Разное: автоспортивные новости

Гоночные неопределенности

lemans-2030-infinitiНетвердая поступь прогресса

О том, с какими трудностями, далекими от привычной работы с техническими и спортивными регламентами, сталкиваются ныне команды и производители, размышляет главный редактор «Рейскар Инжиниринг» Эндрю Коттон:

Гонки всегда были на острие прогресса, который шел семимильными шагами. И вот настал момент, когда этот самый прогресс оказался на перепутье. Так и представляется, будто он – прогресс - переминается с ноги на ногу и не знает какой путь избрать. Даже вездесущие рекламщики чешут затылок в недоумении. Целое столетие производители метались от дорогущих лимузинов к сверхэкономичным прототипам. Порой они делали и что-то практичное. Так или иначе, но с тех пор, как вместо лошади к экипажу приладили мотор, у фирм всегда было четкое видение того, как развивается их сектор промышленности. Они использовали бензин, дизель. Порой баловались с водородом и электричеством.

Сейчас же никто не может с уверенностью сказать, куда двинется этот прогресс. Электричество? Тут все зависит от того, захотят ли государства и дальше субсидировать эту отрасль и наконец уже изобрести более-менее выносливые аккумуляторы. Как бы фанаты электричества ни ратовали за свое излюбленное средство передвижения, у электромобилей есть, как минимум один существенный недостаток. В очереди на бензоколонку вы ждете минут 5. Не больше. Батарейки от сети заряжаются в лучшем случае полчаса, и очередь на дозаправку в таком случае несколько, скажем так, растянется.

Недавно по ходу одного из салонов компания «Тесла» устроила покатушки для журналистов. Было несколько обескураживающе узнать, что на твою возможность оценить все преимущества новинки оставалось всего «64 мили заряда». Само собой, будь в нашем распоряжении обычная машина, мы просто поехали бы до ближайшей заправки – всего делов.

Автору же заметки, несмотря на использование рекуперации (которая, кстати, не добавила ходу ни на милю), пришлось хуже. Даже применение техники, с которой поделились гонщики ЛМП1 (тормозить не слишком интенсивно, но дольше), не помогло. В итоге, когда до «выключения устройства» оставалось 14 миль, а автор с рекламщиком «Теслы» заблудились, последнему пришлось проявить всю свою находчивость, чтобы каким-то образом найти способ доставить электромобиль обратно на выставку. Не самая лучшая реклама для техники стоимостью более 100000 евро. И это посреди мегаполиса, а не в какой-нибудь деревне.

Думаете в автоспорте все лучше? Не особо. Организаторы сами не понимают, что требуется от технического регламента: больше или меньше прижимной силы, больше или меньше механического сцепления с трассой, гибриды или электромобили. Наконец, с гонщиком или уже без него? Нужны ли в автоспорте заводские команды или нам нужно срочно привлекать частников?

Например, перед новыми владельцами Ф-1 стоит непростая задача привлечь инвесторов и обеспечить им прибыль от вкладов. Будет ли найден универсальный формат заездов, интересный для зрителей по всему свету? Или придется делить чемпионат на несколько серий по географическому признаку?

Разговор с гонщиком-ветераном Джеймсом Уивером натолкнул редактора «Рейскар Инжиниринг» на интересные мысли. В США чемпионаты и их освещение устроены так, что гонщики становятся настоящими героями. Публика это ценит, а сами технологии отходят на второй план.

Если уж на то пошло, то среднестатистическому болельщику все равно, 8 МДж там под капотом или все 10. И раз уж вероятность возвращения «Пежо» в Ле-Ман тает с каждым днем, не пора ли задуматься организаторам о том, что вскоре ведущий класс будет представлен частными «Джинеттами» и ставка на технологии уже не пройдет?

Разумеется, гонки помогают развивать технологии, но, как заметил один гоночный инженер, отошедший от дел, «если команда разработчиков новой машины получит бюджет на гонки, то именно на гонки она его предпочтет не тратить».

Если нынешний формат чемпионатов мира не настолько привлекателен для производителей, которые не видят смысла во вложениях, пусть и крупных (они не видят соответствующей отдачи от этой затеи), то есть смысл задуматься, все ли в порядке с дорогой по которой идет автоспорт.