Формула 1

«Мерседес» В08

w08-1Деньги на ветер.

На автодроме Силверстоун прошла презентация новой гоночной машины В08 (W08) чемпионской команды «Мерседес». Автомобиль представили прямо на трассе, над которой весь день бушевал сильный ветер. Чем не предзнаменование и намек.

Первый же взгляд на новинку не оставляет сомнения: колоссальные средства в этом году вылетят в аэродинамическую трубу, а разговоры о сокращении расходов – пустое сотрясание воздуха.

Всполохи цвета морской волны по бортам – живое напоминание о том, какую высочайшую роль в успехе команды играет сотрудничество с производителем ГСМ «Петронас». В нынешнем сезоне двигателисты и трибологи обещают вывести эффективность силового агрегата на новый уровень. Концепция мотора с разделенными элементами турбонагнетателя с расположенной посредине его элементов системы рекуперации тепловой энергии не изменилась. Разве что, новый мотор обладает большим запасом прочности, которая пригодится с учетом возросших нагрузок как наружного так и внутреннего воздействия.

Впрочем, как бы хорош ни был мотор, он вряд ли сам по себе вывезет к чемпионскому титулу. Для этого требуется шасси, с которого в этом году особенный спрос. И на этой арене в «Мерседесе» готовы сделать все, чтобы обыграть гения аэродинамики Эдриана Ньюи.

В отличие от многих других машин Ф-1, В08 сохраняет элегантные очертания носового обтекателя. Сохранился и S-воздуховод, перенаправляющий поток из-под носа на верх монокока. На этом, собственно, привычные вещи заканчиваются, и начинается невообразимое изобилие всевозможных дефлекторов, стабилизаторов и элементов, которые будто бы сошли напрямую с картин Сальвадора Дали.

Щетина спойлеров начинается аж с кожухов воздуховодов тормозных дисков – даже в такой возмущенной зоне конструкторы пытаются как-то приручить поток. Спойлеры эти неплохо видны сквозь частокол массивных рычагов подвески, которые стали гораздо крупнее, чтобы справляться с возросшими нагрузками в поворотах.

Если внимательно присмотреться к верхнему рычагу передней подвески, то станет очевидной тяга конструкторов подкормить радиаторы как можно лучше: для этого пришлось под рычаг ставить дополнительный элемент, крепящий его к стойке. Так верхняя часть подвески оказывается под меньшим углом, почти параллельно дороге, открывая большее окно для воздуха, устремляющегося к боковым понтонам.

Отдельная загадка кроется там, в кузове, куда эти самые рычаги уходят. Сохранил ли В08 хитрую подвеску с гидроаккумуляторами? Или же в «Мерседесе», как и обещали, добавили еще перцу, «обучив» гидравлику тому же, что умел автомобиль противников РБ12? Пока что это тайна за семью печатями, и узнать подробности мы сможем только в случае подачи протестов, которые, впрочем, могут последовать уже на Гран-при Австралии.

За колесами, вдоль борта, теперь располагаются не только внушительных размеров боковые дефлекторы, но и совершенно неожиданно появившиеся над ними стабилизаторы потока, торчащие из кузова, словно необрезанные литники у пластмассовой модельки. Остается только гадать, не попытка ли это направить больше воздуха к боковым радиаторам, чтобы выгадать в размерах понтонов. Гораздо эстетичнее в своей четкой геометрии выглядит семейство из трех дефлекторов у понтонов. Обычно такие жалюзи указывают на то, что конструкторы пытаются повернуть поток на большой угол – избегая срыва потока, они дозаряжают скользящий по кривой поверхности воздух сквозь эти щели.

w08-2

Боковые понтоны, если смотреть сверху, стремительно уходят к центральной оси гораздо раньше, чем в прошлом году. Идеология «бутылочного горлышка» в экстремальном прочтении. Чем больше расстояние между колесами и кузовом, тем больше «чистого» воздуха пройдет под антикрылом, что значительно увеличивает его эффективность, что особенно актуально сейчас, когда антикрыло это располагается гораздо ниже, чем прежде. Сами понтоны обладают удивительной геометрией, как патрубки замысловатой выхлопной системы, «перетекая» под вытянутую центральную часть. Все это оставляет огромные площади днища абсолютно свободными – простая плоскость. А это выгода с точки зрения прижимной силы – воздух больше времени идет по прямой, а не огибает каплеобразное сечение.

Интересно, что на представленной машине не было большого акульего плавника. Все ограничилось небольшим хохолком. Зато было небольшое отверстие, примерно в том же районе, что и у показанной накануне машины «Форс Индия». И, что привлекло особое внимание, прямо перед кронштейном заднего антикрыла в кожухе моторного отсека оставлено место для установки интересной конструкции, которая уже вызвала много пересудов.

w08-3

Сразу нужно оговориться, элемент, как оказывается, абсолютно легален с точки зрения регламента (пункт 3.8.4). Элемент этот – будто бы тонкое сечение прошлогоднего антикрыла, расположенное по высоте как раз примерно там, где в сезоне-2016 антикрыло и было. Что это? Датчики? Или просто маневр, отвлекающий от чего-то более существенного? Возможно, это часть более сложной системы, которая работает вместе с плавником, дебют которого ожидается на первых же тестах.

Даже на фоне интересного шасси «Рено» РС17 новый «Мерседес» В08 выглядит весьма впечатляюще. И, главное, запас сюрпризов, скорее всего, далеко не исчерпан.