Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Теория движения Секреты управления от Михаила Горбачева Секреты управления спорткаром (часть 3)

Секреты управления от Михаила Горбачева

Секреты управления спорткаром (часть 3)

bmw-carouselУдовольствие от вождения, шины, выдержка

bmw-carouselОчередная часть лекции Михаила Георгиевича Горбачева.

Постигать мастерство управления мощным автомобилем нужно постепенно. Станислав   Грязин высказал в беседе с автором по этому поводу верную мысль: « Приведу такой пример. Человек получает удовольствие от любого уровня владения горными лыжами.  Точно так же надо учиться получать удовольствие от разных стадий владения мощным и быстрым автомобилем и не пытаться удивить себя и окружающих».  

Вести автомобиль нужно чисто, буквально до миллиметра придерживаясь оптимальной траектории. Вот что  говорит Вальтер Рёрль по поводу чистоты прохождения поворотов: « благодаря моему участию в кольцевых гонках траектория прохождения поворотов за рулём раллийного автомобиля стала намного чище. Я старался ехать на моменте, на тяге, что требует внутренней дисциплины, так как  швырять машину в повороты боком доставляет, вне всякого сомнения, больше удовольствия». Мало кто знает, что в том же 1980 году Вальтер стал и чемпионом мира  в длинных шоссейно-кольцевых гонках, выступая в команде с известными кольцевиками Рикардо Патрезе и Микеле Альборетто, выиграв  12 этапов из 13.  Но, истиной целью баварской звезды была не погоня за медалями и титулами, а достижение совершенства в управлении автомобилем: отточенная техника, траектория, выверенная буквально до миллиметра, истинное удовольствие от владения автомобилем в любых ситуациях под девизом «быстро, но безопасно»! Рёрлю особенно нравились, и, конечно же удавались ралли, изобилующие  быстрыми скоростными участками с  гравийным покрытием, когда машину надо заправлять в поворот на скорости в 180 км/ч. Он исполнял это безукоризненно и был недосягаем для соперников.

ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕХ БЫСТРЕЕ?

И всё-таки, какой автомобиль самый быстрый? Если взять формулу и переделать в автомобиль для установления заездов на рекорд максимальной скорости? Нет, этого делать не надо. Я имел в виду среди автомобилей, которые можно купить в автосалоне и без всяких переделок всавить ключ зажигания или нажать на кнопку «пуск» и устремиться вперёд. Это – Bugatti 16,4 Veyron с двигателем W16 и мощностью 1001 л.с. Он разгоняется по прямой дороге до скорости в 402 км/ч! Но, преодолевать повороты, всё же намного интереснее. Посему, давайте посмотрим, кто окажется самым быстрым из спорткаров на гоночной трассе Северная петля Нордшляйфе, длинной 20,8 км, Koenigsegg CCR? Нет, только третье место у этого экстравагантного спорткара со временем 7.34 мин. Porsche Carrera GT – на первом месте с временем 7.32, Pagani Zonda F на втором – 7,33. Все три лидера во время заездов были обуты в дорожные шины. А сколько преимущества даёт, скажем, слик? Для этого сравним прохождение той же трассы на дорожных шинах, и на специальных гоночных, к примеру,  Audi RS 4.  Специальные шины дают преимущество в 16 секунд с круга! А если взять раллийный полноприводный  автомобиль Subaru Impreza WRX ( время – 8,24 мин) на гоночных шинах для асфальта и сравнить с Porsche 911 GT3 (997) (время 7,48 мин) то окажется, что задний привод с атмосферным мотором намного быстрее полного с турбонаддувом! Вот какие чудеса!

Мощные и быстрые седаны или даже купе класса люкс сложны в управлении из-за своего слишком большого веса. Их удел скоростные автобаны Германии, где важно иметь хорошую динамику на скоростях за 200, даже если в салоне 5 человек. Да, разгоняются такие «круизёры» как из рогатки, ездят ох как быстро, да и тормозят неплохо, но в прохождении поворотов требуют от водителя виртуозности и умения предвидеть и ждать.

Пример  такого поведения автомобиля я наблюдал на гоночной трассе в Мячково.  Шикарный BMW 630,  оказался в крутых виражах этой трассы чрезмерно валким, неповоротливым и медленно, как корова, реагирующим на команды водителя. «Этот автомобиль, не для поворотов, - он пожиратель скоростных километров  автобана, то есть автострады», - скажет иной специалист и будет абсолютно прав. Я бы на таком ездить не стал. Почему? Так он неадекватно поведёт себя в аварийной ситуации, например, во время объезда внезапно появившегося препятствия. Что? Он не для этого? Так именно поэтому,  я на нём ездить, особенно быстро ,  не буду. А на юркой BMW М3, буду. Автомобиль должен послушно выполнять команды водителя на большой скорости в экстремальных режимах, что свидетельствует о его отличной управляемости. «Трёшка» именно такой автомобиль. Посмотрите на пелотон автомобилей в Чемпионате мира по ралли или кольцевым гонкам. Что-то там не видно спорткаров, то есть спортивных купе с их клиновидными формами! Мы видим обычные маленькие автомобильчики, но с очень мощными моторами и идеальной управляемостью. На таких послушных «пулялках» гонять – одно удовольствие.

ШИНЫ

 Спортивные, то есть низкопрофильные шины будут вести себя  на большой скорости в поворотах несколько иначе обыкновенных  серийных шин, угол увода которых будет на порядок выше, чем у низкопрофильных спортивных, прежде чем они сорвутся в скольжение. Кроме того, как выражаются автогонщики, стандартные шины при быстром прохождении поворота сильно «подворачиваются», то есть деформируются. В таком положении шина цепляется за дорогу уже не всей плоскостью, а только своей боковиной, что значительно уменьшает ее сцепление с поверхностью дороги. Это приводит  к быстрому износу шин, а, главное, к очень низкой управляемости автомобиля. Совсем другое низкопрофильные специальные шины. Чем меньше расстояние от поверхности дороги до обода колеса, тем меньше деформация шины в повороте, а следовательно лучше сцепление шины с дорогой, так как пятно контакта такой шины соответствует ее рабочей поверхности. То, о чем я сейчас говорю, имеет огромное значения для управления автомобилем, обутым в низкопрофильные шины на большой скорости в повороте. Дело в том, что занос автомобиля, обутого в обычные дорожные шины начинается довольно плавно, и также плавно прекращается. Совсем другое поведение наблюдается у машины, обутой в низкопрофильные, «спортивные» шины. Держат они до последнего и очень надёжно, но срываются в скольжение внезапно. Без предупреждения. Тенденция к использованию таких шин на современных автомобилях в последнее время увеличивается. Все больше спортивных версий серийных или тюнинговых автомобилей появляется на наших дорогах. Их владельцы предпочитают активный стиль вождения автомобиля и чувствуют себя немножко автогонщиками. А коль скоро так, они должны знать об особенностях управления такими машинами. Главное заключается в том, что низкопрофильная шина теряет сцепление с дорогой внезапно, и также внезапно его восстанавливает. Важно перед началом использования такой шины на пределе её хорошенько прогреть, так как сделана она по гоночным технологиям и по-настоящему держит только при выходе на рабочую температуру.

ВЫДЕРЖКА

Задача водителя мощного автомобиля, - не поддаваться на провокации и твёрдо противостоять великому искушению продемонстрировать окружающим незаурядные способности своего жеребца, что требует большой выдержки. Так и подмывает обогнать перед самым носом у встречного автомобиля! «Напрасно он сигналит фарами, ведь если даже он нажмёт на газ. Всё равно я проскочу!» - с удовольствием бормочет себе под нос счастливый обладатель целого табуна лошадей. Он то знает, но другие участники движения не знают!   Развивайте в себе привычку, всегда находится в комфортной зоне! Не под каким предлогом не соглашайтесь выходить из неё. Никогда не спешите, находясь за рулём мощного авто. Вот что думает по этому поводу известный гонщик Джекки Стюарт: «Скорость? В действительности главная задача состоит в том, как побороть или снизить скорость.    Этой проблемы не существует, пока я не еду из рук вон плохо.   Выражается это в том, что всё происходит очень быстро, а не как в замедленном ритме.  Тогда я знаю – я не в форме». Управление мощным авто требует от водителя большой выдержки. Быстрый и динамичный автомобиль никак не может быть орудием самоутверждение на дороге. Его предназначение – подарить водителю огромное наслаждение от вождения! И истинные ценители скорости отлично знают, что скорость в чистом виде – ничто! Удовольствие мчаться по прямой как стрела дороге, когда стрелка спидометра подбирается к вожделенной отметке 300 весьма сомнительно! Дорога становится похожа на натянутую струну, и становиться ясно, что жизнь водителя и пассажиров зависит не столько от мастерства управления, сколько от действий других водителей, которые просто не ожидают встретить на дороге снаряд, несущийся с такой дикой скоростью. За руль мощного автомобиля нужно садиться хорошо освоив обычный автомобиль. Кто это не успел сделать имеет отличную возможность восполнить этот пробел в своей теории читая статьи Михаила Горбачева.