Разное: автоспортивные новости

Ле-Ман: Водородные ДВС

пе «Лижье», оснащенное ДВС от «Бош», работающим на водороде.

На мероприятии, посвященном дебюту прототипа «Лижье» с водородной силовой установкой «Бош» нашему специальному корреспонденту Антонине Печковски удалось пообщаться с главным представителем немецкой фирмы, доктором Йоханнесом-Йоргом Рюгером:

Жак Николе ("Лижье") и Др Йоханнес-Йорг Рюгер ("Бош"). Фото: А.Печковски

- Мотор у вас V6 от обычной машины. Это позволило несколько сократить путь создания новой техники?

- Да, именно так. Нам нужно было серьезно переделать лишь систему впрыска. Все остальное почти не требовало доработок. Именно это позволит нашим клиентам брать уже готовые решения, а не разрабатывать двигатели заново. Им можно будет конвертировать практически любой ДВС из их гаммы. Думаю, это существенно облегчит переход на водород.

- А как дела обстоят с автономностью?

- О, это важный вопрос.

- Удастся ли проходить отрезки по 50 минут между дозаправками?

- На данный момент мы рассчитываем на 30-40 минут. И это зависит не от выбранного двигателя, а от размеров баков. Здесь у нас установлены три бака по 2,1 кг водорода. Всего получается 6,3 кг. У нас получалось пройти 35 минут на них. Конкретно в Ле-Мане мы не испытывали, поэтому такие данные основаны на компьютерных вычислениях.

- А где проводили натурные испытания?

- На нашем испытательном полигоне «Бош».

https--www.bosch-presse.de-pressportal-de-media-dam images-pi11671-boschengineering ligier js2rh2

                                                    Фото: bosch-presse.de

На данный момент пока не определено, когда начнется спортивная карьера данной машины. Все началось с простых исследований, но переход на использование в «серийной» гоночной технике потребовал дополнительных работ над компоновкой всей системы. В целом, программа развивается в соответствии с планами Западного автоклуба (АСО), который собирается учредить специальную категорию для водородных прототипов. Представители «Бош» выражают уверенность, что теперь в «Лижье» полностью готовы выйти на старт первой же гонки, которую организуют для подобного класса.

Особо подчеркивается важность сохранения особой гоночной атмосферы. Пусть, все только и говорят об электромобилях, но слушают-то все равно ДВС. Это одна из главных особенностей: рев моторов, дрожь воздуха.

Конечно, это не рассматривается в качестве главной альтернативы для нынешних моторов. По замыслу многих, водородные ДВС будут устанавливаться на спортивные легковые машины высшего класса.

Пока что доподлинно не известно, когда точно состоится

В «Боше» считают, что это действительно «озеленяет» гонки и дает возможность использовать ДВС на высокоэффективном спортивном автомобиле. Это явно будет не «Гольф», это не будет стандартным автомобилем «Дженерал Моторс», но будет возможность для автомобилей с наивысшими характеристиками, чтобы на выходе была только вода. За исключением небольшого количества остаточного моторного масла, один грамм на километр.

В настоящий момент в «Боше» это первый гоночный проект на водороде. Идет работа над демонстрационными проектами с несколькими клиентами. Все это находится на довольно ранней стадии. Два года назад об этом никто не говорил. Год назад об этом говорили несколько человек. Ясно, что интерес возрастает.

Это не первый раз, когда кто-то делает подобную силовую установку. Чем объяснить, что до сих пор об этой технологии не было речи в гонках, а теперь есть уже несколько проектов? Дело в том, что гоночное сообщество, увидело, что есть возможность использовать «зеленые» технологии на гоночной трассе и оставить все другие характеристики, такие как звуковая вибрация и сопутствующие ей эмоции.

«Я могу заявить, что если запустить этот двигатель, то он ничем не будет отличаться по звуку от обычного ДВС. Так что это действительно весело», - говорит доктор Рюгер.

Признан ли этот мотор силовой установкой с нулевым уровнем выбросов? Мы все знаем, что эта дискуссия все еще продолжается как в ЕС, так и в других странах. Но все движется в том направлении, о котором говорят факты. И в «Боше» считают, что это нулевой выброс, потому что ничего на выходе нет, кроме моторного масла. Это нулевой выброс CO2, а все остальные выбросы можно взять под контроль.

«Нам еще предстоит оптимизировать систему доочистки, но все знают, что это будет легче по сравнению с бензиновым двигателем с непосредственным впрыском или даже с дизелем. Выброс оксидов азота (NOx) тоже не будет проблемой», - полагает представитель «Боша».

Почему фирма вообще ввязались в это? У «Боша» много подразделений. Есть «Бош Инжиниринг», есть «Бош Моторспорт», и у них есть «высокопроизводительные» клиенты, такие как «Порше», «БМВ», «Феррари». Нужно развивать разные направления, чтобы всегда была возможность предложить им решения.

Интересно, в новом регламенте 2026 года будет ли заложена возможность посоревноваться машинам на водороде с ДВС. Успеют ли довести технологию до этого времени? Сможет ли водородный автомобиль сразиться за победу в общем зачете?

В «Боше» полагают, что на данный момент технология еще не оптимизирована, явно не найдет предел по характеристикам. Изначально это был простой V6, но для использования водорода пришлось его модифицировать:

«Это, конечно, сложнее, чем просто непосредственный впрыск с топливной рейкой. Это комбинация систем. Нам нужен большой объемный поток с возможностью его откалибровать для всех возможных режимов. Изменилась только система впрыска. Это звучит просто, но, разумеется, на деле все сложнее. Нам еще предстоит оптимизировать множество параметров. Например, температурный контроль», - поясняет доктор Рюгер.

Что касается использования в гонках, то в кулуарах звучали самые разные предположения – вплоть до стартов в экспериментальном зачете на «Нордшляйфе». Подтверждения эти догадки не получили пока что. Нынешняя итерация модели вряд ли выйдет на старт. Все-таки, подготовить водородный автомобиль к гонкам – это не просто установка баков и впрыска. Нужно еще добиться высокого уровня безопасности.