факельным зажиганием, когда воздушно-топливная смесь воспламеняется не в камере сгорания, а в специальной предкамере. Это повышает термический КПД, топливную экономичность и отдачу мотора за счет более полного и быстрого сгорания смеси. Система дебютирует в начале сезона.

«Хонда» уже по ходу предыдущего сезона пустила в ход ФФ зажигание. Более того, в самом начале работы над мотором ХР-414Е инженеры использовали тот же самый моноцилиндр на испытательном стенде, что и в случае с формульным двигателем РА615. Говорят, инженеры ради эксперимента попробовали запустить мотор ГТ500 на специальном топливе, используемом в Ф1, и отдача 2-литровой турбочетверки оказалась значительно выше, чем у «всемирной» V6. Ну а в Спер ГТ используется бензин, доступный на обычных заправках – потому и мощность у мотора ниже, а проблем с перегревом предкамеры больше. Перегрев, кстати, может доставить очень много проблем именно «Хонде» с ее среднемоторной концепцией.

А вот в «Ниссане» готовят что-то свое, непохожее на представленную конкурентами систему: узел, совмещающий свечу зажигания и небольшую предкамеру. У «Хонды» и «Лексуса» используются стандартные предкамеры в головке блока.

Что касается анализа хронометража, то он представляется довольно бессмысленным, так как на узкой трассе перед участниками ГТ500 то и дело возникали «младшеклассники», что мешало собрать быстрый круг.

По скорости на быстрых кругах «Лексус» и «Хонда» шли вровень, показав около 190 км/ч. «Ниссан» уступал им 5-6 км/ч. При этом было заметно, что основные потери копились на входе в поворот: очевидно, плохо работали непрогретые шины. На длинных сериях разница в скорости исчезла, и все три производителя показывали около 175 км/ч.

Особое внимание на Окаяме гонщики уделили поиску настроек для квалификации, так как от успеха в ней зависят шансы на победу – обгонять в Аиде очень трудно из-за узости полотна. Все хитрости игры в поддавки в новом спортивном регламенте еще только предстоит открыть, поэтому команды изучали разные варианты рискованных тактик с шинами и давлением наддува.

Велика вероятность того, что команды, экспериментировавшие с ФФ-зажиганием не показали всех возможностей мотора, поэтому по ходу сезона ожидается серьезный рост скоростей.