Большой туризм

Еще немного про Макао-2025

Существует слишком много серий ГТ3, борющихся за внимание. В мировой иерархии нет чемпиона мира в данном классе, но есть Кубок мира в Макао. И эти соревнования организует ФИА, так что, это самый главный трофей со спортивной точки зрения.

С иерархией понятно, но вопрос о цели остается. Здесь, однако, все еще яснее: титул выигрывает не лучшая машина, а лучший гонщик. Потому что в Макао ему приходится прокладывать себе путь сквозь узкий желоб ограждений. Со стороны это может выглядеть просто, но на самом деле требует от спортсменов акробатического искусства управления автомобилем и поразительной точности.

 

Вряд ли много народу смотрело прямую трансляцию гонки в Макао в несусветную рань. И это правильно (с точки зрения зрелищности), потому что сама гонка не является главной изюминкой, за исключением, конечно, определения чемпиона мира. Победа в Макао обычно определяется квалификационными заездами: тот, у кого лучшая стартовая позиция, имеет наилучшие шансы на победу, если он сам себе не испортит старт или рестарты после периодов желтых флагов. Однако на пути к заветному трофею предстоит пройти две гонки: квалификационный заезд в субботу в качестве закуски и главное событие в воскресенье в качестве гранд-финала.

 

И в прошлом там часто что-то шло не так. В 2024 году Антонио Фуоко («Феррари») перехитрил своего соотечественника и друга Раффаэле Марчьелло («БМВ») перед одним из поворотов. Это сработало только потому, что трасса была ещё слегка влажной, и это было единственное место, где Фуоко мог обогнать (у Марчелло была лучшая максимальная скорость), а «Феррари» 296 была настроена именно для этого манёвра на влажной трассе в этом самом повороте.

 

Однако Фуоко тогда не победил, потому что 1400 метров спустя, после самой длинной прямой трассы в Макао, Марчелло попытался отомстить Фуоко. Это не удалось, и победителем внезапно стал гонщик «Мерседеса» Маро Энгель, а сражавшиеся за первую позицию итальянцы продолжили свой спор уже за пределами трассы, после столкновения.

 

Почему мы упоминаем это здесь? Во-первых, главными действующими лицами в 2025 году снова стали Антонио Фуоко и Раффаэле Марчьелло, вернувшие «Феррари» и «БМВ» в центр внимания. Во-вторых, Фуоко в то время был в ярости из-за якобы агрессивного стиля вождения своего приятеля Марчелло.

 

И, конечно же, потому что история 2024 года доказывает, что результат гонки не всегда должен совпадать с результатом квалификации, но обычно всё равно совпадает. Почему? Правильно. Это городская трасса, но очень особенная. Между 90-градусным правым поворотом в конце 1400-метровой стартовой прямой и упомянутым выше изгибом трассы обгон просто невозможен, потому что двум автомобилям класса ГТ3 попросту негде проехать бок о бок. Есть места, где даже попытка обгона запрещена. Но в отличие от других городских трасс, здесь также есть длинная финишная прямая.

 

Конечно, там есть небольшой излом, а также коварный правый загиб, названный в честь знаменитого отеля «Мандарин», расположенного на месте, где гонщики проносятся на полной скорости в 270 км/ч. Если что-то пойдет не так, произойдет крупная авария, как это случилось с Лоренсом Вантором на тренировке. В любом случае, на автомобилях класса ГТ3 можно обгонять только в двух местах. С другой стороны, такой роскоши не увидишь на других городских трассах, таких как Монако или По.

 

Теоретически, производитель с самой высокой максимальной скоростью имеет лучшие шансы в гонке. И с этого момента все немного усложняется. В этом году всех обязали применять датчики крутящего момента для упрощения «баланса производительности».

 

Не все были в восторге от изменений. «Мерседесу» пришлось полностью пропустить гонку, потому что они не смогли найти в Азии команды с опытом использования датчиков крутящего момента; в «БМВ» ворчали, а соперники подозревали, что M4 обладает способностью каким-то образом выдавать дополнительную мощность.

 

«Баланс производительности» с датчиками крутящего момента определенно сблизил параметры автомобилей на этот раз: в квалификации четыре производителя отставали друг от друга всего на семь десятых секунды в первой семерке.

 

Но на этот раз жалобы на предполагаемую несправедливость «баланса» начались после квалификации: «Баланс был хорош, когда дело доходило до того, что три или четыре производителя показывали примерно одинаковое время круга, - заявил технический директор «Феррари» Фердинандо Канницо. – Но каждый автомобиль «собирает» свое время круга по-разному. Мы быстры в поворотах на среднемоторном 296, но медленны на прямых участках из-за «баланса». Нам удалось завоевать поул, но в гонке нам будет сложно удержать конкурентов позади, если мы не увеличим мощность и не повысим максимальную скорость».

 

По сути, после квалификации Канницо потребовал пересмотра «баланса» для улучшения характеристик: «Мы даже добавим вес, если нам увеличат мощность, чтобы не стать легкой добычей на прямых участках», - умолял итальянец. Но в ФИА остались непреклонными. И у «Феррари» остался один козырь в рукаве - Йе Иефэй. Китайский заводской гонщик идеально прикрывал Фуоко в первой гонке в субботу. Однако в основном заезде китаец попал в стычку с Марчьелло прямо на старте, что стоило ему нескольких позиций - и оставило его напарника Фуоко в лидерстве без помощника.

 

Но Фуоко это нисколько не смутило. На единственном рестарте он так рано ускорился так, что Марчелло отстал, и поэтому в Макао все снова было как обычно: кто быстрее в квалификации (обычно), тот и выигрывает гонку.