Большой туризм

Швейцарские самоделкины

Финал марафонской серии GT3 принес титул марке Nissan, но ничуть не меньше радовались в стане частной команды Emil Frey,которая добыла свою первую победу для купе Jaguar XK.

Финальный этап Blancpain Endurance Series, что прошел на Нюрбургринге, стал прекрасной иллюстрацией к тому утверждению, что даже «баланс сил» не способен помочь малоизвестной фирме сравняться по конкурентоспособности продукции с именитыми соперниками. Если в TCR еще питают надежды на то, что мелкие частные компании в состоянии подготовить легковые машины, сопоставимые по уровню с техникой из фирменных кубков, то в первенствах, проводимых под присмотром Стефана Рателя все менее иллюзорно. Давным-давно прошли времена, когда представители редкой марки Morgan стояли на подиуме. Впрочем, делали они это крайне редко, да и в частных коллективах купе это не ездило. Отсюда и то удивление и восхищение, с которым был встречен успех команды Emil Frey Racing, которая после четырех лет мытарств с автомобилем собственной постройки Jaguar XK добилась-таки первой победы в классе. Англичане уже сняли эту «Большую кошку» с производства, а швейцарцы все тянули ее на пьедестал почета. Единственное, что огорчает в связи с успехом частников – памятная история с маркой Morgan в GT3, которая ничем славным так и не закончилась.

Строго говоря, мелким частником команду Emil Frey назвать нельзя. Швейцарец Эмил Фрай открыл свой автомобильный магазин еще в 1924 году и вскоре оказался одним из первых дилеров фирмы, которая позднее станет известна, как Jaguar. Отсюда проистекает любовь коллектива к английской марке. Более того, на свете даже существовала такая гоночная команда, но Лоренцу Фраю все пришлось начинать с чистого листа, так как с момента последних стартов прошло более 40 лет. Не сказать, что подопечные Фрая стеснены в средствах – семейное предприятие обладает впечатляющей сетью дилерских центров на родине, в Германии и других странах. Но даже это не гарантировало швейцарцам успеха с собственным проектом в GT3.

Первоначально версию Jaguar XKR GT3 должна была строить известная английская команда Apex Motorsport. Коллектив этот в свое время осуществлял техническую поддержку марки Bentley в Ле-Мане, а до этого момента именовался Audi Sport UK. Неудивительно, что в Ковентри решили доверить доводку спортивной версии своего нового купе XKR именно подопечным известного в прошлом британского гонщика Дэвида Лесли. Однако планам по приходу «Большой кошки» в GT3 не суждено было сбыться – самолет Лесли разбился, когда коллектив отправлялся на предсезонные тесты машины в 2008 году.

Инициативу по возвращению английской марки в гонки подхватывает Лоренц Фрай. Правда, готовить свою собственную машину пришлось долго – дебют состоялся только в 2012 году. Причем, то бы автомобиль национальной категории G3, которая позволяет доработки конструкции по ходу чемпионата. Само собой, для сырой частной техники постоянные модификации были необходимы. Свою роль сыграла помощь с настройками двигателя специалистами Ilmor, что неслучайно, так как один из основателей, Марио Иллиен – швейцарец. В Emil Frey Racing подготовили свою собственную КПП, которую перенесли к заднему мосту для лучшей развесовки. Электронику системы управления коробкой швейцарцы тоже делали сами. Такая обновленная машина вышла на старт в 2013 году, и с тех пор шла работа по оптимизации всех систем в гоночных условиях. Серьезную помощь проекту оказывает наличие известных гонщиков, опять-таки, швейцарцев Фреди Барта и Габриэля Гарделя. Первый известен болельщикам по выступлениям в WTCC и ныне больше отвечает за техническое обеспечение, а второй – ветеран гонок GT, еще в далеком 2005 году уведший титул из-под носа у Maserati и Тимо Шайдера.

Стефан Ратель с радостью бы принял еще одну марку в стан полноценных GT3, но в официальной заявке машина все еще числится в категории G3, причем под обозначением Emil Frey Jaguar. Однако при подсчете участвующих производителей вряд ли кто-то будет уточнять, что это за проект.

После трех лет непростых испытаний команда Лоренца Фрая наконец-то начала пожинать успех в 2015 году. Сначала последовал подиум на этапе марафонской серии на Сильверстоуне, а теперь, на финале на Нюрбургринге, добыта победа. Не сказать, что без удачи не обошлось. Как и на Гран При Сингапура, и в гонке FIA WEC в Остине, нашлись те, кому выезды автомобиля безопасности сыграли на руку – в Германии в их числе оказалась и команда Emil Frey Racing. Причем, на самых последних минутах Гардель оказался заблокирован за круговой машиной AF Corse, когда сзади подъезжал соперник в борьбе за лидерство из этой же итальянской команды. Все в итоге обошлось мирно, но поволноваться швейцарцам пришлось изрядно.

Что касается всего первенства Blancpain Endurance Series, то его выиграли тоже не самые главные фавориты. Успеха добились подопечные марки Nissan, выступавшие от Академии GT в составе английского коллектива RJN. Для добычи титула им хватило финиша на третьем месте. Празднование вышло весьма эмоциональным, так как каждому из гонщиков перед стартом сезона было что доказать: в Алекса Банкомба даже на родине не особо верили, как в перспективного участника GT, Кацумаса Чио звезд с неба не хватал даже на домашней арене в Super GT, а выпускники самой Академии давненько не блистали на международном уровне, что был призван исправить Вольфганг Райп. На руку будущим чемпионам пришлись проблемы Audi – приехавшие лидерами в Германию Ортелли и Штипплер почти не набрали очков, и авария гонщиков ROWE Mercedes, которые тоже претендовали на высокие позиции.

Лишь экипаж Банкомба, Чио и Райпа стабильно продержался в первой тройке по ходу всего заезда. На первом часу гонки лидерство удерживало другое трио Nissan, чаще выступающее в спринтерской серии, однако к середине дистанции оно, вместе с преследователями на ядовито-зеленом Lamborghini Huracan, сместилось с главных позиций, хотя и угрожало фаворитам до самого финиша.

Бледной тенью себя были заводские гонщики Audi – лидеры Blancpain Sprint Series Лоренс Вантор и Робин Фряйнс ничего не могли противопоставить в сражении с соперниками, которых обычно не замечают по пути к победам в часовых гонках, а фавориты марафонов Стефан Ортелли и Франк Штипплер и вовсе обретались где-то во втором десятке. Не лучшим образом уходит на покой из «придворной» команды WRT старая версия купе R8 LMS.

Победа же в заезде досталась экипажу Von Ryan Racing – в очередной раз своенравный McLaren 650 доказал, что ехать он может, но только под управлением профессиональных гонщиков, таких как Кевин Эстре, Роб Белл и Шон ван Гинсберген. Помогла и стратегия с очень ранним первым пит-стопом и точным расчетом времени финальной дозаправки. Увязшие в круговых гонщики Bentley Гай Смит, Стивен Кейн и Энди Мейрик, которым победа нужна была для достижения титула, по ходу последней смены так и не смогли угнаться за лидерами. Второй год подряд эта английская марка довольствуется «серебром», и проигрыш команде Nissan вряд ли та дуэль, о которой можно упоминать в рекламных проспектах. А вот Emil Frey уж точно не упустит возможности напомнить своим клиентам об успехе швейцарских самоделкиных.

1 Долгий путь на первое место занял у Большой кошки четыре года. Эмоции после финиша бьют через край

2 Старт 3-часовой гонки на Нюрбургринге. Старые купе Audi R8 LMS и Mercedes AMG SLS уже не на первых ролях. Немцы и, особенно, их клиенты готовятся к дебюту новых моделей, который намечен на сезон-2016

3 Ратель намерен организовать международный кубок GT3, чтобы по итогам четырех марафонских гонок (в Батерсте, Остине, Спа и Куала-Лумпуре) разыграть кубок среди марок производителей техники

4 Успех команды Von Ryan McLaren оказался в тени драматичной развязки борьбы за титул – Алекс Банкомб, перед стартом бывший только четвертым в личном зачете, радуется итоговому «золоту» по итогам года

5 В одном классе со швейцарским Ягуаром ехали и экипажи команды GT Russian Team Viatti. На последнем часу Алексей Карачев не смог ничего противопоставить напору соперников из стана Ferrari и уступил им место в первой тройке