Ралли Японии помогло организовать идеальные условия для финала текущего сезона Чемпионата мира.
Чистая победа Себастьена Ожье, второе место Элфина Эванса и относительно сильное выступление Калле Рованперя, которое принесло ему несколько очков после небольшого столкновения, поддерживают напряжение. Разделенные всего 3 очками, лидирующий валлиец и его французский преследователь находятся в наилучшей позиции. Отставая на 24 очка, молодой финн, покидающий раллийную сцену, больше не контролирует свою судьбу, но это может сделать его еще более грозным противником. Эти три экипажа в равных условиях с точки зрения техники. Обычно такие обстоятельства были бы идеальными для этого финального этапа. За исключением того, что он пройдет в Саудовской Аравии, стране, впервые присоединяющейся к календарю ЧМ по ралли. И нам придется привыкнуть к этому этапу, поскольку бывший толкач («промоутер») чемпионата подписал 10-летний контракт с местными организаторами.
Хотя геополитический аспект, безусловно, играет свою роль, это не самая часто упоминаемая проблема среди участников (прим.ред. – ну, да, попробуй чего скажи – запчастями полетишь проверять глубину колодцев). У всех них много вопросов о характере трассы, с которой им предстоит столкнуться. Пустынный ландшафт и местные пейзажи были главными приманками для тех, кто подписывает контракты. Сомнения тех, кому придется не просто любоваться красотами природы, но и выступать на этих дорожках, усилились после тестовых заездов в мае.
Тот тренировочный заезд сам по себе преподнёс ценные уроки: 3 из 12 спецучастков пришлось отменить, и не только из-за состояния дорог. Очевидно, что у ФИА также были опасения по поводу безопасности, учитывая, что в стране этот вид соревнований практически незнаком. Несмотря на то, что «Дакар» (ТМ) проводится в Саудовской Аравии с 2020 года, это мероприятие проходит в открытой пустыне, и ограничения более «гибкие», чем у скоростных ралли, «сконцентрированных» на ограниченной территории.
Проведших испытания гонщиков удивила неровность рельефа. Он был более «хрупким», чем на «Сафари». Срезание спецучастков бульдозерами не гарантирует, что покрытие останется достаточно прочным, чтобы выдержать проезд автомобилей. Это было одной из главных проблем в мае, и вопрос в том, был ли этот недостаток исправлен с тех пор.
Сравнение схемы майского маршрута и этапа ЧМ на этой неделе показывает, что некоторые спецучастки использовались повторно: Ум-эль-Джерем (СУ10, 13), Вади-эль-Матви (СУ11, 14) и Тхабхан (СУ15, 17). Это говорит о том, что эти участки показали себя хорошо.
С самого начала организаторы заверили всех, что найти 300 км хронометрируемых спецучастков в пустыне не составит труда. Действительно, будет пройдено 319,64 км на 17 спецучастках и 9 различных конфигурациях. Структура гонки весьма традиционна, с серией петель, как это принято в других местах. Самый длинный участок запланирован на конец ралли. В зависимости от того, как будет развиваться гонка, судьба чемпионского титула может решиться на спецучастке Асфан (СУ16) протяженностью 33,28 км. Спецучасток состоится в субботу утром: традиционно в Саудовской Аравии все соревнования переносятся на день раньше, потому что воскресенье у них там рабочий день. (Да, это вам не традиционный выходной четверг в Монако отменять)
Шинный вопрос
Себастьен Ожье знает толк в шинах, о чем намекает в своих размышлениях: «Мы сделали всё возможное, чтобы продолжать бороться за титул. У нас, безусловно, есть шанс. Я просто надеюсь, что этот этап будет соответствовать стандартам, необходимым для достойного финала, потому что мы этого заслуживаем после такого сезона. Я понятия не имею, что там будет в Саудовской Аравии, но я надеюсь, это не окажется лотереей в пустыне с камнями и подобными непредвиденными обстоятельствами. Уверен, Элфин чувствует то же самое и предпочёл бы, чтобы финальный эпизод прошёл в Уэльсе. Я бы очень хотел, чтобы решающим фактором стало Ралли Уэльса!» Уроженец Кардиффа полностью подтвердил слова своего товарища по команде, а также поддержал идею возвращения финала в родные ему леса. Но, то гонщики, кто их спрашивает.
Поставив перед собой цель завоевать девятый титул в середине сезона, Ожье, выступающий на «неполном расписании», чем просто топчется на репутации остальных лидеров, втайне надеялся избежать поездки на Аравийский полуостров за трофеем. Однако ему так и не удалось заблаговременно набрать достаточно очков, чтобы избежать поездки: «Признаюсь, я не планировал ехать. Что ж. Мы подготовимся, используя доступные видео. У нас есть некоторые данные. Именно характер местности обуславливает высокую вероятность множества сюрпризов в течение уик-энда. И это мне не очень нравится».
Опасения, высказанные двумя соперниками, разделяют и другие участники ралли. Они, естественно, касаются и надёжности автомобилей, но особенно износостойкости шин. В свой первый год в качестве единственного поставщика шин для ЧМ по ралли компания «Хэнкук» проявила не самые лучшие качества своей продукции в некоторых гонках. Кения не блистала успехами с этой точки зрения, а Парагвай, новый этап в календаре, и вовсе оставил очень неприятные впечатления. На, казалось бы, относительно лёгком участке проколов было невероятно много. Даже если бы не все проблемы были связаны с шинами (команды, вероятно, слишком усердно играли с давлением), это серьёзно повлияло на ход гонки, регулярно замедляя лидеров (Адриена Фурмо, Калле Рованперя, Себастьена Ожье). Наихудшим сценарием для ЧМ и всех нас было бы, если бы титул был решён именно такими неисправностями. Задача южнокорейского производителя будет непростой. И невозможно сказать, есть ли в запасе достаточно прочные шины, поскольку это ралли для всех в новинку, и никто не может предсказать требования, которые предъявляет эта трасса.
Эванс уже проиграл?
Хотя три гонщика всё ещё борются за титул 2025 года, наибольшие шансы у Элфина Эванса и Себастьена Ожье. Их разделяют три очка. Победа француза будет достаточна только в том случае, если он также хорошо проведёт субботу (финальный этап) по сравнению с Элфином. В этой ситуации ни один из гонщиков не может позволить себе ошибку, и это будет неделя огромного напряжения.
В сообществе ЧМ многие надеются на поражение француза, утверждая, что «он уже много выиграл и может уступить дорогу» другим талантам. По мере приближения финала комментарии становятся всё менее нейтральными, и стабильность, продемонстрированная нынешним лидером чемпионата, похоже, оправдывает их оптимизм. Эванс лидировал практически весь год и ему пришлось бороться с трудностями, связанными с тем, что он (по правилам) открывал дорогу на гравийных ралли чаще, чем кто-либо другой. А это всегда означает ухудшение темпа. Забыв о ярких победах, Эванс сосредоточился прежде всего на стабильности (наборе очков на каждом этапе).
Уже дважды Эванс дважды встречался в дуэли с Ожье за титул. И оба раза он терпел поражение. Ралли Монцы (2020 и 2021) было ареной крушения его надежд. К северу от Милана британец потерял самообладание, удерживая 14-очковое преимущество в 2020 году. Мечты о титуле тогда провалились вместе с машиной в овраг. Поражение в следующем году было менее болезненным: он был в 17 очках и не смог сократить отставание. На фоне всего этого могут ли у четырёхкратного вице-чемпиона (2020, 2021, 2023, 2024) возникнуть проблемы с завершением сезона? Неоднократно демонстрируя свою психологическую неустойчивость, сможет ли гонщик «Тойоты» №33 не переоценить свои силы?
Ожье, судя по всему, в лучших условиях. Можно ожидать, что он будет настаивать на том, что этот титул «ничего для него не изменит». На всех этапах, которые почтил своим присутствием француз (кроме самого неудачного для себя, Ралли Центральной Европы), он финишировал впереди валлийца! Чтобы ещё больше усилить давление, француз также заявил: «Когда его спросили, насчет борьбы между нами, Элфин ответил, что мы не впервые сталкиваемся с подобной ситуацией, и что всё всегда заканчивалось одинаково. Он добавил, что ему нечего терять. Я же воспринял это как признание слабости».
Кто вмешается?
В своей последней гонке в ЧМ перед переходом в Супер Формулу Калле Рованперя будет стремиться к третьему титулу. Условия кажутся крайне сложными для финна, но ему точно нечего терять. Станет ли он невольным союзником одного из двух своих товарищей по команде? Его недавние выступления на гравии часто были осложнены из-за трудностей с получением максимальной отдачи от шин «Хэнкук», но финн по-прежнему остаётся объектом пристального внимания.
Три экипажа «Хендэ» также должны быть в борьбе за победу. Тьерри Невилль стремится не заканчивать год без победы (он выигрывает минимум один этап с 2016 года), Отт Тянак собирается громко хлопнуть дверью, а Адриен Фурмо твердо намерен наконец-то одержать свою первую победу в ЧМ. Автомобили «Хендэ» довольно хорошо показывают себя на гравии, и этот новый неизвестный для всех маршрут вполне может позволить им одержать вторую победу в этом году. Всё это делает финал в пустыне потенциально захватывающим!