Большой туризм

МЧМ: Старичок "Лексус"

После 10 лет выступлений одна из самых "древних" моделей из нынешних ГТ3 все еще способна удивить.

После выдающегося десятилетия конструкторский регламент ГТЕ (ГТ2) уступил место (пока еще) более доступной категории ГТ3, которая базируется на оглушительном успехе финансовой модели в чемпионатах, проводимых организацией Стефана Рателя.

 

Многочисленные производители проявили интерес к ЛМГТ3, и Западный автомобильный клуб Франции (АСО) выбрал девять марок, которые должны были выставить по две машины. Большинство из них уже участвовали в гонках в Ле-Мане, за исключением «Ламборгини» (которые ушли после единственного сезона в связи с уходом марки из Нурегсагов в МЧМ) и «Лексуса».

 

Для премиального «бренда» «Тойоты» приверженность «материнской компании» чемпионату мира и 24 часам Ле-Мана позволила выйти на новый уровень. До этого «Лексус» ограничивался японским чемпионатом Супер ГТ и некоторыми соревнованиями в ГТ3. Ныне же ставки повышаются, о чем говорит особое сотрудничество с французской командой «АСП».

 

Команда, базирующаяся недалеко от Тулузы, является одним из лидеров в категории ГТ3, в которой она добилась многочисленных успехов с «Мерседесом» (где была почти такой же «придворной» как «Хаупт»). Бывший гонщик Формулы-3000, ее основатель Жером Поликан изначально был полон решимости вернуться в Ле-Ман:

 

«Мы выступали там в 2014 году благодаря нашему участию в ЕЛМС, и я неимоверно желал вернуться. Когда три года назад было объявлено, что ГТ3 заменит ГТЕ, я сразу же принял решение сосредоточить нашу стратегию на выход в МЧМ в 2024 году. Я понимал, что если мы не присоединимся, то можем упустить шанс, который выпадает раз в десять лет».

 

Редкая птица

 

В то время проект ГТ3 в МЧМ не был приоритетом для «Мерседеса», и Поликан не колеблясь обратился к другому производителю: «У нас был первоначальный диалог с «Тойотой», и так оказалось, что мы были на одной волне. Они уточнили мне тогда, что разрабатывают новый ГТ3 для 2026 года с намерением, чтобы он участвовал в 24 часах Ле-Мана и в МЧМ. Нам просто нужно было найти решение на промежуточный период 2024-2025 годов».

 

И решение быстро представилось в виде «АрСи Ф» (RC F). Появившись в 2015 году на гонках в Японии в зачете ГТ300 чемпионата Супер ГТ, модель обрела вторую жизнь в ГТ3 с 2017 года (в рателевской серии более жесткие требования к шинам и аэродинамике). Так что теперь он начинает третью жизнь в версии ЛМГТ3. Конечно, чтобы это произошло, необходимо было внести некоторые коррективы, требуемые регламентом Ле-Мане.

 

«Инженеры «Тойоты Газо Рейсинг» (Toyota Gazoo Racing, 画像(がぞう) – от яп. «изображение», «гадзо», если уж дословно, с длинным «о», а не «у», но азиатам не в первой оригинально использовать латиницу, из-за чего популярные телефоны, стиральные машины и телевизоры называются не «Самсонами», а «Самсунгами», и там отсылка не к древнему герою, а к корейскому «три звезды», но что-то мы углубились в дела лингвистические) в Кельне проделали большую работу по модернизации, чтобы автомобиль подходил под новый регламент, — объясняет Адриен Сера, технический директор «АСП». – Аэродинамическую конфигурацию пришлось пересмотреть. Им пришлось переделать расчеты, моделирование и испытания в аэродинамической трубе в рекордные сроки, чтобы убедиться, что она попадает в окно аэродинамических характеристик, установленное правилами ЛМГТ3».

 

В итоге работа шла в сжатые сроки: тестирование аэродинамических деталей в сентябре, одобрение всего пакета сразу после этого и омологация организаторами чемпионата аэродинамической трубе «Заубера» в январе. Учитывая, что «пролог» начался в конце февраля в Катаре, не было ни малейшего пространства для маневра.

 

«Автомобили еще не были готовы, когда прибыли в Катар, — признается Жером Поликан. – Некоторые детали омологационного автомобиля пришлось отправить в Катар отдельным рейсом для установки на один из гоночных автомобилей. На тот момент у нас было очень мало деталей!»

 

Следует отметить, что этот «АрСи Ф» — птица и без того редкая и экзотическая. В то время как некоторые ГТ3 выпускаются сотнями, то «Лексусов» за десять лет было построено всего 18 штук! Несколько ездят в ИМСА, чуть больше – в Супер ГТ.

 

«Это очень необычный и интересный автомобиль, — продолжает Жером Поликан. – Для ГТ он имеет некоторые характеристики, которые роднят его с прототипами, как по техническим характеристикам, так и по количеству выпущенных единиц».

 

Адриен Сера подтверждает: «Что касается ходовой части и двигателя, он использует очень мало компонентов от серийного автомобиля по сравнению с «Мерседесом». У него более сложная конструкция».

 

Гонщик Арнольд Робэн делится впечатлениями из-за руля: «Это почти прототип по конструкции. Это огромное преимущество, потому что автомобиль очень жесткий и очень надежный. Он хорошо сбалансирован для такого не самого опытного спортсмена, как я. Благодаря своей длинной колесной базе он особенно устойчив в быстрых поворотах и на средних скоростях. С другой стороны, если нам приходится работать над автомобилем, это занимает гораздо больше времени, чем над другими современными ГТ3».

Изначально он был разработан для спринтерских гонок (в Супер ГТ большая часть заездов – на 2-3 часа, не на 6). Например, замена кузовных деталей занимает гораздо больше времени. Вообще, гонщиков просят быть как можно более аккуратными и избегать контактной борьбы, потому что замена «блока кузова» может занять десять или пятнадцать минут, тогда как на новых «Феррари» это можно сделать прямо во время дозаправки. Эта инструкция избегать контакта крайне строга, учитывая, что обвес кузова «Лексуса» очень тонкий и имеет тенденцию ломаться при малейшем ударе.

 

«Благодаря американцам, которые участвуют в гонках на «Лексусах» в ИМСА, мы надеемся решить большинство этих проблем», — успокаивает технический директор «АСП».

 

Искусство укрощения уникальности

 

Почтенный возраст оставил «АрСи Ф» с небольшим дефицитом производительности, отчасти из-за электроники, которая не совсем подходит для правил ЛМГТ3.

 

«Действительно, это небольшое препятствие для нас, — признает руководитель команды Поликан. – С годами использование новых датчиков стало необходимым, но наша электронная система изначально не была рассчитана на такие объемы. Например, в МЧМ регулирование мощности двигателя нынче осуществляется не ограничителями, а датчиками крутящего момента на трансмиссиях. Поэтому требуются постоянные расчеты для регулировки мощности в соответствии с крутящим моментом. Это требует гораздо больше вычислительной мощности, чем у нас есть. Наша система несколько ограничивает нас в том, чтобы подбираться близко к пределу мощности колеса. Она также бывает слегка перегружена, что иногда приводит к некоторым проблемам с надежностью».

 

Некоторые улучшения были сделаны для сезона-2025, как объясняет Адриен Сера: «Благодаря новым системам, используемым в программе ИМСА, мы можем увеличить объем данных, которые мы считываем и передаем. Приятно иметь возможность извлекать пользу из обратной связи от американцев, даже если не все можно перенести из-за правил МЧМ».

 

Помимо внешнего вида, «Лексус» дополняет свою уникальность и шинами. Как и у конкурентов, он оснащен «Гудьиром», что обусловлено правилами, но вовсе не тех же размеров, как объясняет Жером Поликан: «Наш «Лексус» — единственный автомобиль на решетке, у которого шины одинакового размера на всех четырех колесах. Мы провели тестовую сессию, чтобы попытаться использовать, как и у всех других автомобилей, более узкие шины спереди. Темп был хорош, но мы быстро уничтожили их, потому что из-за распределения веса передние шины не выдерживали нагрузки. У нас самый тяжелый автомобиль в ЛМГТ3, и 53% веса приходится на переднюю часть. В МЧМ участники должны иногда продержаться два часа с одним и тем же комплектом. И это непосильная задача для «АрСи Ф». Учитывая невозможность предварительного нагрева шин, в «Гудьир» проделали отличную работу, так как они у них нагреваются за четыре или пять поворотов, даже в холодную погоду. Недостатком для нас, у которых большая масса, является то, что мы склонны перегревать шины, особенно на горячих трассах».

 

Арнольд Робэн подтверждает, что это деликатная тема: «Всегда очень сложно избегать чрезмерного износа. В прошлом году мы начали добиваться прогресса в понимании шин и того, как не нагружать их слишком сильно в начале заезда».

 

Для «Лексуса» и «АСП» сезон-2024 стал настоящим испытанием в набивании шишек, отмеченным, впрочем, некоторыми многообещающими выступлениями, особенно в Ле-Мане.
«Хотя машине 10 лет, это был ее первый старт в Ле-Мане! У нас не было абсолютно никаких справочных данных, - подчеркивает Жером Поликан. – Тем не менее, мы были в игре почти всю гонку. Прохладная погода облегчила управление шинами. Какое-то время мы думали, что находимся на подиуме. Мы боролись за это, но затем столкнулись с некоторыми проблемами в плане надежности».

 

Автомобили «Лексус» несколько раз лидировали в категории ГТ3, но в конечном итоге они финишировали 7 (№ 78) и 10 (№ 87). По идее, достойный результат, если вспомнить, что произошло во время субботней утренней разминки. № 78 (Кельвин ван дер Линде за рулем) получил удар сзади от Нурегсага «Тойоты» Ника де Вриса, что вынудило механиков «АСП» внепланово пропотеть прямо перед стартом: «Повреждения были далеко не косметическими, - вспоминает Поликан. – Мы приложили все усилия, чтобы вытянуть заднюю часть автомобиля! Это было очень напряженного, так как у нас оставалось всего три часа до старта. К счастью, это была первая гонка, в которой у нас был значительный набор запасных частей. У нас не было времени заменить погнутый радиатор кондиционера. Мы оставили все как есть, но смогли стартовать с зоны обслуживания, позади всех остальных. Мы также получили двухминутный штраф, поскольку нас сочли ответственными за столкновение. Несмотря на все это, у машины не возникло никаких проблем во время гонки».

 

Во время тех «24 часов Ле-Мана» Хосе-Мария Лопес был отозван в «Тойоту», чтобы заменить травмированного Майка Конвея. А в «АСП» Лопеса заменил Джек Хоксуорт, который регулярно участвует в гонках ИМСА на «Лексусе». Это была идеальная возможность извлечь пользу из его опыта: «Прежде всего, он немного успокоил нас, сказав, что он легко настраивает автомобиль, на котором ездит в Соединенных Штатах, — отмечает Адриен Сера. – Мы многому научились. Он указал нам интересные направления по множеству мелких деталей, таких как подогрев тормозов или как управлять автомобилем на двойных отрезках».
«Он очень помог нам с контролем тяги, например, — добавляет Поликан. – Он сказал нам: «Мы это уже проходили. Вам нужно выйти из поворота, разогнаться до 70% и, как только вы почувствуете сцепление, вы даете полный газ». То, что он рассказал нам одним предложением, позволило нам сэкономить часы изысканий на трассе».

 

После сезона, богатого на уроки, «АСП» подходит к Ле-Ману 2025 года с более расслабленным настроем: «Мы настроены гораздо более оптимистично, чем год назад, — говорит Жером Поликан. – Мы надеемся, что найдем секунду с круга, хотя я не уверен, что этого будет достаточно для победы». Хотя «Лексус», возможно, и не сможет рьяно бороться за победу, он вполне готов преподнести сюрприз, привезя свой экипаж на подиум. И это будет отличным результатом для автомобиля, вступившего, по сути, в свою третью жизнь.