Большой туризм

Рихард Литц: «В этом чемпионате возможно все»

lietzЗаводчане «Порше» в категории ГТЕ перед первым заездом FIA WEC, несмотря на неудачную квалификацию, сохраняли здоровый оптимизм.

Далеко не все гонщики горят желанием вдаваться в подробности регламента. Так, например, Микаэль Кристенсен ушел от ответа про «автобаланс»: мол, я всего лишь гонщик, а не инженер, который знает все. Тут можно было реально предаться ностальгии и пожалеть о том, что легендарный Марк Либ хоть и выступает снова в ГТ, но все же не за заводскую команду в чемпионате мира. Уж он-то точно разложил все по полочкам, как дипломированный специалист и не менее отличный гонщик. На сей раз отдувался за него Рихард Литц, который, как мог, старался утолить наше любопытство. Вопросы задает наш специальный корреспондент Антонина Печковски:

- Я не смогла поговорить с Вами, Рихард, на прологе. Но там Вы сказали, что постараетесь победить в чемпионате.

- Да.

- Но в этой квалификации Вы не на первом месте. А где?

- Да. Мы не на первом месте. Я думаю, на шестом?

- Возможно, вторая машина Вашей команды квалифицировалась на восьмом месте.

- Значит, мы седьмые

- Как Вы по командам разобрались!

- Да, мы вторые с конца. Я не знаю, сколько машин впереди нас, позади только наши.

- И насколько Вы сейчас далеки от своей цели – победы в чемпионате?

- Сейчас мы очень далеки от этой цели, потому что мы еще не проехали даже первую гонку! Впереди еще много заездов и очень многое надо сделать. Так происходит каждый год – вы с чего-то начинаете. Набираете очки, и в конце года считаете, что у вас получилось. Наша квалификация не лучшая, мягко говоря, но с чего-то надо начинать. Потом будет еще и гонка. А в Ле-Мане квалификация значит вообще очень мало – за гонку вы там получаете двойные очки, и кто вспомнит, где вы начинали. Пока не видите клетчатый флаг, не знаете, чем все закончилось. Пока чемпионат не финишировал, все возможно. Что могу сказать определенно – мы очень быстры.

- Я уже спрашивала про автоматический баланс. Такое впечатление, что по сравнению с прошлым годом ничего не изменилось. Да, «Порше» сейчас заводская команда, но на первом ряду «Форд» и «Феррари». Когда уже применят этот баланс?

- Через три гонки. А Ле-Ман вообще отдельная гонка, к нему будет свой баланс. Я могу тебе показать правильного человека, который все тебе объяснит про автоматический баланс. Это очень и очень сложная система.

- Говорят, «Порше» - короли дождя.

- Были, в прошлом.

- А сейчас никто не знает, какие Вы в дождь Вы хотите, чтобы в Силверстоуне и на следующей гонке в Спа был дождь, или предпочтете гонку посуху?

- Дождь будет чем-то новым для всех. Сложно сказать, кто от дождя выиграет, а кто еще больше проиграет. Но если мы сделаем правильные вещи в нужное время, нам повезет, и в этом случае, хорошо бы, чтобы был дождь. Но если мы будем хороши под дождем, нам бы его хотелось. Если мы вдруг лучше будем ехать посуху, то нам выгоднее сухая гонка. Проблема в том, что мы не знаем, что будет – тут, в Силверстоуне, дождя еще не было. Я думаю, если в Силверстоуне все будет стабильно и ничего особенного в гонке не произойдет, у нас очень мало шансов продвинуться вперед. Так что в нашем положении, при старте с седьмого места, нам бы хотелось, чтобы гонка была с проблемами и пошел бы дождь. В таких условиях можно ошибиться со стратегией, а можно и неплохо выиграть, если сделать все правильно. Вы можете на первом круге быть очень медленным, но на последнем выиграть гонку! Это мы и должны сделать. Шины в этой гонке – вообще-то, чуть ли не единственный фактор, от которого будет зависеть, победит ли кто-то или проиграет.

- То есть, вся стратегия у Вас основана исключительно на шинах. Это то, что Вы и команда изучали на прологе и на других тестах..

- Да. Шины – это все. За ними надо очень следить. У нас только четыре комплекта. И это на шестичасовую гонку. Так что очень важно не убить шины в самом начале, чтобы все еще иметь хорошие шины к концу гонки.. И поэтому мы и изучали аспект износа шин очень пристально, мы тестировали максимально возможное время. Но тесты это тесты, вы можете тестировать сколько угодно, а в Силверстоуне у нас первый гоночный уикенд. И это сильно отличается от тестов. На гоночном уикенде мы должны учиться заново, и мы должны учиться очень быстро. Надеюсь, так и произойдет. Я надеюсь, мы будем быстры.

- Было бы неплохо! Вы участвуете еще в каких-то чемпионатах в этом году?

- Я еду третьим гонщиком в длинных гонках в Америке и чемпионат на Нордшляйфе. Конечно, еще 24 часа Нюрбургринга. И WEC. Так что мне хватает!

- Не многовато?

- Для меня и машины – хорошо! Многовато... Мне нравится!

lietz-2- Да, программа хорошая. Вернемся к Силверстоуну. Вы надеетесь, что гонка будет с «сюрпризами»?

- Прямо сейчас я верю в завтра. У нас очень хорошая и очень быстрая машина. Я бы хотел, чтоб она такой и осталась, чтобы она была стабильной. Может временами мы будем быстрее, временами медленнее, может будут какие-то веселые моменты.

- Вы ждете ,что у кого-то будут проблемы, что кто-то вылетит?

- Нет-нет, желать проблем я не собираюсь никому. Никогда никому не желаю проблем, особенно я не желаю никому вылететь в гонке. Но если вдруг пойдет дождь и нам нужно будет менять шины...Я бы хотел, чтоб в эти моменты нам повезло. Но я желаю, чтобы все надежно доехали гонку и не подвергали себя опасности! Но шансы упускать не стоит. Я предпочитаю более стратегическую гонку, а не когда кто-то вылетает в самом начале и там надо перепланировать все.Так что завтра, если мы сработаем с шинами на отлично, у нас все будет хорошо! Если завтра мы выедем и увидим.. В принципе, мы видим, что у машины недостаточная поворачиваемость, и если такое будет, мы должны начинать медленно и быть осторожными. Потом раскатимся. И хорошо нам повезет, если потом будет влажная трасса. Надо сделать эту гонку. После гонки мы уж точно узнаем, что сработало, а что нет.

- Есть какие-то «Порше», которые сейчас едут в ЕЛМС? (мы разговаривали во время гонки ЕЛМС, и гонщики все время отвлекались на экран)

- «Протон Компетишн». Они стартовали с предпоследнего ряда. Я думаю, им тоже нелегко приходится. Хотя они едут на старой машине. Хочется, чтобони получше проехали.

-   Им тяжело, хотя гонка проходит в идеальных условиях. Сейчас вовсю светит солнце. Примерно 13 градусов тепла. Сухо, прохладно, солнечно – идеальные условия. Вы сможете использовать какую-то информацию с этой гонки ЕЛМС для Вашей?

- Нет. Это прошлогодняя машина, старая. Эту машину мы знаем, как свои пять пальцев. А сейчас у нас новая машина (прим.ред.: «средне-заднемоторная» или «задне-среднемоторная» - это кому как нравится), мы еще ее изучаем.

- Вы думаете, они победят?

- Протон? Или ты спрашиваешь про ЛМП2?

- Вообще-то я про «Граф».

- Ну не знаю, у них еще полгонки не прошло, им еще работать и работать.Да я и не за ними слежу.

- У Вас все еще есть мотивация гоняться и побеждать в гонках?

- Да!

- Сколько еще времени, по-Вашему, это продлится?

- Босс решит.

- А с Вашей точки зрения? Оставим Босса в стороне. Вы сейчас заводской гонщик «Порше». Если Вы не будете больше им, Вам будет, что делать?

- Я думаю, на пляже буду отдыхать. И отдыхать!

- А потом?

- Буду искать молодых гонщиков, буду помогать им, особенно тем, кто столкнется с такими же проблемами, как и я, в последние десять лет.

- Тренером станете?

- Да не, никогда! На пляж вернусь. А если серьезно, оглянусь по сторонам, буду держать глаза и уши открытыми. Всегда есть хорошие вещи, чтоб ими заняться.

- Могу я задать не очень вежливый вопрос о топливном скандале в ФАГ? Насколько этот скандал повлиял на гоночную программу «Порше»? Стало ли завершение программы «Ауди» в ЛМП1 следствием этого скандала? Были ли еще акие-то тобщие проблемы для «Порше», «Ауди», других спортивных ветвей, относящихся к концерну?

- Если честно, это все настолько далеко от нас, гонщиков... Мы знаем, что мы в безопасности. У нас никаких проблем с бюджетом. Ситуация выглядит так, что у нас много денег на гонки. Мы совершенно никак не вовлечены в этот скандал.

- Конечно, Вы не крутили рычаги на стенде!

- Мы очень-очень далеки от всего этого. И нам этот скандал совсем не повредил. Босса нашего спроси, он об этом наверняка больше знает. А так мы вообще не чувствуем последствий.

- Я спрошу! А вообще, странно, что под удар попал только ФАГ. «Мицубиси» и «Ниссан» тоже химичат, да вообще, какого производителя ни возьми, нужно только копнуть и все увидишь.

- Если честно, не слежу за всем этим.

- Напоследок – наколько полезен для клиентов дорожных «Порше» Ваш вклад в развитие новой гоночной машины?

- Очень полезен! Мы видим гоночные машины, которые сначала как «Proton», едут в ЕЛМС, в прошлом году мы еще на ней ездили, а на следующий год они уже выходят в серию. Если говорить о машинах ГТ3, то основа у них вообще, как у дорожных машин. Если вы хотите построить хорошую дорожную машину, Вы должны гоняться. В гонках проверяется очень много вещей. Если «Порше» успешны, в этом есть очень большая доля нашего вклада. Если мы побеждаем в гонках, это хорошо для марки. В общем-то, мотоспорт во многом – об этом.

- Вам нравится Силверстоун?

- Это одна из моих любимых трасс! Силверстоун мне нравится. Но и машина должна быть на уровне. Я должен тоже подходить к машине, мы все должны вместе собрать. И тогда мы сможем наслаждаться прекрасными моментами Силверстоуна.

Аргументацию Литца подтвердил и Фред Маковиеки:

- Фред, если просуммировать то, что Рихард сейчас сказал о машине, то она не настолько быстра, как Вы ожидали.

- Конечно, мы хотели бы быть повыше. Мы бы хотели, чтоб машина сейчас была побыстрее. Квалификация, конечно, не так важна, но она порой указывает на примерный расклад сил. Мы на том месте, где мы есть, перед нами шестичасовая гонка, которую надо завершить, и это всегда надо иметь ввиду. Сейчас может показаться, что мы позади всех, мы бы конечно хотели другие условия на трассе и мы будем бороться изо всех сил, чтобы показать наилучший результат, мы не сдадимся! Тогда люди забудут, как мы квалифицировались, если мы покажем хороший результат. Это только квалификация. Я думаю, мы сможем прорваться, это не невозможно с теперешним регламентом на шины в гонке. Однако, квалификация показала, кто силен, а кто нет. Конечно, всегда лучше быть быстрее, но, значит, нам хуже подошли условия. С другой стороны, показать быстрейший круг легче, чем приспосабливаться к условиям в гонке. Я стартую в этой гонке, а Ричи будет стартовать во всех следующих гонках. Я стартую, и увидем, где мы приедем!

- То есть, сегодняшний результат квалификации, 7-8 для Порше, не дает никакой информации о готовности к гонке и к сезону.

- Этот результат дает информацию! Что «баланс» неправильный! В таких условиях, когда ты видишь, что некоторые соперники оказываются впереди, порой остается надеяться только на «веселые приключения», когда в ход борьбы вмешивается погода. Тут все решает тактика. Можно серьезно отыграться за счет одно только выверенного пит-стопа! Погода меняется одинаково для всех, и потому кому-то повезет со сменой шин, а кому-то – нет.