Разное: автоспортивные новости

Микрочипы с моторчиком

computer-technology-f1-racingВ тот день, когда в гараже будет больше компьютеров, чем гаечных ключей, мы поймем, что что-то идет не так. Но будет уже слишком поздно.

Один из самых известных бразильских конструкторов Рикардо Дивила, на счету которого работа в Ф-1 с командами «Копершукар», «Лижье», а также богатый опыт сотрудничества с производителями шасси спортивных машин, делится своими мыслями на страницах журнала «Рейскар Инжиниринг». Сегодня мы предлагаем ознакомиться с художественным переводом его заметки из февральского номера. Заметка, видимо, записана не в самом лучшем настроении после сорванных тестов, но основной посыл от этого ни чуть не страдает, но наоборот приобретает весьма ощутимые "углы":

Одно из глобальных заблуждений ныне – триумф технологий. Проблема в том, что, чем больше технологий приходит в нашу жизнь, тем сильнее мы от них зависим.

С тех пор, как мы перешли с транзисторов на микрочипы, когда на мизерной площади сконцентрированы миллионы переключателей «0» и «1», неодушевленные предметы начали жить своей собственной жизнью. Порой нам даже кажется, что эти железки наделены каким-то интеллектом.

Ущербность этого триумфа технологий аукнулась, когда мне после перелета на другой континент вместо по-настоящему увлекательной работы с «сырым» прототипом, который еще только готовится выйти на трассы, пришлось наблюдать, как с машиной сражается целая команда инженеров-компьютерщиков, которые пытаются «надуть» универсальную шину передачи данных (шина CAN, которую порой лучше переименовать в CAN’T).

И вот, перед нами начищенный до блеска, полностью заправленный автомобиль, который вынужден простаивать в гараже, в то время, как вокруг него носится целая толпа специалистов с компьютерами наперевес. А в итоге оказалось, что все это вавилонское столпотворение было вызвано из-за небольшого «недопонимания» между электронными мозгами двух агрегатов.

Двигатель не может пояснить, что он хочет, коробке передач, а та объясняется языком жестов с управлением контроля тяги. А приборная панель вообще ушла в себя и не собирается общаться ни с теми, ни с другими. И все это в ходовом повороте. В особо запущенных случаях такой процесс передачи данных от Джеймса Ивану через Николя посредством азбуки Морзе порой приводит к тому, что нажатие на педаль тормоза отрубает гидроусилитель.

Нам, инженерам-конструкторам привычнее видеть все не только в виде формул, но и в виде физических объектов. Сам принцип того, как свободные электроны заполняют вакантные места в этих кремниевых вафлях кажется чем-то наподобие сказки. Легче представить, что ток по медным проводам проводят маленькие зеленые эльфы.

Конечно, мы тут преувеличиваем, но сам факт того, что все происходит на субатомном уровне, делает это сюрреалистичным. Но все это меркнет по сравнению с тем, что могут натворить программисты со своим кодом. Порой кажется, что пока они творят их сознание витает где-то в эфемерном пространстве, начисто оторванном от реалий этого бренного мира. Ну а сами компьютеры задают нам слишком много ограничений, что приводит к печальным результатам: все логические цепочки хитроумных программ имеют свойство обрываться в самый неподходящий момент, и у программистов всегда есть оправдание тому, что работа опять встала.

И тем, кто составляет эти программы по управлению двигателями, коробками, контролями тяги, еще повезло, что заказчики у них не из Якудзы – иначе кое-кто не досчитался бы пальцев на руках, коими они набивают свои бесконечные коды. Правда, в таком случае самым отпетым из них пришлось бы печатать носом, и процесс создания новых агрегатов, которые уже завязаны на использование компьютерных технологий, затянется слишком надолго.

И если вам вдруг показалось, что мы слишком грубы, то призадумайтесь на досуге, как сильно вы сами зависите от этих компьютерных технологий. Сейчас обыкновенное рулевое колесо на машине Ф-1 стоит чуть ли не дороже той техники, на которой добывались титулы пару десятков лет назад.

И нам еще предстоит осознать, что мы сделали с гонками. Мы уже не удивляемся тому, что по ходу гонок некоторым машинам приходится останавливаться, чтобы перезагрузить компьютерные мозги.

Да что уж там далеко ходить. Современный человек вместо того, чтобы ответить на простой вопрос чаще всего ответит вам: «Погугли».

Так, может быть, все эти технологии вместо того, чтобы помогать нам, уже нас поработили?