Силуэты

Чемпионату мира на базе ДТМ не бывать!

class1-300Интересные подробности борьбы за сферы влияния в кузовных классах

Николай Федоренко

В конце октября на Парижском автосалоне было объявлено о планах ФИА перевести чемпионат мира в классе Туризм на новый регламент — так называемый Класс 1, который был разработан совместными усилиями организаторов немецкого чемпионата ДТМ и японского Супер ГТ, но в полной мере так и не был применен ни в одной из этих серий. По своей сути данный регламент не имеет ничего общего с классическим Туризмом и подразумевает силуэтные прототипы. За последнее время вокруг этой темы было сломано уже много копий, но теперь у нас есть возможность разобраться в некоторых подробностях.

Во-первых, в планы президента ФИА Жана Тодта изначально входило создание некого аналога Супер ГТ на мировой арене. То есть предполагался розыгрыш чемпионата мира в классе Туризм (!) в двух категориях: Классе 1 и ГТ3 (!!). Таким образом ФИА мечтала прибрать к рукам как минимум производителей из ДТМ и ГТ500, а также нажиться на детище Стефана Рателя, которое коммерчески вполне успешно, но явно страдает от недостатка централизованности, официального признания и титулов ФИА.

Однако по ряду причин эти планы не заинтересуют большинство текущих производителей техники ТК1 (ЧМЛА, WTCC), ДТМ и ГТ500. С их стороны в ответ на громкие заявления ФИА последовало столь же громкое молчание, и только «Мерседес» одобрил планы Федерации. Позже директор спортивного отделения «БМВ» Йенс Марквардт выступил с альтернативной идеей. Он предлагает проводить аналог футбольной лиги чемпионов для лучших гонщиков ДТМ, Супер ГТ и потенциального американского чемпионата машин Класса 1, который так и не был запущен в связи с полным отсутствием интереса со стороны американских производителей. Марквардт считает, что с маркетинговой точки зрения гонки должны быть географически привязаны к рынку сбыта, что далеко не всегда происходит в чемпионатах мира. Поэтому гораздо логичнее проводить несколько региональных серий и финал для лучших их представителей, но никак не отдельный чемпионат мира.

Вариант с простым преобразованием ДТМ в чемпионат мира также стоит отмести сразу. Это невыгодно командам-участницам не только с маркетинговой, но и с финансовой точки зрения, так как затраты резко возрастут. Затраты в ДТМ и сейчас колеблются на уровне 50–70 млн евро в год на одного производителя (для сравнения, годовой бюджет команды «Лада Спорт Роснефть» был в несколько раз меньше), а после преобразования серии в чемпионат мира станут просто катастрофическими. С целью снижения расходов со следующего сезона в серии даже будет уменьшено количество автомобилей каждой марки — с 8 до 6. Кроме того, у всех участников ДТМ и так хватает программ на мировой арене: «Мерседес» доминирует в Формуле-1 и собирается покорять Формулу-Е, «Ауди» присутствует в Формуле-Е с самого первого сезона этой серии и вкладывает в свою команду все больше ресурсов, помимо этого поддерживая команду Матиаса Экстрёма в мировом ралли-кроссе, а концерн «БМВ» также наращивает присутствие в Формуле-Е и намерен вернуться в МЧМ (FIA WEC) в 2018 году.

Все эти неувязки привели к тому, что мы получим в следующем сезоне чемпионат мира с двумя классами, как и хотели в ФИА, но этими классами стали ТК1 и ТКН2 — «вежливо позаимствованный» у бывшего промоутера ЧМЛА Марчелло Лотти класс ТКР. Концепция та же, что предполагалась изначально, — класс для заводских команд и класс для частных команд. Только вот в высшем классе заводских команд осталось всего две, и половина пелетона ТК1 тоже представлена частниками. При этом «вторая лига» ЧМЛА, похоже, гораздо менее привлекательна для участников, чем Международная серия ТКР Лотти, аналогом которой она и будет.

Прогноз для класса ТК1 пока неутешительный: его покинули две заводские команды, а прихода новых производителей не ожидается. Велика вероятность того, что «Хонда», завоевав, наконец, чемпионство в 2017 году, также уйдет из чемпионата. Скорее всего, через несколько лет ФИА придется сооружать чемпионат на базе класса ТКН2 или вовсе отдать статус чемпионата мира процветающей серии Марчелло Лотти. И уж тем более не стоит ждать внезапного перехода на Класс 1, пока существующий только на бумаге.

Если попытаться во всем этом разглядеть позитив, то, несмотря на все беды, свалившиеся внезапно на ЧМЛА, и явный недостаток участников на технике ТК1 в следующем году, сезон-2017 обещает стать одним из самых непредсказуемым за последние несколько лет: с уходом «Ситроена» мы потеряли явных фаворитов и теперь за победы, а то и за титул, сможет побороться добрая половина пилотов.