Большой туризм

Автоматический «баланс». Зачем?

Предыстория гандикапов, раздаваемых ЭВМ.

Инженер Дейв Эллис, большой любитель гонок на выносливость, решил разобраться в вопросе, откуда появился так называемый «автоматический баланс» - компьютеризированная система, выставляющая гандикапы в классе ГТЕ Марафонского чемпионата мира.

«Баланс» традиционно ассоциируется в первую очередь с классом ГТ3. Однако и другие чемпионаты используют похожую систему. В ИМСА «баланс» применяется и в ДПи, и в ГТЛМ, и в ГТД. Все национальные чемпионаты задействуют «баланс» ГТ3 и используют либо официальную версию, либо свою собственную.

С недавнего времени «баланс» появился и в ГТЕ. Шаг оказался неоднозначным (прим.ред.: лет 8 назад представители Западного автоклуба клятвенно заверяли, что никакого «баланса» в Ле-Мане не будет).

С одной стороны, применение «баланса» позволило увидеть на трассе и старый «Астон», и новейшие «Феррари», «Порше» или «Форды». С другой стороны, ничто другое кроме «баланса» не собирает столько негатива вокруг себя. И внутри паддока, и за его пределами всегда есть те, кто пеняет на «баланс». Кто-то говорит, что «баланс» слишком сильно задавил их за предыдущие достижения. Кто-то жалуется, что «баланс» вообще никак им не помогает, и соперники все равно оказываются быстрее.

Болельщики делятся на два лагеря: первым нравится «баланс», другие ратуют за привычную систему, при которой побеждает просто лучшая команда с лучшей техникой. «Баланс» - объект нещадной критики. Кто-то из болельщиков прямо говорит о том, что исход гонок решается в кабинетах, а не на трассе.

«Баланс» выходит из-под контроля

В 2016 году дела стали совсем плохи. В «БМВ» выкатили на Нордшляйфе новое купе М6 ГТ3 и, чтобы избежать невыгодных поправок в «балансе» перед 24-часовой гонкой на Нюрбургринге, попросили гонщиков придержать коней на весенних этапах.

К сожалению для баварцев, установка не была выполнена, и общественность самолично лицезрела очень сильные выступления новинки. «БМВ» «пришлось» выигрывать гонку, так как скорость их машины была очевидна. И перед 24-часовым марафоном на Нордшляйфе М6 ГТ3 получили невыгодный «баланс».

А вот в «Мерседесе» перевыполнили первоначальный план «БМВ», скрывая реальный потенциал машины до начала гонки. В итоге штутгартцы доминировали по ходу марафона, застолбив за собой первые четыре места. Пятым пришел к финишу экипаж «БМВ», уступивший круг победителям.

Выступление было впечатляющим, но многие обвинили «Мерседес» в мухляже с «балансом».

24-часовой марафон в Спа грозил повторением фарса с гандикапами. «Мерседес» по итогам квалификации занял первые 6 позиций. Но тут же вмешались спортивные чиновники, отправившие АМГ ГТ3 на последние ряды за «вольную интерпретацию омологации» (прим.ред.: вы верите, что эта причина действительно имела место быть?) да еще и наградившие команды 5-минутными штрафами (прим.ред.: штрафы, впрочем, удалось отбыть во время нейтрализации гонки – тоже очень вольная трактовка правил; будто бы кто-то испугался, что переиграл). Так или иначе но по ходу заезда лучшему из «Мерседесов» удалось отыграть 2 круга из 3, упущенных в начале заезда. Победили представители «БМВ», но осадок, как говорится, остался. «Баланс»? Ну как сказать

Тем временем в Ле-Мане

Пока Стефан Ратель возился с АМГ, в Западном автоклубе вовсю раскручивали «дуэль» «Форда» и «Феррари», упирая на знаменитые сражения 60-х. Это была настоящая афиша гонки.

Вот только у «Форда» на борту было достаточно песка, чтобы воссоздать высадку в Нормандии (прим.ред.: занятнейшая игра слов на английском; sandbagging – мухлеж, специальное сокрытие реальной силы; sand – песок; Ле-Ман располагается в Нормандии, на песок побережья которой в 1944 году высаживались, в том числе, и американцы).

По ходу тестового дня в Ле-Мане лучшими были представители «Корветта» с результатом 3:55,1. У «Феррари» темп был на 0,8 хуже. «Форд» же не въезжал в пределы 3:55. И это с машиной, чего уж там таить, изначально специально построенной для гонок. С чего бы это?

На первых же минутах официальных тренировок стало понятно, что подозрения оправдались. «Форды» лихо разменяли 3:55, с ходу побив лучшее время тестов. Видео из салона убедительно доказывало, что американцы могут еще прибавить – машины шли накатом даже на быстрых кругах.

И они прибавили. В квалификации, выгрузив песок, «Форды» поехали 3:51! На 5(!) секунд быстрее, чем на тестах.

Организаторы сели в лужу. Их системы сбора данных оказались совершенно бесполезными. Именно тогда и зародилась идея автоматического «баланса».

Алгоритм спешит на помощь

Данные телеметрии собираются ФИА и обрабатываются компьютером, который выдает «баланс» на следующий этап. Это снимает ответственность с инженеров Западного автоклуба, делая баланс более, эммм, сбалансированным.

В теории.

Нам остается только верить и надеяться, что алгоритмы, заложенные в ЭВМ действительно справедливы, а базовая информация, занесенная в память компьютера, соответствует действительности. Стоит ли говорить, что алгоритмы засекречены, и простым смертным не суждено узнать, как именно вычисляется «баланс».

Именно поэтому и пришла в голову мысль узнать, какие же результаты выдавал автоматический «баланс» по ходу сезона-2017.

В последующих заметках мы разберем итоги гонок и те корректировки, которые вносил компьютер.

Чего ради?

Не нужно горячиться с навешиванием ярлыков. Автор заметок вовсе не агитирует за «баланс». Он просто рассуждает и пытается разобраться, как на самом деле все работает.